В сопровождении начальника отдела Максима Крупени, отец Александр освятил пограничные машины в с. Лаврентия |
|
Врио начальника отдела (погк) в с. Лаврентия Службы в Анадыре Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району Максим Крупеня задумал на самой восточной пограничной заставе в России - на «Ратманова», что на Чукотке, увековечить память предков. Создать мемориал и посвятить его первооткрывателям, а также первым пограничникам, которые еще в 1925 году «удалили американцев на свою территорию».
Взяться за это дело готов общественный совет при Хабаровском ВООПИиК. Мы, кстати, уже побывали в этом году на Чукотке, и в с. Лаврентия, там, откуда на вертолете летают на остров Ратманова в Беринговом проливе - на погранзаставу. Всего за 20 минут. Ратманова - не только самая крайняя восточная точка России на севере, но и самая близкая точка к территории США - всего через 4 км соседний остров - Крузенштерна. Он уже американский. Но вернемся к нашей земле.
Официально погранзастава «Ратманова» («Св. Диомид») создана 1 июля 1941 года. Первым ее командиром с июля 1941-го по август 1943-го был капитан Иван Христофорович Шишкин (1913-1998).
Отряд и 140 тонн груза прибыли на остров Ратманова 19 сентября 1941 года на пароходе «Волхов» (капитан Ю.В. Клементьев) из Владивостока. 7 ноября 1941 года застава была построена. Она вошла в 61-й морской пограничный отряд Управления пограничных войск Приморского округа НКВД (Чукотский пограничный отряд).
С 21 сентября 1946 года - заставу взяли под крыло 110-й Пограничный Кёнигсбергский ордена Красной Звезды отряд войск МВД/ КГБ СССР по охране тыла Красной Армии Дальнего Востока (бывш. 33-й мотострелковый полк оперативных войск НКВД). 21 августа 1946 года этот пограничный отряд прибыл на свое постоянное место дислокации - бухту Провидения, п. Урелики... И провел тут до 2004 года... Отряд ушел, п. Урелики забросили, а застава осталась!
Тогда, в 1946 году был разработан и подписан первый оперативный приказ отряда на охрану государственной границы на северо-востоке СССР, согласно которому основным видом охраны предписывалось считать службу наблюдения за морем, воздухом и берегом в сочетании с другими видами пограничных нарядов. Хотя в истории прописано, что первый погранотряд высадился в бухте провидения летом 1928 года. Командовал им Иван Трубицын (1909-1942) - первый начальник погранпоста на Чукотке. А за четыре года, тут в Провидения, нашли табличку: «Станция магнитного наблюдения и географических измерений побережья США. За справками обращаться в Вашингтон. За снятие этого знака - штраф 250 долларов или тюремное заключение». Правительство СССР тогда заявило ноту протеста США.
Из истории известно, что два острова в центре Берингова пролива открыты в 1648 году Чукотской экспедицией русского морехода казака Семена Дежнёва, о чем есть письменный доклад «За Чукотским камнем» якутскому и енисейскому воеводе Ивану Акинфову от 15 апреля 1655 года: «...Против того Носу (Чукотский Нос - нынешний мыс Дежнева) есть два острова, а на тех островах живут чухчы…».
Острова названы русским мореплавателем Витусом Берингом 16 августа 1728 году, в Первую Камчатскую экспедицию, в честь христианского святого и мученика врача Диомида - Большой и Малый Диомид.
17 августа 1732 года бот «Св. Гавриил» под командованием штурмана Ивана Фёдорова и военного геодезиста Михаила Гвоздёва посетили острова и нанесли их на карту, продолжая картографировать и изучать Берингов пролив, начатое дело еще Семеном Дежнёвым и продолженное Витусом Берингом. С тех пор острова Диомида именовались островами Гвоздёва.
26 июля 1779 года казачий сотник Иван Кобелев (младший), живший в Анадырском остроге, побывав на островах, и назвал их как они звались у эскимосов: Имоглин и Игеллин. Он же был первым русским человеком, побывавшем на американском континенте.
Современные названия в честь русских мореплавателей: остров Ратманова (Большой Диомид) - в честь своего товарища по кругосветному плаванию и остров Крузенштерна (Малый Диомид) - в честь командующего первым кругосветным плаванием, - были даны островам в 1815 году лейтенантом русского флота Отто Коцебу.
30 марта 1867 года, после продажи Аляски Америки, между островами с тех пор и стала проходить государственная граница между Российской империей и США. Там же проходит граница часовых поясов и международная линия перемены дат. Здесь начинается время.
Издавна на островах жили мореходы-эскимосы инупиаты (охотники). Остров Ратманова они называли Имаклик, в переводе «Окруженный водой». Там был два поселка: южный - Имаклик и северный - Кунга, где сейчас застава. С острова Ратманова эскимосов переселили в 1948 году, в период «холодной войны» с США, на материковую часть Чукотки. Остров Крузенштерна эскимосы называли Ингалик, то есть «Противоположный». В п. Диомид (США) они живут до сих пор.
С 1916 года на русском острове Ратманова, в селении Имаклик, американцы незаконно создали факторию, куда заставляли свозить добычу охотников из Уэлена, мыса Дежнева, Наукана.
Из материалов царского правительства по туземному вопросу на Дальнем Востоке: «По официальным данным США, американские шхуны с 1873 по 1903 год добыли в русских водах китового жира и уса на сумму около 50 миллионов золотых рублей».
Камчатский военный губернатор Николай Мономахов в 1916 году докладывал в Хабаровск: «По побережью, от бухты Провидения до мыса Дежнева, в 25 селениях по случаю упадка промысла моржей начался голод, чукчи питаются ремнями. Главная причина - массовое истребление моржей у наших берегов американскими хищниками. В 1915 году каждая шхуна, промышляя по 12 тысяч моржей, пользуясь клыками, кожею, жиром, выбрасывали мясо в море».
В 1925 году к острову Ратманова из Владивостока вышел пограничный сторожевой корабль II ранга «Воровский» (командир Александр Клюсс) Владивостокского отряда ОГПУ, в оперативном подчинении Дальневосточной пограничной охраны. 19 августа 1925 года «Воровский» подошел к острову Ратманова и высадил десант моряков. Американцы пытались сопротивляться. Лишь после применения оружия, они покинули остров. Котельный машинист «Воровского» В.П. Чашунашвили водрузил над крышей фактории государственный флаг СССР.
Пограничники помогли жителям п. Имаклик острова Ратманова избрать местный совет, снабдив эскимосов продуктами питания.
Старший матрос корабля «Воровский» самодеятельный художник Коротких написал картину «Изгнание американских оккупантов с советского острова в 1925 году». Это полотно можно увидеть в Центральном музее Пограничной службы ФСБ России. А поэт Сергей Смирнов посвятил такому событию поэтические строки:
Над Чукоткой в полярном тумане пролива
Флаг Советов горит на скале горделиво…
Кстати, 5 ноября 1933 пароход «Челюскин» был затерт льдами в Беринговом проливе именно у островов Диомида. Не сумев пройти Северным морским путем за одну навигацию и повторив путь парохода «Александр Сибиряков» (1932), вошел в ледовый дрейф и затонул на севере Чукотского моря, раздавленный льдами.
В 1937 году в национальном поселке Имаклик на острове Ратманова задержали первых нарушителей государственной границы: штатных сотрудников разведки США - братьев Петра и Ивана Бейцеховичей, которые пришли с острова Крузенштерна вместе с эскимосами, навещавшими родственников. Бейцеховичей выдали пограничному посту на мысе О. Шмидта (бывш. мыс Северный) местные жители.
В период с 1946 по 1963 год на участке отряда нарушили границу 149 американских и канадских самолетов, в территориальные воды незаконно заходили 10 военных и 6 промысловых судов. За этот же период пограничники части задержали 44 нарушителя государственной границы.
19 ноября 1947 года пограничный наряд заставы (в составе: старшина Маничев, сержант Демишев, рядовые Руднев и Кочнев) попал под снежную лавину. Сержант Демишев и рядовой Руднев погибли в водах Берингова пролива. В 1993 году трагедия повторилась.
13 июня 1971 года, на Крыше - самой высокой точке острова Ратманова (533 м), разбился Ли-2. Самолет доставлял на заставу «Ратманова» избирательные бюллетени на выборы в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся. При развороте, попав в туман, самолет зацепил плоскостью гору, лег плашмя на брюхо, не развалился на части. Летчики остались живы.
В 1952 году остров Ратманова посетил главнокомандующим войсками Дальнего Востока Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза Родион Малиновский, будущий министр обороны СССР (1957-1967).
В 1967 году на острове Ратманова побывал специальный корреспондент газеты «Правда», известный советский писатель Константин Симонов. Его письмо воинам-пограничникам теперь хранится в ведомственном музее в Анадыре.
Застава «Ратманова» первой в отряде в 1949 году была награждена почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, а военнослужащие подразделения Якшиваев, Вяткин, Кочнев, Нурагаев также ранее всех в части стали кавалерами знака «Отличный пограничник».
В 1972 году поэт Михаил Пляцковский написал стихи к музыке Серафима Туликова (первый исполнитель песни «Полосочка ничейной тишины» стал Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии, солист Иван Букреев), где есть такие строки:
И тянется за островом, за островом Ратманова
Полосочка ничейной тишины...
С 1 мая 2015 года - застава «Ратманова» входит в Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району. Служба продолжается!
Константин Пронякин,
Анадырь - п. Урелики Провиденского городского округа - с. Лаврентия Чукотского района - Хабаровск.
Фото автора.
К 100-летию Пограничной службы ФСБ России.
Декретом Совета народных комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) 28 мая 1918 года учреждена Пограничная охрана РСФСР.
Патриарх Кирилл в сентябре 2016 года побывал на заставе «Ратманова». Вот что он сказал:
- Я стою у креста на острове Ратманова, в четырех километрах от Соединенных Штатов, на берегу Берингова пролива, обратившись лицом ко всему Евразийскому континенту, ко всей России. Это самая восточная точка Евразийского континента и самая восточная точка нашей страны.
Перед нами вся страна. Когда находишься на таких исполненных великого смысла и значения местах, невольно думаешь о многом.
Думаешь, конечно, о народе нашем, о стране нашей, но мыслью простираешься и дальше - думаешь о мире, о людях, которые живут на нашей планете.
И как странно сознавать, что на этой Богом данной земле, такой красивой, такой многообразной, такой величественной, люди подчас живут плохо; что среди рода человеческого продолжаются войны, столкновения, безумие террористических актов; что люди истребляют природу только потому, что стремятся все время повышать планку своего потребления, истощают ресурсы и загрязняют среду!
Давайте помолимся у этого изображения Креста Господня, чтобы Господь приклонил милость Свою над всем творением, над всем родом человеческим и, конечно, над страной нашей российской и над всей исторической Русью. Чтобы Господь помог нам сосредоточиться, собраться с мыслями и преодолеть разделяющий нас грех.
Помолимся и о мире во всем мире. Помолимся о добрых отношениях между Россией и Соединенными Штатами, ведь мы соседи. Это трудно себе представить, но мы очень близкие соседи, мы живем в четырех километрах друг от друга.
Помолимся о сохранении Божиего творения, о том, чтобы грех человеческий не погубил красоту Богом зданную красоту этого мира.
Пусть благословение Божие пребывает над всей нашей страной, над народом нашим. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Персоны Ратманова
Макар Иванович Ратманов (1772-1833) - русский мореплаватель, вице-адмирал.
Окончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1803-1806 гг. участник экспедиции под командованием И.Ф. Крузенштерна (корабли «Надежда» и «Нева» отправились в первое плавание русских вокруг света). Старший офицер на трехмачтовом шлюпе «Надежда».
Начальник Кронштадтского порта в 1822-1823 гг. - главной морской базы России на Балтийском море.
С 1823 году - командующий легкой эскадрой Балтийского флота, директор Аудиторского департамента Морского министерства и генерал-аудитор флота, дежурный генерал Морского министерства.
В 1827 году назначен директором Инспекторского департамента Морского министерства, осуществлял руководство всей боевой подготовкой и текущей деятельностью флота.
В честь него в 1815 году назван остров Ратманова (Большой Диомид) - самая восточная точка территории России. С 1941 года - здесь же, на острове, стоит пограничная застава «Ратманова» Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району.
Семен Иванович Дежнёв (ок. 1605 - нач. 1673) - русский путешественник, землепроходец - исследователь Северной, Восточной Сибири и Северной Америки.
Родился в Великом Устюге. Первый мореплаватель, прошедший пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, Чукотку от Аляски, за 80 лет до Витуса Беринга.
Во время Чукотской экспедицией в 1648 году на кочах открыл в центре пролива, между континентами, острова, о чем есть письменный доклад «За Чукотским камнем» (Отписки о походе на Анадырь) якутскому и енисейскому воеводе Ивану Акинфову от 15 апреля 1655 года.
Там есть такие слова: «...против того Носу (Чукотский Нос - нынешний мыс Дежнева) есть два острова, а на тех островах живут чухчы…».
В 1649 года, на среднем течении реки Анадырь, установил зимовье, названное Анадырским острогом.
Витус Ионассен Беринг (1681-1741) - мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор.
Датчанин, с 1703 года служил на российском Балтийском флоте.
В 1725-1730 гг. и 1733-1741 гг. руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями.
Первая Камчатская экспедиция была начата в декабре 1724 года, после издания царем Петром I указа о создании постоянно действующего российского флота на Тихом океане.
На боте «Св. Гавриил» прошел по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив) и 16 августа 1728 году открыл два острова в проливе между Северным Ледовитым и Тихим океанами, который разделяет Азию и Северную Америку.
Эти острова назвал в честь христианского святого и мученика врача Диомида - Большой и Малый Диомид.
Отряд Беринга-Чирикова (Великая Северная экспедиция) на пакетботах «Св. Пётр» и «Св. Павел» в 1740-1741 гг. достигли Северной Америки и открыли ряд островов Алеутской гряды. Заложено поселение Петропавловский острог, с которого начала свою историю Петропавловск-Камчатский.
Витус Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии.
Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) - российский мореплаватель, адмирал.
Учился в Морском кадетском корпусе в Кронштадте.
В 1803-1806 гг. командир первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», от Кронштадта до Японии и обратно. На севере Тихого океана были впервые исследованы Камчатка, Курильские острова и Сахалин.
С 1811 года - инспектор классов морского кадетского корпуса. С 1827 году - директор морского кадетского корпуса и член адмиралтейств-совета.
В честь него в 1815 году назван остров Крузенштерна (Малый Диомид), ныне принадлежит США.
Отто Евстафьевич Коцебу (1787-1846) - российский мореплаватель, капитан 1-го ранга.
В 15 лет в качестве юнги-добровольца стал участником первого кругосветного плавания (с 1803 по 1806 гг.) на парусном шлюпе «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна.
Второй раз отправился в путешествие вокруг света с 1815 по 1818 гг. на бриге «Рюрик», открыл в Тихом океане 399 островов.
В 1815 году дал современные названия в честь русских мореплавателей островам Диомида: остров Ратманова (Большой Диомид) - в честь своего товарища по первому кругосветному путешествию и остров Крузенштерна (Малый Диомид) - в честь командующего первым кругосветным плаванием.
В 1823-1826 гг. совершил третье кругосветное путешествие.
Иван Христофорович Шишкин (1913-1998) - первый командир пограничной заставы «Ратманова» («Св. Диомид») в июле 1941 года - августе 1943 года, гвардии майор, ветеран Великой Отечественной войны.
Уроженец д. Высокое Бабушкинского района Вологодской области.
С 1927 года учился в школе крестьянской молодежи. В 1931 году окончил курсы учителей в Томске. С 1931 по 1935 гг. работал учителем начальной школы.
В 1938 году окончил военное пограничное училище, направлен на Дальний Восток, начальник Дальневосточной погранзаставы. В 1945 году принимал участие в боях с Японией, в составе войск Камчатского укрепрайона. С 1946 года - начальник лагерей интернированных японцев в Усть-Большерецком районе Камчатки.
С 1956 года вышел на пенсию, жил на Украине, в г. Фастов Киевской области.
Родион Яковлевич Малиновский (1898-1967) - советский военачальник и государственный деятель, полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза.
С 1947 года - Главнокомандующим войсками Дальнего Востока. С 1953 года - командующий войсками Дальневосточного военного округа. В марте 1956 года стал заместителем министра обороны СССР Георгия Жукова - главнокомандующим Сухопутными войсками СССР. 26 октября 1957 года назначен министром обороны СССР и оставался на этой должности до своей смерти.
В 1952 году посетил остров Ратманова.
Пограничный сторожевой корабль II ранга «Воровский» Владивостокского отряда ОГПУ, в оперативном подчинении Дальневосточной пограничной охраны, в свое время флагман пограничных кораблей Тихого океана.
Построен в 1901 году в Англии под названием «Lysistrata», как яхта. В 1916 году куплен царским правительством, переименован в «Ярославну». 21 января 1924 года переквалифицирована в сторожевой корабль (СКР), 5 февраля 1924 года присвоено наименование «Воровский», в честь убитого в Швейцарии в 1923 году большевика-дипломата Вацлава Воровского.
Первым командиром сторожевого корабля «Воровский» стал старший инспектор Реввоенсовета СССР Андрей Максимов, в прошлом вице-адмирал царского флота. В 1924 году он совершил на «Воровском» первый в советское время дальний переход из Архангельска во Владивосток.
19 августа 1925 года «Воровский» (командир Александр Клюсс) подошел к острову Ратманова и высадил десант моряков, ликвидировав незаконную американскую факторию, подняв над островом государственный флаг СССР.
В 1925 году СКР участвовали в освобождении северного Сахалина от японских захватчиков, доставил правительственную комиссию в южный Сахалин (весь остров к СССР вернулся в 1945 году), для приема северной части острова под юрисдикцию СССР от Японии.
В 1927 году «Воровский» принимал участие в ликвидации белогвардейских банд на северном побережье Охотского моря.
Основной задачей корабля была охрана северной части Камчатского полуострова и берегов Берингова пролива.
Всего же за период с 1925 по 1943 гг. на счету корабля около 40 задержанных судов Японии - нарушителей границы, расхищавших морские богатства СССР.
В 1959 году выведен из состава погранвойск и передан ВМФ ТОФ, на нем разместился штаб дивизии вспомогательных судов. В 1966 году корабль был разобран на металл.
ТТХ
водоизмещение - 3744 т,
размеры: 96,3x12,2x5,87 м,
двухвальная энергетическая установка с 4 паровыми котлами, 2 паровыми машинами,
мощность - 3500 л.с.,
скорость хода - 19,2 уз.,
дальность плавания - 4500 миль при экономическом ходе 14 уз.,
топливо (уголь) - 450 т,
экипаж - 116 чел.,
вооружение: два 102-мм и два 47-мм орудия, два 7,62-мм пулемета и др.