Навигацию на Амуре обычно открывают 6 мая. С этого дня китайские туристы смогли бы начать обогащать наш край. Если, конечно, против открытия пункта пропуска перестанет возражать пограничное ведомство. Фото пресс-службы компании "Дальрео", специально для портала "Дебри-ДВ"
Навигацию на Амуре обычно открывают 6 мая. С этого дня китайские туристы смогли бы начать обогащать наш край. Если, конечно, против открытия пункта пропуска перестанет возражать пограничное ведомство. Фото пресс-службы компании "Дальрео", специально для портала "Дебри-ДВ"
Буквально накануне президентски выборов в середине марта на заседании координационного совета при правительстве Хабаровского края тридцать шесть представителей различных госструктур обсуждали судьбу пограничного пункта в речном порту «Заимка». Он был готов к открытию еще в прошлом сентябре. Из пятнадцати выступавших на мартовском заседании единственным человеком, пытавшимся поставить под сомнение необходимость начать использовать уже готовый пункт, оказался начальник пограничного управления по Хабаровскому краю и ЕАО. При этом понять, что именно не устраивает Игоря Бондарева в проекте по развитию туризма, было сложно.
 
Новый пункт пропуска в речном порту «Заимка», на территории туристического комплекса «Ривьера-парк», презентовали прессе 15 августа прошлого года. Бизнесмен Игорь Неклюдов поверил в искренность чиновников, которые обещали «зеленый свет» всем, кто вложит деньги в развитие въездного туризма. Заметив, что планы по открытию новых точек пересечения границы остаются на бумаге, предприниматель за собственный счет построил и полностью оборудовал такой пункт. Чтобы бесплатно передать его в пользование государству. Окупать вложения бизнесмен намерен за счет приехавших из Китая туристов.
 
- Причем коммунальные услуги, как и помещение, мы готовы предоставлять абсолютно бесплатно, - рассказывает Игорь Неклюдов. - Мы построили газовую котельную, провели к ней два с половиной километра газопровода. Приходи, владей, пользуйся! Мы поступаем в соответствии с тем, о чем говорил наш президент в Волгограде. Владимир Путин особо подчеркнул необходимость развития инфраструктуры, привлечения частного капитала в развитие туризма. Ведь туризм - это точка роста городов. Представьте, привезем мы сто тысяч туристов. У каждого из них, по экспертным оценкам, с собой около 70 тысяч рублей. А это суммарно ни много ни мало семь миллиардов! Кто выгодополучатель? В первую очередь - население города. Малый и средний бизнес. Наши пустующие гостиницы, магазины, кафе. Пойдет оборот капитала, будет и прибыль! Примерно 10 процентов этой суммы попадет в налоги и пополнит бюджет.
 
Планы бизнесмена основываются на расчетах, которые делали серьезные экономисты, академики из двух научных учреждений. Это Институт экономического развития ДВО РАН и «Востокгосплан» - институт, который работает при Министерстве по развитию Дальнего востока. Еще прошлой осенью в краевом правительстве экономические выкладки воспринимались как вполне обоснованные. Но этого оказалось мало.
 
Все "шишки" - энтузиастам?
 
Речпорт на «Заимке» - первый в регионе пример частно-государственного партнерства при строительстве пунктов пропуска. Поэтому энтузиастам и приходится собирать все «шишки». Принципиально важный момент: частные инвестиции не предполагается окупать государственными средствами. Чиновникам нужно только принять официальное решение и справить новоселье в уже оборудованных кабинетах.
 
- Многого удалось добиться, - говорит Игорь Неклюдов. - Получена поддержка губернатора, вышел соответствующий приказ от Росграницы, нас поддержал Минтранс России. Сотрудники этого ведомства, кстати, безупречно вели себя при рассмотрении нашего вопроса. Мы получили одобрение и содействие со стороны Минвостокразвития РФ. Федеральное агентство по туризму нас поддерживает. Но есть много других ведомств в Москве. А между ними, выходит, согласья нет.
 
Надуманные пункты "непропуска"
 
Ответственность, которую берет на себя чиновник, поставив подпись под разрешительными документами, это только часть проблемы. То, что этап поиска и освоения средств для открытия нового пункта уже пройден, само по себе может оказаться болевой точкой, тормозящей положительное решение. Бюрократ не строит новые здания собственными силами. Но именно в моменты, когда определяются подрядчики, ведущие строительство, или поставщики оборудования, чиновник может во всей полноте ощутить свою значимость. И ценность.
 
- Пограничное управление написало жалобу. Сами ли они так сильно не хотят увеличения туристического потока или кто-то другой, непонятно. Тем не менее мнение о нашем проекте они выразили отрицательное, - делится Игорь Неклюдов. - За зиму мы разобрались в указанных в официальном письме пунктах. В основном они оказались надуманными. После этого нас проверяли транспортная и природоохранная прокуратуры, антимонопольная служба, «Амурводпуть» и другие надзорные органы. Были бы у них основания, от проекта камня на камне не осталось. Но в выводах проверяющих сказано лишь о мелких недочетах.
 
Владимир Путин в одном из своих выступлений обращал внимание на то, что из существующих в России 365 пропускных пунктов 195 требуют реконструкции. И без калькулятора понятно, что на это потребуются колоссальные деньги. От того, как обойдутся власти с «первопроходцами» на «Заимке», во многом будет зависеть отношение бизнес-сообщества к конструктивному подходу в решении этой проблемы.
 
- Вопросы, которые возникают по мере реализации этого проекта, постоянно меняются. Но позиция остается скептической, - сетует руководитель задействованного в строительстве научно-производственного предприятия. - Сначала нас спрашивали: может, тут у вас река не судоходная? Доказали, что судоходная. Есть на то постановление. Потом возник вопрос, могут ли здесь иностранные суда плавать. Доказали: имеют право, по этому поводу также есть постановление российского правительства. Затем появилась новая антиидея: пропускной пункт должен находиться в границах речного порта. Но эта норма уже не первый год как упразднена. Это тоже доказали. Вроде бы оснований для отказа нет, но и решение об открытии пункта пропуска не принимается. Даром ведь передается все! Экономические обоснования приложены о том, что есть спрос и будет пассажиропоток. Но не берут.
 
18-кратный туристический перевес
 
В соседнем Приморье действуют четырнадцать пограничных пунктов, а в Хабаровском крае три. Порт «Заимка» должен стать всего лишь четвертым. Так что говорить о конкуренции между этой четверкой, перетягивании пассажиров от одного к другому просто смешно. Чтобы туристы потекли к нам в край, людскому потоку надо дать широкое русло. А рассуждать об улучшении туристической привлекательности, имея игольное ушко единственного речного пропускного пункта, нелепо.
 
- В Хабаровске сейчас действует только один речной пункт пропуска - на центральной набережной. Его технические возможности позволяют пропускать 23 тысячи туристов в год. Приморский край в минувшем году получил 420 тысяч туристов. В этом году, по прогнозам, будет еще больше. С открытием нашего пропускного пункта мы легко сможем дополнительно завезти в этом году в Хабаровский край порядка ста тысяч человек, - объясняет Игорь Неклюдов.
 
Совсем недалеко от «Заимки», на китайском берегу, есть место, куда туристы съезжаются со всей Поднебесной. Если от этого туристического потока Хабаровску перепадет хотя бы часть, шансы сравняться по объемам въездного туризма с тем же Приморским краем для нас резко возрастут. Бизнес-план по загрузке нового пункта пропуска прост: предложить соседу прокатиться по реке с комфортом, сделать само путешествие по реке частью отдыха.
 
2-3 миллиарда за сезон
 
- Мы предлагаем маршрут от «Заимки» до Площади Солнца в Китае. Это всего 23 километра. Чем интересна для нашего соседа Площадь Солнца? Для них это культовое место. Самая восточная точка страны. Считается, что в этом сакральном месте восходит солнце над всем Китаем. И туда приезжают встречать рассвет туристы со всех концов этой огромной страны. Поток внутреннего туризма в Китае огромен. В 2017 году на Площади Солнца побывало 756 тысяч китайцев. Многие из них хотели посетить Хабаровск. Но технических возможностей для этого не было. Без нашего пункта их нет и сейчас, - рассказывает Игорь Неклюдов. - В наших планах есть и круизные маршруты: Порт «Заимка» – Фуюань – Тундзян – Цзямусы. Или Фуюань - порт «Заимка» – Сикачи-Алян – Комсомольск-на-Амуре. С удобными каютами на теплоходе, ресторанами с живой музыкой. Чтобы сделать путешествие интересным как для туристов из Китая, так и для наших соотечественников.
 
Рядом с Площадью Солнца - великолепная дорога на Харбин. Это город, в котором живет 12 миллионов человек. Соотнесите с Хабаровском, где всего 600 тысяч жителей. Туркомпании мечтают работать на этом направлении. Но без нового пропускного пункта мечты их тщетны.
 
Пункт на «Заимке» хоть завтра готов принимать людей, давать прибыль стране и краю. По большому счету, каждый месяц его простоя оборачивается упущенной государством выгодой.
 
- Здесь только для госслужащих будет создано примерно 60 рабочих мест, - говорит Игорь Неклюдов. - Даже миллион рублей зарплаты каждому из них в год с лихвой окупится многими сотнями миллионов налоговых отчислений за счет притока туристов. С нулевыми капитальными вложениями. А Хабаровску, чтобы город хорошо жил, надо минимум 300 тысяч туристов в год, которые смогут оставить здесь 2-3 миллиарда рублей за сезон.
 
Пункт пропуска на «Заимке» - это не просто новое здание, готовое к завозу мебели и техники. Предприниматель установил и провел пусконаладку всего оборудования, необходимого таможне и пограничникам. Точно такие же средства досмотра и контроля установлены в новейших из уже действующих в России пунктах пропуска. Навигацию на Амуре обычно открывают 6 мая. С этого дня китайские туристы смогли бы начать обогащать наш край. Если, конечно, против открытия пункта пропуска перестанет возражать пограничное ведомство.
 
Михаил Сергеев, газета "Молодой дальневосточник - 21-й век"
 
От редакции.
 
Напомним, что подобная ситуация на туристическом "фронте" возникает не впервые в Хабаровском крае. Еще не исчезли из информационного пространства материалы о "вооруженных-международных" конфликтах на погранпереходе Покровка-Жаохэ, что в Бикинском районе. Тогда высокопоставленные краевые правительственные чиновники почти не скрывали своей причастности к скандалу. Сотрудники портала "Дебри-ДВ" в те дни чуть ли не ежедневно принимали в редакции турпредпринимателей, которым власти ставили палки в колеса, в результате чего на границе с КНР возникали гигантские "пробки". В дальневосточную столицу для разрешения конфликта даже экстренно прибыло тогдашнее руководство Ростуризма, побывали и начальники Росграницы, которых потом сняли с должности за многомиллионные хищения госсредств.
 
Да и с "Заимкой" ситуация, увы, не нова и в ноябре позапрошлого года стала известна Владимиру Путину, когда руководитель проекта «За честные закупки» Общероссийского народного фронта Анастасия Муталенко рассказала президенту, что в программу развития туризма Хабаровского края ушлые чиновники вставили инвестиционные затраты по загородному комплексу «Заимка».
 
- Дело в том, что этот комплекс уже 30 лет принимает туристов, и свою четырехзвездную классную гостиницу на 600 мест бизнес построил до включения в федеральную целевую программу, - эмоционально тогда рассказывала на встрече с главой государства г-жа Муталенко. - Однако регион отчитывается, что это помогло создать тысячу рабочих мест и привлекло 3,5 млрд дополнительных инвестиций.
 
По словам активистки, «включение в программу именно таких показателей позволяет потом докладывать о том, что у нас три привлеченных инвестиционных рубля на один бюджетный рубль».
 
- Но это все называется «подмена понятий», - давала свою оценку Анастасия Муталенко. - Потому что сегодня у нас получается, что бюджетные деньги выделяются для того, чтобы регион их осваивал, а не для того, чтобы помогать тому же бизнесу, который реально привлекает туристов!
 
И президент в свойственной ему несколько абстрактной манере тогда дал ряд довольно конкретных поручений на сей счет. Не услышать его могли только совсем обнаглевшие от безнаказанности чиновники.
 
- Я с вами, безусловно, здесь согласен, - выразился осенью 2016-го на встрече Владимир Путин. - Нужно самым тщательным образом анализировать все предложения регионов. Ведь что сейчас происходит? Федерация деньги направляет, но фактически никак не контролирует, что там происходит. Это просто отдается на откуп региональным властям.
 
Зная, как нередко быстро и жестко реагировали правоохранительные органы на подобные встречи президента с общественниками и журналистами, в том числе и на Дальнем Востоке, можно было предположить, что после этого теми, кто занимался «подменой понятий» в Хабаровском крае, - обязательно займется следствие...  Но все оказалось иначе... с той же "Заимкой". Да и ОНФ, похоже, перестал отслеживать ситуацию? Это при том, что несколько "фронтовиков" стали депутатми Госдумы, главами регионов.
 
Теперь и наша краевая власть официально помалкивает, а за "дело" взялось пограничное ведомство - ФСБ. Только чьи хабаровские "уши торчат" в этой процедуре создания искусственных бюрократических барьеров и фактического саботажа рекомендаций главы государства, вполне можно догадаться. Неужели опять ждать очередной встречи Путина с репортерами и общественниками? Впрочем, говорят, что ситуация уже на контроле у полпреда президента в ДФО, вице-премьера Юрия Трутнева? Хотя времени до открытия навигации совсем немного, но вряд ли высокопоставленный госчиновник позволит испортить иннаугурацию Владимира Путина, которая намечена на 7 мая? Ведь, считай, сразу после этого может выйти новый пакет майских указов российского лидера. А о выполнении прежнего пакета нужно будет как-то отчитываться?