Свалка начинается от входа в тоннель. 25.10.2017.  Фото В. Меринова
Свалка начинается от входа в тоннель. 25.10.2017. Фото В. Меринова
Напомним о событиях, которые произошли год назад у входа в первый тоннель БАМа, где в течение нескольких лет члены Комсомольского-на-Амуре общества «Мемориал» совместно с волонтерами проводят субботники по очистке тоннеля и притоннельной площадки от отходов, сбрасываемых туда членами СНТ «Пивань».
 
…29 октября 2016 года при подъезде к тоннелю нас встретил «заградотряд» в составе: главы администрации сельского поселения «Пивань» Е.А. Буравициной, председателя СНТ «Пивань-КЭТУС», участкового, местных СМИ-шников. А перед входом в тоннель был укреплен транспарант: «Вход в тоннель не демонтировать! Опасный объект». Участковый не хотел нас подпускать к тоннелю, ссылаясь на запрет какой-то комиссии. Как мы поняли, решение суда, которое появится только в следующем месяце, «хозяева» ждать не собирались.
 
Оказывается, пока мы рассчитывали на то, что по последнему решению суда (октябрь 2014 года) должники (администрация сельского поселения «Пивань» и СНТ «Пивань - КЭТУС) уберут последние кучи несанкционированной свалки, они представили в суд протокол № 1 от 12.08.2016 г. заседания рабочей комиссии по решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности граждан на заброшенных, бесхозных, недостроенных объектах, о том, что приглашенная комиссией структура обследовала тоннель, нашла его «опасным объектом». Поэтому рабочая комиссия и вписала его в Перечень «опасных объектов» на территории Комсомольского района.
 
Суд поверил в достоверность этих документов, вынес решение о прекращении ликвидации несанкционированной свалки и разрешил судебным приставам больше не напрягать должников.
 
Но не поверили мы и в очередной раз обратились в прокуратуру. А прокуратура - в суд.
 
19 мая 2017 года состоялся новый суд в определении которого, в частности, было сказано:
 
«Как установлено в судебном заседании, в результате прокурорской проверки выявлено, что акт обследования заброшенного тоннеля БАМ Хабаровским поисково-спасательным отрядом не составлялся. Лицо, подписавшее письмо об обследовании объекта, в настоящее время не работает».
 
«Лицо» работает, но уже в другом месте. Суд попросту обманули.
 
Поэтому 19 мая 2017 года суд ОПРЕДЕЛИЛ: «Возобновить исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа от 12.05.2015 г., выданное Комсомольским районным судом Хабаровского края по гражданскому делу № 2-1269/2014 в отношении должников - садоводческого некоммерческого товарищества «Пивань» и администрации сельского поселения «Пивань» Комсомольского района».
 
Определение вступило в законную силу 6 июня 2017 года.
 
То есть, все вернулось на круги своя. Должники должны ликвидировать несанкционированную свалку в тоннеле, а судебные приставы проследить, чтобы этот процесс был доведен до конца. Срок - два месяца.
 
Через три месяца мы проверили, как выполняется решение суда.
 
А никак. За три летних месяца по ликвидации несанкционированной свалки отходов в тоннеле не было сделано н и ч е го.
 
В связи с этим, 13 сентября 2017 года судебным приставам Комсомольского района мы отправили письмо с вопросом: почему не убрана несанкционированная свалка в тоннеле?
 
Последний раз мы проверили вход в тоннель 25 октября. Все стабильно. Свалка на месте.
 
А 26-го октября пришло письмо от старшего судебного пристава Комсомольского района Н.И. Шнайбер. Видимо, это был ответ на наш вопрос.
 
«Специалисты ООО «Научно-технический центр архитектурного проектирования» на основании произведенного инструментального и визуального обследования по выявлению состояния несущих и не несущих конструкций и коммуникационных элементов, технические, инженерные и объемно-планировочные характеристики вышеуказанного объекта не соответствуют требованиям строительных, противопожарных мер на территории РФ и не обеспечивает безопасности для жизни и здоровья».
 
Это значит, что рабочая комиссия вторично поместила тоннель в Перечень «опасных объектов». И что дальше? А дальше, пояснила старший судебный пристав, этот документ будет отправлен в суд.
 
Может быть, мы чего-то недопоняли? Какое отношение приставы имеют к актам обследования объектов? Они вообще не должны про них знать. Их касается только решение суда, которое они обязаны выполнять. Но ведь они же не выполнили решение суда от 19 мая. И, кажется, понятно - почему. По договоренности (или по сговору?) с администрацией села или района, они заняли выжидательную позицию? Ждали, пока рабочая комиссия снова поместит тоннель в Перечне «опасных объектов». А что, для них высшая инстанция - рабочая комиссия?
 
По поводу неисполнения судебными приставами решения суда мы обратились в прокуратуру Комсомольского района.
 
А теперь по поводу специалистов из ООО «Научно-технический центр архитектурного проектирования» и объекта их исследования.
 
На суде 19 мая глава администрации села Пивань Е.А. Буравицына говорила, что «она будет искать организацию, имеющую допуск СРО на проведение работ по обследованию зданий, строений, сооружений «с целью обследования несущих конструкций тоннеля и подготовки соответствующего заключения по их дальнейшей эксплуатации».
 
Видимо, организацию она нашла. Но ту ли?
 
…Первый тоннель БАМа, как и все тоннели, строился поэтапно.
 
Сначала был проложен инженерный проход в скальной породе, называемый штольней.
 
В 1942 году штольня была законсервирована. На этом строительство тоннеля прекратилось. И штольня, и тоннель - это горные выработки. Штольня как бы заготовка для тоннеля.
 
В штольне первого тоннеля БАМа нет н и ч е г о: ни оборудования, ни конструкций, ни коммуникационных элементов. Там голые бетонные стены и свод. Что там можно было обследовать? Да, еще есть водостоки - это трубочки, выступающие из стен для отвода грунтовых вод, чтобы те не размывали цемент. Поэтому пол в тоннеле (штольне) всегда покрыт водой.
 
Спрашивается, почему объект, залитый водой, «не соответствует требованиям противопожарных мер»? И об эксплуатации каких несущих конструкций говорила Е.А. Буравицына? Где она их увидела?
 
Кроме того, обследование, составленное специалистами из ООО, не дает ответа на вопрос - в чем опасность тоннеля (штольни)? Там можно утонуть? Задохнуться? Заблудиться? Упасть в колодец? Кстати, мы это уже проходили на одном из первых заседаний суда несколько лет назад. В суде звучали такие же вопросы - в чем конкретно опасность тоннеля? Ответа на них не было и тогда. Поэтому суд и принял сторону прокуратуры.
 
Есть ли у специалистов ООО «Научно-технический центр архитектурного проектирования» допуск для обследования горных выработок? Имеют ли они право на обследование федерального объекта, коим является тоннель? (вообще - это прерогатива федеральной МЧС). Имеет ли право рабочая группа районного масштаба включать федеральный объект в свой районный перечень?
 
Наверное, у читателей может возникнуть вопрос: ну какая связь между ликвидацией несанкционированной свалки и «опасным объектом». Мы тоже не знаем. Но предполагаем, это просто спекулятивный ход... Забили тоннель отходами. А теперь сами боятся заходить туда, якобы опасаясь за свою жизнь и здоровье. Вдруг поскользнутся, вдруг надышатся… Проще объявить тоннель опасным объектом, засыпать его и забыть, что был такой исторический объект - первый тоннель БАМа. Вообще-то, кто нагадил в тоннеле, должны убрать за собой.
 
Посмотрите на фотографию тоннеля. Трудно поверить в то, что еще пять лет назад мы стояли у входа в тоннель в полный рост и над нами было еще сантиметров пятьдесят до свода тоннеля. Почему с упорством маньяков власти Комсомольского района пытаются избавиться от объекта, который, в общем-то, никому не мешает.
 
Вход в первый тоннель БАМа. 25.10.2017.  Фото В. Меринова
Вход в первый тоннель БАМа. 25.10.2017. Фото В. Меринова

 
Неделю назад в одном из популярных еженедельников были опубликованы итоги опроса по поводу доверия к государственным структурам (кажется, было названо около 15 структур) На последнем месте оказался суд - 26 процентов доверия.
 
И вот на примере Комсомольского района видно, кто и как подрывает доверие к суду. Почему граждане теряют веру в правосудие.
 
И администрации, и полиция, и приставы должны работать по Закону. Законом для них являются решения суда. Но, судя по приведенным фактам, да что им этот суд!
 
Они работают по решениям «рабочей комиссии» Комсомольского района, за спиной которой стоит глава администрации (надеемся, никто не будет настаивать на том, что комиссия эта независима?).
 
29 октября в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий, мы поедем на Пивань, где среди мероприятий, посвященных этому Дню - мини-субботник. У нас есть решение народного суда Комсомольского района от 19 мая о том, что несанкционированная свалка должна быть ликвидирована. И его никто не отменял.
 
С чем будут ждать нас «хозяева»? С очередным протоколом «рабочей группы»?
 
Марина Кузьмина,
председатель Комсомольского-на-Амуре городского общества «Мемориал»,
Владимир Меринов,
член Комсомольского-на-Амуре городского общества «Мемориал».
 
См. также:
Первый тоннель БАМа в опасности, 08.04.2012.
Первый тоннель БАМа в опасности!-2, 21.05.2012.
Первый тоннель БАМа: Свалке - нет!, 11.11.12.
Первый тоннель БАМа в опасности! Второй сезон, 06.11.2014.
Первый тоннель БАМа: год 2016, 25.10.2016.
Пиванский опасный объект: самоуправление или самоуправство, 23.5.2017.