В те годы даже деньги пахли большой войной. |
|
И именно в это время президиум Верховного Совета СССР указом от 20 октября 1938 года разделил огромный Дальневосточный край надвое – на Хабаровский и Приморский.
В состав нашего края вошла Хабаровская область, за исключением двух районов и 26 сельсоветов, Амурская, Нижне-Амурская, Камчатская, Сахалинская и Еврейская автономия.
Эта дата и стала днем рождения двух соседних регионов, хотя впоследствии их еще несколько раз разукрупняли, вплоть до начала 90-х годов.
А тогда, в конце 38-го в Хабаровск командировали Владимира Донского, который возглавил краевое оргбюро ЦК ВКПб из пяти человек, дабы в короткие сроки наладить партийную работу, организовать строительство новых железных дорог, рыбных комбинатов, развитие угольной и местной промышленности.
Была поставлена задача в кратчайшие сроки создать в только что построенном Комсомольске гигантское металлургическое предприятие, а в каждой области Хабаровского края построить по несколько крупных промышленных объектов.
Это был 38-й – пик массовых репрессий и расстрелов. Командующий Особой Дальневосточной армией Василий Блюхер 19 октября был арестован и через несколько дней скончался во внутренней тюрьме НКВД на Лубянке. Начальник «Дальстроя» Эдуард Берзин оказался за решеткой и был расстрелян, как враг народа. В этом же году расстреляли поочередно первых секретарей Хабаровского обкома партии Григория Комарова и Лаврентия Вьюшкова¸ а также председателей хабаровского облисполкома Николая Патрикеева и Леонида Лямина.
Дальневосточные концлагеря были переполнены бесплатной рабочей силой, а хабаровские и приморские больницы и госпитали - раненными солдатами в боях у озера Хасан.
Между тем, в наш край со всех концов страны в этот период приезжали тысячи энтузиастов. Это было время стахановского и хетагуровского движений, героических трансконтинентальных перелетов.
Нашему краю выпала в те дни большая честь встречать у себя знаменитых летчиков-героев, начиная с Валерия Чкалова, заканчивая Валентиной Гризодубовой с ее женским экипажем.
А помните песню того времени из фильма «Девушка с характером» в исполнении знаменитой Валентины Серовой и Эммы Цесарской: «Но лучшая дорога в края, где дела много, на близкий и любимый, на Дальний Восток». У меня лично до сих пор глаза слезятся, когда я ее слышу, честное слово.
Люди действительно сюда ехали с огромным подъемом. Население городов и поселков края росло невиданными темпами. Для примера, если в Хабаровске в 1926 году было 50 тысяч жителей, то к концу тридцатых годов здесь проживало уже 200 тысяч. Население Дальнего Востока выросло на 2,5 млн человек.
На комсомольском авиазаводе, построенном буквально за два года, уже выпускались дальние бомбардировщики, а по соседству на амурском судостроительном заложили самый большой в Советском Союзе крейсер «Калинин». Хабаровский нефтеперерабатывающий уже три года давал продукцию, достраивался огромный химфармзавод, развивался «Энергомаш», в Советской гавани на полную мощность работало судоремонтное предприятие, морской грузовой порт.
К началу 1939-го бригада из 15 тысяч военных строителей всего за полтора года построила крупнейшую автомобильную трассу в стране Хабаровск-Владивосток, геологи активно приступили к масштабному поиску олова, никеля, золота, угля, железа и даже "сухопутной" нефти, ускоренно развивались все промышленные и инфраструктурные отрасли народного хозяйства.
А потом была война, и наши деды-дальневосточники остановили под Москвой самую совершенную в мире германскую армию.
Это было тяжелое, трагическое, но одновременно яркое и героическое время. В эти годы вместе с Хабаровским краем появились на свет и наши родители, а потом через каких-нибудь два десятилетия появимся и мы, которым нынче уже давно за пятьдесят.
С юбилеем вас, Хабаровский и Приморский края.
Алексей Светлов