Владимир Иванов-Ардашев
Владимир Иванов-Ардашев
Вот уж не думал, что столетие Октябрьской революции, о котором когда-то столь убедительно рассуждали с высокой трибуны, пройдет так уныло и скучно. Помню, когда отмечалось пятидесятилетие Великого Октября, каждую неделю по телевидению показывали очередную серию документального фильма «Летопись полувека», посвященную годам Советской власти.
 
Хроника была интересной, да и закадровый голос дикторов вселял оптимизм. С тех пор к кинохронике, даже трофейной и заморской, озвученной недругами нашей страны, отношусь внимательно, поскольку кадры не врут, ну а как их нам преподносят, это уже другой вопрос.
 
Был и такой честный и правдивый фильм, созданный на основе трофейной кинохроники, «Обыкновенный фашизм», о котором в интернете сейчас немало информации. И то, что его режиссером был отставной комиссар Михаил Ромм, а сценаристом - Майя Туровская, почему-то долго замалчиваемая, тоже давно не секрет. Но сам фильм нынче не показывают. И спрашивается, почему?
 
Разве кадры преступлений нацистов там излишне жестоки и надо бы о них поскорее забыть и подружиться с толерантной Европой? Вовсе нет. Просто фильм вызывает ассоциации с днями нынешними, показывая анатомию тоталитарного общества и то, как приходят к власти радикальные популисты, начинающие, вроде бы, с безобидных пивных фестивалей и всеобщего братания, но очень скоро переходящие к ночным факельным шествиям и всеобщему безумству на стадионах. Поэтому и побаиваются фильма «Обыкновенный фашизм», понимая, что он может иметь обратный эффект.
 
Но почему тогда не показывают фильмы художественные и тоже правдивые, в том числе времен «хрущевской оттепели»?
 
Уверен, что кинофильмы «Чистое небо», «Люди и звери», «Верьте мне, люди!» и другие, памятные моему поколению, вызвали бы не только горькие ассоциации, но и уважение к их создателям.
 
Но мне скажут, что фильмы эти обветшали, денег на их оцифровку нет и вообще после голливудских боевиков ни на что «нашенское» смотреть не хочется. Однако, смотрят. И даже набирает силу, бурлит российский кинематограф, где немало ярких и зрелищных фильмов, но еще больше скандальной и кровавой мути, а также милых сюжетов, столь приятных сердцу обывателя.
 
Мне, к примеру, нравится творчество режиссера Владимира Хотиненко, чей сериал «Гибель империи», пусть даже в виде отдельных упрощенных штрихов, доходчиво и без былого романтического флера показал персонажей революционного 1917 года, в частности супругу и сестру Ленина, которые вновь явились в фильме «Демон революции», который сейчас транслируют по российскому телевидению.
 
Уверен, что и «новая» Крупская, и «какой-то не такой» Владимир Ильич вызовут бурю негодования и у сторонников, и у противников Октябрьской революции.
 
Да и мой необычный респондент, москвич Александр Мещеряков, внук Виктора Ардашева, двоюродного брата Ленина, с которым мы когда-то решили, что вряд ли являемся родственниками, тоже, наверное, пожмет плечами, посмотрев фильм «Демон революции».
 
Не будем строго судить режиссера Владимира Хотиненко за его вольную трактовку темы вождя революции, а вот задуматься над идеологическими фантазиями тех, кто определял и определяет государственную политику, считаю, давно пора.
 
И лично для меня мерилом политического вранья и авантюризма всегда являлось выступление Никиты Хрущева на двадцать втором съезде КПСС, где он от лица партии и правительства торжественно заявил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И даже назвал конкретный срок - через двадцать лет, то есть к началу восьмидесятых.
 
И вот мы уже три с половиной десятилетия «живем» при коммунизме, очутившись на самом деле в «диком» капитализме. И нам из года в год что-то сулят - вначале Михаил Горбачев, затем Борис Ельцин. И тут поневоле усмехнешься благим пожеланиям и, вроде бы, реалистичным и четко продуманным проектам построения чего-то светлого и разумного. Конечно, помечтать можно, но зачем же «ставить на поток» сплошные обещания, не пора ли стать реалистами?
 
А пока, как и многие скептически настроенные люди, я размышляю о наследии Великого Октября. Наверное, он был все же великим по части ломки старого мира и даже созидания нового, но какого? И сам столетний юбилей не в силах на это ответить. Поэтому будем просто жить и надеяться, а время распорядится.
 
Владимир Иванов-Ардашев,
писатель, публицист.