...При поисках самолета «Родина» произошла авиационная катастрофа. Столкнулись два самолета. Тяжелый бомбардировщик ТБ -3РН с десантниками и военно-транспортный самолет «Дуглас». На ТБ-3 находился Я.В. Сорокин - командующий воздушной армией ОКА-2
...При поисках самолета «Родина» произошла авиационная катастрофа. Столкнулись два самолета. Тяжелый бомбардировщик ТБ -3РН с десантниками и военно-транспортный самолет «Дуглас». На ТБ-3 находился Я.В. Сорокин - командующий воздушной армией ОКА-2
Самое загадочное место в Комсомольске связано с перелетом самолета «Родина», точнее с авиационной катастрофой, которая произошла при поисках самолета «Родина» 80 лет назад в октябре 1938 года.
 
Решили идти в Комсомольск
 
В 1938 году три советские летчицы - В. Гризодубова, М. Раскова, П. Осипенко - совершили беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток на самолете «Родина», установив женский мировой рекорд по дальности перелета.
 
Из воспоминаний В. Гризодубовой: «Целью перелета ставилось побить мировой рекорд дальности француженки Дюпейран. А на дальность как происходит - каждый жмет, сколько может. Поэтому могли сесть и в Комсомольске, и в Хабаровске, в общем, что попадется по дороге...».
 
Вылетели 24 сентября, а 25 сентября самолет «Родина» исчез для всего мира, потому что вышла из строя вся аппаратура - и приемная, и передающая. Более того, когда самолет перелетел через реку Иртыш, он попал в сильное обледенение.
 
Когда Раскова открыла форточку, чтобы очистить иней со стекол, все полетные карты выдуло за борт. Так самолет оказался не только глухим, но и слепым. Надо было взять по аэрокомпасу 120 градусов, чтобы выйти на Транссиб. Но была вероятность, что так можно пересечь китайскую границу. Поэтому Гризодубова держала курс - 90 градусов.
 
Через 26 часов полета под самолетом оказалось водное пространство - Тугурский залив Охотского моря. Стало ясно, что мировой рекорд установлен. Решили идти в Комсомольск. Но горючее оказалось на исходе. Нужно было садиться. А внизу на многие километры растянулась тайга. Если самолет встанет на нос, кабину, где размещается штурман, сомнет. Расковой было приказано прыгать с парашютом. Самолет, пролетев еще несколько километров, приземлился на болоте. В 170 километрах северо-западнее г. Комсомольска-на-Амуре.
 
Сразу же, как только стало известно о пропаже летчиц при Комсомольском горкоме ВКП(б) была создана комиссия по розыску и эвакуации самолета «Родина» под председательством секретаря Комсомольского-на-Амуре горкома ВКП(б) Пегова. В поиске принимала участие военная авиация, гражданские самолеты, жители селений, расположенных на территории Дальневосточного края
 
Самолет «Родина» был обнаружен 3-го октября, на девятый день поисков, летчиком М.Е. Сахаровым на самолете ПС-7. Гризодубова и Осипенко были около самолета. Раскова вышла из леса.
 
Женский мировой рекорд был установлен, за что летчицы были удостоены званий Героев Советского Союза. Было пройдено расстояние по прямой в 5 947 километров. По ломаной линии - 6 450 километров.
 
...При поисках самолета «Родина» произошла авиационная катастрофа. Столкнулись два самолета. Тяжелый бомбардировщик ТБ -3РН с десантниками и военно-транспортный самолет «Дуглас». На ТБ-3 находился Я.В. Сорокин - командующий воздушной армией ОКА-2, «Дуглас» вел Герой Советского Союза А.М. Бряндинский.
 
Секрета не было
 
То, что в катастрофе погибли люди, секретом не было.
 
В некрологе, опубликованном в газете «Сталинский Комсомольск» от 18.10.1938. сообщалось, что в воздушной катастрофе трагически погибли комдив т. Сорокин, Герой Советского Союза комбриг т. Бряндинский и летчик т. Лесников с экипажем. В Комсомольске из клуба «Ударник» вынесли урны с прахом. Очевидцы говорили: несли три урны. Может быть не три, но урны. Не гробы.
 
1980 год. Памятник Я.В. Сорокину и А.М. Бряндинскому на старом кладбище Комсомольска-на-Амуре.
1980 год. Памятник Я.В. Сорокину и А.М. Бряндинскому на старом кладбище Комсомольска-на-Амуре.
Впоследствии станет известно, что урн было четыре. Но четвертую урну народу не показали.
 
На слова «с экипажем», имеющие отношение к Лесникову, скорее всего, не обратили внимания, поэтому еще долго говорили, что похоронили всего трех человек.
 
Перелет «Родины» был увековечен установкой мемориальной доски на доме №49 (в этом доме несколько дней прожили летчицы) в по ул. Кирова в 1968 году В 1986 году мемориальная доска была заменена на новую..
 
Год 1986 можно назвать переломным в истории перелета самолета «Родина».
 
…Вспоминается день 25 октября 1986 года. На крохотном участке земли, оставшемся от бывшего городского кладбища, со всех сторон окруженном металлоконструкциями и бытовками осталось всего два захоронения: военного врача С.И. Потеряхина и военных летчиков (могилы находились на расстоянии двух десятков метров друг от друга). На могиле Потеряхина в оградке стоял деревянный памятник в виде усеченной пирамидки со звездочкой На могиле летчиков огромный бетонный обелиск с надписью
 
«Здесь похоронены трагически погибшие при поисках самолета «Родина»
Герой Советского Союза А.М. Бряндинский 02.03.1904 - 03.10.1938. Комбриг Я.В. Сорокин 20.03.1893. - 03.10.1938».
 
Информация о Лесникове и экипаже исчезла.
 
Могилу летчиков уже не раз пытались перенести, о чем говорит, например, следующий документ. Решение горисполкома №73 от 19.02.1981. О переносе могилы Бряндинского и Сорокина Обязать в/ч 95505 перенести могилу на территорию в/ч 28756.
 
Но из-за препирательств между горисполкомом и начальством вышеупомянутых воинских частей, которые дислоцировались тут же, в промзоне, к согласию придти не могли.
 
Но в 1986 году речь, вообще-то, шла о переносе захоронения С.И. Потеряхина по линии городского общества по охране памятников истории и культуры. Тут «стороны» пришли к согласию и решили одновременно перенести оба захоронения, для чего было приготовлено три ящика, обтянутых красной тканью.
 
Захоронение Потеряхина сохранилось хорошо. Его останки вынули из гроба и перенесли в один из ящиков. Потом с трудом повалили бетонный обелиск. Раскопки под ним результатов не принесли. Останков летчиков не было. Тогда насыпали по несколько гостей земли в каждый из двух ящиков и перезахоронили в одной могиле.
 
Таким образом, на территории воинской части по адресу: Северное шоссе, 44 - появились две могилы и два одинаковых памятника.
 
1986 год. Захоронения летчиков и С. И. Потеряхина на территории воинской части. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 44.
1986 год. Захоронения летчиков и С. И. Потеряхина на территории воинской части. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 44.

 
Информация о перезахоронении в городской газете прошла только о Потеряхине. О Бряндинском и Сорокине запретил упоминать Крайлит (крайлит и горлит - организации по охране государственных тайн в печати. - Авт.). Возможно поэтому люди, интересующиеся историей перелета «Родины», продолжали считать, что захоронение летчиков находится на прежнем месте.
 
В сентябре 1988 года меня разыскал корреспондент газеты «Воздушный транспорт» Станислав Глухов. Мы пошли смотреть на новое «захоронение» летчиков. И тут нас ждала очередная неожиданность. Вместо двух памятников был один. И он был другой. Он напоминал старый обелиск. Надписи на нем не было. По идее, это должна быть могила Потеряхина. Но внешний вид памятника говорил о другом.
 
(Я отвлекусь от основной темы, чтобы закрыть вопрос о самом загадочном месте города.
 
В 2003 году сотрудники военного госпиталя обратились ко мне с просьбой показать им могилу врача С.И. Потеряхина. Но сначала я решила проверить состояние могилы сама. …
 
Место, где стоял памятник, было ухоженным, на памятнике уже была надпись о том, что здесь похоронены Сорокин и Бряндинский. Но, поскольку к этому времени место захоронение летчиков было уже определено (ул. Кирова), здесь могла  быть могила только С.И. Потеряхина. На этом основании отдел культуры оперативно заменил табличку с надписью.
 
Года два назад член общества охраны памятников Антон Ермаков проявил личную инициативу о переносе могилы С.И. Потеряхина. В самом деле, территория по этому адресу была заброшена. Огромные здания, в которых несколько лет дислоцировались БОН и БАМ - батальон особого назначения и батальон армейской милиции - были заброшены. Батальоны ушли из города. Ермаков добился разрешения о переносе могилы Потеряхина.
 
Но под памятником была такая же пустота, как ранее под обелиском летчиков.
 
Мне думается, что уже к 1988 году перезахоронение Потеряхина произошло. Но кем? И куда? Загадка не разгадана).

 
2003 год.  Памятник С. И. Потеряхину на территории воинской части. Комсомольск-на-Амуре, Северное  шоссе, 44.
2003 год. Памятник С. И. Потеряхину на территории воинской части. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 44.

 
Но вернемся в 1980-е годы. Близилось 50-летие героического перелета. По традиции перед юбилеем должно произойти какое-либо знаковое событие.
 
Знаковое событие
 
Оно и произошло. Был рассекречен самый важный документ, имеющий отношение к поискам самолета «Родина». И называется он Дневник работы комиссии при ГК ВКП(б) г. Комсомольска-на-Амуре по розыску и эвакуации героического экипажа самолета «Родина» (далее - Дневник).
 
Вел Дневник М.М. Скляренко, редактор газеты «Сталинский Комсомольск». Хранился Дневник в краевом партархиве в Хабаровске. Поэтому первыми с ним познакомились хабаровчане, в частности, В.Ф. Даниленко, занимающийся историей авиации Дальнего Востока.
 
В номере краевой газеты «Тихоокеанская звезда» от 23.07.1988. появилась его статья «Тайна одной катастрофы», где впервые были обнародованы фамилии 14 летчиков и десантников, погибших в катастрофе при поисках самолета «Родина» (не считая Бряндинского и Сорокина).
 
Суть статьи. Во время поисков в воздухе столкнулись два самолета. Все, кто находился в них, погибли за исключением четырех человек, которые спрыгнули с парашютами.
 
После передачи хабаровского радио, посвященного 30-летию перелета, в краевой радиокомитет пришло письмо от учащихся школы п. Дуки. Ребята сообщали о том, что охотники нашли в тайге разбитые самолеты, а вблизи них - человеческие останки.
 
В.Ф. Даниленко, уточнив у них ряд данных, обратился в штаб Дальневосточного военного округа с просьбой организовать экспедицию для вывоза останков. Но только летом 1969 года в район катастрофы вылетела экспедиция, возглавляемая полковником Индуцким. Останки собрали и с почестями похоронили вблизи поселка Дуки. Поставили деревянный безымянный памятник. В 1976 году во время лесных пожаров в Хабаровском крае он сгорел. В 1977 году бойцы Студенческого строительного отряда поставили бетонный памятник.
 
В.Ф. Даниленко, установил переписку с родственниками Сорокина и сообщил им, что комбриг похоронен в Дуках. О том, что Сорокин и Бряндинский с 1938 года «закреплены» за Комсомольском, он узнал позже.
 
1988 год.  Памятник погибшим в  авиационной катастрофе в п. Дуки.  Фото Ю.Н. Федосеева.
1988 год. Памятник погибшим в авиационной катастрофе в п. Дуки. Фото Ю.Н. Федосеева.
Безымянным памятник в Дуках оставался до 1988 года. 4-го октября 1988 года участники народной киностудии «Корабел» (руководитель Ю.Н. Федосеев) установили на памятнике в Дуках мемориальную доску, на которой были перечислены фамилии 14 человек, погибших в авиационной катастрофе.
 
Бряндинского и Сорокина в этот список не включили. Ведь они уже похоронены в Комсомольске. Но тогда не должны были включать Лесникова с экипажем, прах которых тоже находился в урнах. Но они этого не знали, потому что на обелиске было только две фамилии.
 
Меня же продолжал мучить вопрос о пустоте под обелиском. Архивные документы горсовета были рассекречены еще не все, поэтому ответа в архиве найти не удалось. Но Глухов упоминал о начальнике гидропорта Шмидте, который сказал ему, что урны были не закопаны в землю, а помещены внутри деревянного памятника, который установили на территории гидропорта.
 
В самом деле, с чего бы это урны закапывать в землю. Там же не кладбище. А если они были помещены в деревянный памятник значит, их могли перенести и в новый бетонный памятник. Смотрите-ка какой у него мощный фундамент!
 
А еще сказал Шмидт: приезжала жена Бряндинского и забрала урну с прахом мужа. Значит, осталось две урны. Надо было уточнить. Попросила у Глухова адрес Шмидта, но он не ответил.
 
И, тем не менее, в свой статье «Чьи имена писать на обелиске?» опубликованной в «Дальневосточном Комсомольске» от 31.01.1989, я рискнула предположить, что урны должны быть в нижней части бетонного обелиска, который оттащили на пустырь в район бывшего гравзавода. Только общество по охране памятников до весны я решила не напрягать.
 
(А ведь мое предположение оказалось верным. Позднее, когда были рассекреченные протоколы заседаний президиума Комсомольского горсовета, я нашла нужный документ.
 
Вот он.
 
Из протокола № 31 заседания президиума Комсомольского горсовета: «Урны изъять из обелиска 1.8.1939 к 19 час.»
 
Акт
В связи с решением Экономсовета СССР от 26.6.1932 «О строительстве перевалочной базы в Комсомольске с подъездными путями к р. Амур», трасса которых подходит к расположению памятника погибших летчиков, по постановлению президиума Комсомольского горсовета РК и КР от 1.8.1939 произвели вскрытие памятника в присутствии комиссии: Тихонова Б.И. Рыбальченко Т.А. Анисимовой М.И для переноса 4-х урн - Героя Советского Союза Бряндинского, Героя гражданской войны, командующего ВВС 2-й ОКА Сорокина Я.В. и две братские на новое кладбище во вновь построенный памятник).

 
Но это будет потом. А пока, в марте 1989 года, кто-то позвонил в горисполком из Хабаровска и сказал, что урны находятся в бетонном памятнике.
 
Комиссия, возглавляемая заведующим отделом культуры горисполкома, он же - председатель городского отделения ВООПИиК, Э.И. Синельниковым, нашла памятник, вскрыла боковые стены фундамента обелиска и извлекла оттуда четыре урны.
 
Согласно надписи, в первой урне был прах Героя гражданского войны, командующего ВВС 2-й ОКА Сорокина Якова Васильевича 1893-1938 гг. Во второй урне - прах Героя Советского Союза Бряндинского Александра Николаевича 1904-1938 гг.
 
В третьей урне был прах Земцова Тихона Ивановича 1907-1938 гг., Марценюка Федора Ивановича 1904-1938 гг., Морозова Василия Васильевича 1911-1938 гг., Андреева Владимира Михайловича 1910-1938 гг., Соскова Ивана Степановича 1912 - 1938 гг., Климова Алексея Григорьевича 1914-1938 гг., Медведева Михаила Федоровича 1914-1938 гг., Раппопорта.
 
В четвертой урне был прах Лесникова Григория Васильевича 1938 г., Шевченко Филиппа Михайловича 1904-1938 гг., Черепахина.
 
Интересно то, что сколько потом бы ни было опубликовано материалов о перелете «Родина» и авиационной катастрофе, почти во всех было написано, что «урны с прахом нашли случайно».
 
Начиная с сентября 1989 года под названием «Героическое и трагическое» в газете «Дальневосточный Комсомольск» печатался Дневник комиссии по поискам самолета «Родина».
 
В сентябре 1990 года по линии отдела культуры горисполкома была организована экспедиция к месту катастрофы. Возглавлял ее Эдуард Иванович Синельников. Членов экспедиции было тринадцать.
 
По просьбе Э.И. Синельникова руководство КДВО выделило вертолеты Ми-6 и Ми-8 для транспортировки хвостовой части «Дугласа», которое предполагалось сделать центральной частью памятника погибшим летчикам. Восстановлением хвостовой части занимались работники авиационного завода.
 
Проект на лучший памятник был объявлен еще в мае 1989 года.
 
И 24 октября 1993 года в Комсомольске-на-Амуре на ул. Кирова напротив дома №49 был поставлен памятник-захоронение. Авторы проекта - комсомольские архитекторы С.С. Вялкина и Г.А. Грибов. Но проект полностью до сегодняшних дней так и не реализован. Урны с прахом и человеческие останки, собранные на месте катастрофы в 1990 году экспедицией, помещены в саркофаг, находящийся внутри памятника.
 
На памятнике нанесено 13 фамилий. Именно тех, которые выгравированы на урнах. Но ведь в Дневнике указаны как погибшие 16 человек. Получается, что кремировали только 13 человек? А трех человек не нашли? Кого именно? Венцикова, Матусова, Заботкина. Не их ли останки собирают поисковые группы по сей день?
 
1993 год. Памятник-захоронение на ул. Кирова в Комсомольске-на-Амуре.
1993 год. Памятник-захоронение на ул. Кирова в Комсомольске-на-Амуре.

 
В 1998 году вышла из печати моя книга «По следам одной катастрофы», в основу которой были положены Дневник, информации из городской и краевой газет 1938 года, и переписка с ветераном 202-й воздушно-десантной бригады Николаем Афанасьевичем Наумовым,  который создавал историю своей бригады, тесно общался с участниками и очевидцами авиационной катастрофы.
 
Больше всего мне хотелось получить ответ на главный вопрос: всех ли погибших вывезли в 1938 году? Наумов ссылался на А.И. Олянишина, который, как можно было понять, лучше всех владел ситуацией. Тот говорил, что «собрали всех, не могли никого оставить». Но есть и другой вариант его ответа: «Собрали всех, кого смогли найти». Думаю, ответы его зависели, ну предположим, от политической обстановки в стране.
 
Я допытывалась у Наумова: «Если всех собрали в 1938 году, то кого тогда нашли в 1969 году? А в 1990 году?»
 
Ветеран отвечал: «Так по этой трассе самолеты летали в Китай».
 
Вернемся к главному источнику - Дневнику  работы комиссии  при ГК ВКП (б) г. Комсомольска-на-Амуре по розыску и эвакуации героического экипажа самолета «Родина».
 
Москва знала о катастрофе уже 3-го октября. На Пегова, как на председателя комиссии по поиску, обрушился град вопросов от высокопоставленных партийных и военных начальников, вплоть до К.Е. Ворошилова. На протяжении всех разговоров о «Родине» то и дело, как бы мимоходом, вклинивались сообщения, вопросы, информация о катастрофе и действиях, предпринимаемых по ее следам. Ну, например…
 
В ночь на 4-е октября (Москва) вызвала Пегова к телефону:

- Сколько человек осталось в живых от экипажа ТБ-3? Сколько из них раненых? Немогущих двигаться самостоятельно? Живы ли Сорокин и Бряндинский? Или ранены? Или погибли?
 
5-го октября на проводе командующий 2-й ОКА Конев (из Хабаровска):

Конев: Тов. Пегов, сообщите о катастрофе двух самолетов.
 
Пегов: ТБ-3-РН делал разворот. Самолет «Дуглас» ударил его в бок. От ТБ-3-РН остались одни щепки. Самолет «Дуглас» пошел штопором вниз. Из ТБ-3-РН выбросились на парашютах четыре человека.
 
Москва настойчиво требует списки погибших участников катастрофы, хотя без уточнений. Хабаровск и Комсомольск никак не могут уточнить.
 
(По словам Н.А. Наумова, воздушно-десантная бригада была сформирована 1-го октября, а 3-го октября она уже получила приказ вылететь на помощь к самолету «Родина». Возможно, даже списки вылетевших десантников не были скомплектованы. - Авт.).
 
6-е октября. Комсомольск - Москве.

Пегов: Тов. Картушев, передаю списки, полученные тов. Пиковым от командующего 2-ой ОКА о составе экипажей ТБ-З-РН и «Дугласа».
 
Экипаж ТБ-3-РН
Сорокин - комдив, командующий ВВС 2-й армии.
Наумов - помощник командира энской части.
Земцов - штурман, старший лейтенант.
Рапохин - второй пилот.
Венциков - лейтенант.
Марцинюк - воентехник 1 ранга.
Морозов - воентехник 2-го ранга.
Заботкин - радист.
Андреев, Сосков, Климов - младшие командиры.
Медведев - командир взвода.
Шарков - стрелок-бомбардир.
Хоркин - младший командир.
Раппопорт - фотокор «Тревоги»
(останутся живы Хоркин, Шарков, Наумов, Рапохин. - Авт.).
 
Экипаж самолета «Дуглас»
Бряндинский, Лесников - штурман, Шевченко - летчик, Метусов - бортмеханик, Черепахин - пом. борттехника
(погибнут все. - Авт.).
Москва - Комсомольску.

 
Речь идет о формировании отдельной группы, которая отделится от общей группы с летчицами и будет двигаться самостоятельно. Картушев предлагает, чтобы в этой группе были Литвиненко и еще «три военных товарища, крепкие во всех отношениях».
 
Картушев: Тов. Пегов, вы читали?
 
Пегов: Читал. Все понял. Хотел предложить вам ЦИНК……
 
Картушев: Речь шла о брезентовых мешках.
 
Пегов: Сделаем все культурно.
 
Картушев: Если только они не справятся, значит, имейте в виду ЦИНК.
 
Пегов: Все сделаем. Все ясно.
 
(Речь идет о том, как вывозить тела погибших при катастрофе: в брезентовых мешках или цинковых гробах. Цинковые гробы были отвергнуты. Для их вывоза нужен был авиатранспорт, погрузка, выгрузка. Массовое захоронение могло привлечь нежелательное внимание).
 
Приказ за подписью Конева. Группе предлагалось выйти к реке Амгунь. «Всех убитых и раненых вывезти с собой».
 
Речь идет о группе, которая собралась около самолета «Родина». Уже целая толпа. Только военных 17 человек. А еще - проводники и сопровождающие. Убитых и раненых среди них не было. Группа вышла к реке Амгунь 6-го октября в 18 часов. Переночевали на берегу. На другой день собравшиеся поплыли вниз по Амгуни (в сторону Керби).
 
Примерно через семь-восемь километров группа разделилась недалеко от места, где произошла катастрофа. Несколько военных отправились к месту катастрофы.
 
…Мне не встречалось ни одного документа, ни одного воспоминания, где бы речь шла об избирательном кремировании. «Собрали всех, кого нашли вокруг места катастрофы, кремировали и отправили в Комсомольск». А как же потом разделяли прах? Бряндинского и Сорокина?
 
«Сенсации» нет!
 
Что касается Сорокина, то тут такая новость.
 
В этом году на месте авиакатастрофы работала Приморская региональная молодежная общественная организация «Поисковое объединение «АвиаПоиск» (командир Ярослав Ливанский). Они собрали останки погибших (204 фрагмента). Но главной находкой среди собранных предметов Ливанский считает орден «Знак Почета», который, по его мнению, может принадлежать комдиву Сорокину.
 
Приморские поисковики передали найденные останки в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Комсомольска, чтобы те занялись их захоронением. Управление по этому поводу послало несколько запросов, в том числе, в краевую судебно-медицинскую экспертизу с просьбой принять материал для исследования.
 
А пока, видимо, с подачи поисковиков, «Российская газета: неделя» в № 220 за 2018 год выдала сенсацию: «Орден приоткрыл тайну. Приморские поисковики нашли останки комдива Сорокина».
 
Какую тайну может приоткрыть орден, на котором нет номера? То есть, невозможно доказать, кому он был выдан. И разве Сорокина потеряли в 1938 году, а нашли только сейчас?
 
А по какому признаку были определены среди 204 фрагментов (костей) останки Сорокина?
 
Благодаря телепередаче «ДНК», вся страна теперь знает, что для идентификации личности надо проводить судебно-медицинскую экспертизу с привлечением родственников. Но родственников Сорокина пока никто не искал.
 
Доказательной базы для этой «сенсации» нет.
 
К слову: В «АиФе», №34 за 2018 год в приложении к статье «Отпустите их в небо» - фотография Я.В. Сорокина с двумя орденами Красного Знамени, но без ордена «Знак Почета». Эта же фотография на сайте выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков им. В.П. Чкалова.
 
Цена рекорда
 
…Журналист Станислав Глухов, беседуя с командиром «Родины»» Валентиной Гризодубовой (1980-е годы) спросил, как она, зная о неисправностях самолета, решилась на такой дальний полет. Ведь, действительно, полет можно было отложить. Привести в порядок аппаратуру. Благополучно приземлиться...
 
Но Гризодубова опасалась, что перелет могут запретить из-за погодных условий. «Так надоело тогда ждать разрешения на перелет, что на метле полетела бы».
 
Она рискнула. И выиграла. Рекорд был установлен. Цена рекорда - два десятка человеческих жизней.      
 
Марина Кузьмина.
Комсомольск-на-Амуре