Фрагмент керамического сосуда из села Вознесенского Амурского района - творение неведомых палеоазиатских мастеров, живших пять тысяч лет назад. Современные мифотворцы пытаются трактовать его, как... славянское, но это нелепица, типично азиатское лицо, точнее - стилизация в духе Древнего Востока.
Фрагмент керамического сосуда из села Вознесенского Амурского района - творение неведомых палеоазиатских мастеров, живших пять тысяч лет назад. Современные мифотворцы пытаются трактовать его, как... славянское, но это нелепица, типично азиатское лицо, точнее - стилизация в духе Древнего Востока.
Давно подмечено, что чем труднее в стране экономическое положение, тем активнее пытаются указывать обществу, как жить дальше. Недавно в «Литературной газете» появилась статья хабаровчанина Виктора Марьясина «Есть ли у Приамурья русское будущее?». Обычно такие материалы адресуют землякам, но тут, видимо, автор решил воззвать к читателям вообще, авось поверят.
 
Статья вряд ли заинтересует тех, кто разбирается в вопросах миграционной политики и способен оценить ситуацию. Но автору это, думаю, и не нужно, статья явно пропагандистская и с душком, да и опубликована аккурат к 4 ноября - Дню народного единства.
 
И это «единство» Виктору Марьясину, убежден, поперек горла, вот и выдает всем и вся, особенно - диаспорам и казакам, видя в них некую угрозу.
 
В статье содержится и наступление, а именно: «Особенно усердствует местный публицист Иванов-Ардашев - на японские гранты раскапывает «скифские» древности и пытается развенчать до своего уровня академика Окладникова - автора идеи белой дальневосточной цивилизации со времен неолита».
 
Вот комментарий самого Владимира Иванова-Ардашева, известного хабаровского краеведа и публициста, автора многих книг:
 
Владимир Иванов-Ардашев в фондах Хабаровского музея археологии.
Владимир Иванов-Ардашев в фондах Хабаровского музея археологии.
- Да, я уже прочел эту статью в интернете, и если бы она была опубликована в какой-нибудь желтой газетенке, пожал бы плечами, мало ли какой бред появляется в бульварной прессе. Но тут серьезная и авторитетная газета, где к авторским статьям, присылаемым издалека, нужно относиться также внимательно, как и к публикациям своих штатных сотрудников.
 
В редакцию «Литературной газеты» я уже отправил небольшой отклик, а вот Виктору Марьясину еще предстоит доказать фразу о «японских грантах», якобы выделенных мне. И какие еще «скифские древности» и «белая дальневосточная цивилизация времен неолита»? Археологи наверняка падают со смеху от такой нелепицы. Но мне не смешно, поскольку этот словесный бред уже давно тиражируется в националистических изданиях.
 
О самих изданиях, имевших проблемы с законом, разговор особый, но в данном случае - речь о краеведении, коим прикрываются для пропаганды своих якобы патриотических идей.
 
Есть такой автор, Олег Гусев, бывший дальневосточник, живущий ныне в Санкт-Петербурге и выпускающие газеты под разными названиями, но с одинаковой сутью - начиная от газеты «За Русское дело» и до нынешнего «Потаенного», которые поступают и в Хабаровск. Как поступают - другой вопрос, но их можно увидеть и на офисных столах, а не только в руках маргиналов.
 
В свое время Олег Гусев имел неосторожность обвинить хабаровских археологов в «продажности» японским коллегам, а поскольку жил далеко, привлечь его к суду за клевету не представлялось возможным. Поэтому я, работавший в то время в Хабаровском музее археологии, подготовил серию публикаций, с которыми и сейчас не мешало бы ознакомить читателей. Так будет понятнее, откуда злоба и словесный зуд у Олега Гусева и некоторых других, и почему именно краеведение они избрали мишенью для своих пропагандистских нападок.
 
Вот одна из моих публикаций «Археология лжи, или Кто не в ладах с историей», газета «Приамурские ведомости», 10 марта 2004 года. Речь там идет о статье в хабаровском альманахе «Экумена», а точнее перепечатке фрагмента из книги нашего бывшего земляка, ныне редактора петербургской газеты «За русское дело» О. Гусева «Белый конь Апокалипсиса», именуемой «Карфаген должен быть разрушен!»
 
А началось все еще раньше, когда отдельные деятели ставили вопрос ребром: «Почему же нынешние официальные демократы и тот же журнал «Дальний Восток» не поддерживают научных гипотез и открытий журналиста, профессора Международной Славянской академии Олега Гусева? Почему мы, рядовые читатели, как когда-то за «Архипелагом» Александра Солженицына, сейчас вынуждены бегать, искать книги и газетные публикации Гусева?»
 
Подробный анализ его творений я уже приводил в статьях «Белый конь, заплутавший в истории» и «Зачем самураю... лапти?», опубликованных в научном сборнике «Записки Гродековского музея» и журнале «Дальний Восток» в 2002 году. Поэтому не буду повторять несуразности и передергивание фактов г-ном Гусевым, который, что называется, ломится в открытые ворота, пытаясь доказать несостоятельность «норманнской теории».
 
А она, теория, как известно, уже давным-давно опровергнута и российскими, и зарубежными учеными, считающими, что еще задолго до «призвания варягов» государство на Руси существовало и было создано самими славянами.
 
«Реанимировать» эту теорию, чтобы с ней же и «побороться» - такова навязчивая идея г-на Гусева.
 
В недавнем интервью газете «Известия» директор Института российской истории, член-корреспондент РАН А. Сахаров заметил (разумеется, для здравомыслящих читателей), что пресловутая «норманнская теория» уже не обсуждается, а те, кто поднимает эти вопросы, - люди либо архаически мыслящие, либо идеологически ангажированные».
 
Не знаю, ангажирован ли г-н Гусев или несет отсебятину, но его «перлы» об истории Приамурья уже не смешны. Кого только он не «разоблачал» в своих статьях и книгах - и выдающегося просветителя о. Иннокентия (Вениаминова), выставив его этаким мракобесом, якобы блуждавшим по Ципандинской пещере с «бригадой вандалов» и уничтожавшим гробницы древних русичей, которых там сроду не было.
 
И знаменитого Арсеньева, выставив его «дилетантом» и прочая. И генерал-губернатора Гродекова, который со своей «инфернальной», то бишь адской сущностью, по утверждению г-на Гусева, умудрился всучить Петербургу «масонский подарок» - каменных львов, вызвавших революцию. И прочую белиберду.
 
Особый «конек» г-на Гусева - чжурчжэни, коих он считает не азиатским народом, а «кастовой прослойкой наших волхвов, которые были первыми наставниками азиатских народностей». А посему, считает автор, «приписывать достижения Чжурдженей азиатам или потворствовать поползновениям на это с их стороны - страшное преступление «историков», которому нет и не может быть оправдания». Однако, добавляет он, «этим занимался и до сих пор занимается, например, краеведческий музей им. В.К. Арсеньева во Владивостоке».
 
Досталось от г-на Гусева и Хабаровскому краеведческому музею, международные контакты которого ему уж очень не по душе, а тем паче - совместные экспедиции, в коих, по мысли автора, сроду не державшего в руках археологической лопаты, «российские археологи... вхожи в качестве лакеев-прикомандированных, готовых на любое предательство, лишь бы накропать очередную диссертацию».
 
После такого пассажа, согласитесь, можно подавать в суд, но не будут же мотаться наши земляки-археологи в Санкт-Петербург, чтобы привлечь к ответственности автора. На что, видимо, и рассчитывает г-н Гусев.
 
Вот мнение по этому поводу хабаровского археолога А. Малявина, руководителя международной экспедиции, вызвавшей четыре года назад столь гневную тираду г-на Гусева:
 
- В последнее время с пугающей частотой стали мелькать в прессе работы откровенно националистического толка, взращенные, на казалось бы, совершенно безобидном поле - на основе археологических данных. Их авторы уверены, что никто не станет вникать в тонкости науки о древних культурах и, следовательно, не сможет подтвердить истинность или ложность их неоспоримых логических выкладок.
 
Одна из предлагаемых данными авторами концепций говорит о том, что давным-давно, тысячи (да что там - десятки тысяч!) лет тому назад в долине реки Амур существовала потрясающая по своему великолепию и мощи цивилизация, создателями коей были древние славянские племена, принесшие отсталым племенам высокую культуру и выступавшие в роли мудрых учителей местного населения.
 
Создается впечатление, что авторы знают об археологической науке только понаслышке. Работы переполнены грубейшими (в том числе - географическими) ошибками.
 
Пусть остается на совести авторов использование низкого приема спекулирования отдельными, не связанными друг с другом, выдержками из существующего археологического знания. Это одновременно является и лицемерием перед людьми - предлагать им пристрастные комбинации не с целью аргументировать свою версию, а чтобы очернить противника.
 
Явно или неявно, но славянский этнический конгломерат всегда противопоставляется всем остальным большим и малым народам... стремление углядеть в этом факте некое особое предназначение славянской нации.
 
Получается, что аборигены Приамурья (а в подтексте - и все остальные народы мира), тысячелетиями пребывавшие в бессмысленных блужданиях, по гроб жизни обязаны славянам за полученные знания, осветившие им дорогу в будущее. Логически хочется продолжить: славяне - это высшая нация, имеющая право учить, вести, повелевать…
 
Где-то это уже было, не правда ли? Что это - откровенный национализм или выражение комплекса собственной неполноценности? Бедные и непризнанные авторы, видимо, тоже хотят повелевать, а иначе с чем связать агрессивные призывы возрождать былое славяно-арийское величие. Поскольку предлагаемые концепции имеют мало общего с научной логикой, равно как и с научной этикой, можно сказать, что они лишь используют мир древности для оправдания подобных желаний»...
 
Еще жестче выразился об авторе упомянутых выше книг известный хабаровский краевед Г. Левкин: «Издевательство над топонимикой!» (http://debri-dv.com/article/809). Он же подробно, вплоть до каждого абзаца, проанализировал «теоретические» постулаты г-на Гусева. К сожалению, эту весьма внушительную рецензию, предназначенную для научного сборника, в газете не приведешь. Поэтому ограничусь выводом Г. Левкина:
 
«Создание Гусевым мифа служит единственной цели - стать во главе тех, кто поверит в его измышления, он как бы получит «право» повести за собой недовольных созданной в стране политической и экономической ситуацией. Вот только куда поведет? Не хотелось бы, чтобы поверившие ему стали на путь противопоставления русского народа другим народам, и на собственном опыте убедились в преступности этого движения, хотя и прикрытого на первый взгляд благими намерениями...»
 
Благоразумный совет. Тем более, что г-н Гусев не унимается в своих измышлениях, регулярно публикуя в своей газете статьи, вроде «В Хабаровске мертвые хватают живых!» и «На кого служите, господа?»
 
Вопрос этот не мешало бы задать и самому г-ну Гусеву. Но полемика с ним бессмысленна, поскольку автор сей умудряется даже в собственных книгах противоречить самому себе.  А ведь околонаучное мифотворчество не столь уж безобидно, порой из него вырастает человеконенавистническая идеология!
 
Остается добавить, что и упомянутый выше Виктор Марьясин когда-то издавал газету «Русский мир», получив за это ехидную отповедь от журналистов газеты «Молодой дальневосточник». И выступив в «Литературной газете» с полемической, вроде бы, статьей, он и сейчас может получить подобную отповедь, а краеведам и серьезным читателям сайта «Дебри-ДВ» будет возможность обменяться мнениями.
 
В. Васильев.
* * *
 
Архив:
 
Есть ли у Приамурья русское будущее?
Цифры прироста населения на Дальнем Востоке порой скрывают реальные проблемы края
 
Недавно министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка заявил об увеличении миграции на Дальний Восток из других областей страны. Захотелось узнать о численности русской общины. Однако подробных сведений на сайтах Росстата и краевого УМВД я не нашёл. Пришлось довольствоваться общими показателями.
 
Итак, с 2010-го Хабаровский край обезлюдел более чем на восемь тысяч человек, хотя рождаемость превышала смертность. Но миграция на запад, а это почти поголовно русские, свела плюс на минус. Оно понятно: климат у нас не субтропики, цены московские, заплаты средние, тарифы заоблачные, мест рабочих негусто. И пока экономика не переориентируется с сырьевого экспорта на внутренний рынок, лишние по меркам сырьевиков рты будут уезжать в поисках лучшей доли.
 
Согласно Росстату, население края сокращается уже более 20 лет. За первое полугодие 2016-го на запад России убыло больше, чем прибыло, на 1939 человек. Зато почти на 30% вырос приток зарубежных мигрантов с превышением прибывших над убывшими на 2181 человека. Берём 2181, вычитаем 1939 и получаем прибавку в 242 человека, которая так воодушевила министра Галушку.
 
К сведению министра: уезжающих Ивановых и Иваненко замещают энергичные азиатские гости. При этом всё чаще слышатся голоса, что традиционные малочисленные народности и есть коренные, а мы, русские, якобы пришлые. Хотя наши предки здесь испокон веков. Задолго до Хабарова вдоль Амура возникли оседлые городища с присущими древнерусскому быту оружием, утварью.
 
Если по переписи в 2010-м около 90% хабаровчан отнесли себя к русским, то теперь на хабаровских улицах каждый пятый прохожий - из южного зарубежья, почти как в лужковской Москве. При том что новая, «собянинская» столица ограничивает зарубежную миграцию, возвращая себе русский облик.
 
Я посмотрел: в столичной стратегии национальной политики чётко обозначена ведущая роль русского народа, его культуры, языка и Русского мира для единства городского сообщества.
 
На особую роль русского фактора указывает и общефедеральная стратегия в указе Президента РФ от 19 декабря 2012 года, однако в краевом плане её реализации на 2014-2016 годы нет даже упоминания о русской культуре! Слава богу, не забыли русский язык, хоть и без русского народа - хозяина дальневосточной земли. Официально же поддерживаются культуры национальных диаспор.
 
К ним приписали и казаков, которых изображают отдельной от русских национальностью. Особенно усердствует местный публицист Иванов-Ардашев - на японские гранты раскапывает «скифские» древности и пытается развенчать до своего уровня академика Окладникова - автора идеи белой дальневосточной цивилизации со времён неолита.
 
В крае фактически нет полноценных центров русской культуры. В единственном центре «Русь» большая часть кружков, студий и секций не перекликается с русской традицией. Несмотря на то что в преамбуле краевого устава провозглашается «развитие русской культуры», она как понятие отсутствует в лексическом обороте краевых, муниципальных чиновников и местных официозных СМИ. И сплочённые этнические диаспоры вытесняют аморфное русское большинство.
 
В краевой программе содействия переселению соотечественников, под которыми подразумеваются выходцы из всех республик бывшего СССР, тоже ни слова о русских - они и в многонациональной очереди на господдержку стоят обычно в самом конце. А ведь когда-то сюда целенаправленно снаряжали полтавских, гомельских, калужских крестьян - по сути, один монолитный народ, чтобы русский Восток не растворился щепоткой соли в бездонном азиатском котле. Пример для подражания - государства, считающие долгом принимать у себя зарубежных представителей титульных этносов как родных. И окружать их заботой.
 
В Хабаровске, сколько живу, не припомню публичных слушаний о состоянии русской культуры, миграции, семьи, демографии. Зато 8 апреля краевая общественная палата провела круглый стол по вопросам развития традиционного ислама, на котором представитель мусульманского духовенства Артур Гарифуллин предложил построить мечеть на улице Выборгская, около огромного рынка с тысячами мигрантов, и пообещал интегрировать приезжих мусульман в местную жизнь.
 
Однако большинство опрошенных жителей с Выборгской не одобрили планы возведения рядом с ними мечети. Им не хочется, чтобы их старинная улица превратилась в отдельный миграционный анклав. На этом круглом столе их пожелания я подкрепил следующими доводами: 1) Хабаровск - русский по названию, происхождению и большинству населения город; 2) снижение доли русских угрожает межнациональному миру; 3) развивать ислам лучше не вширь, а вглубь, с уважением местных традиций.
 
Представитель местной татарской общины мне возразил, что, хотя большую часть жизни его окружали в основном русские, Хабаровск русским городом он не считает. Имеет полное право, но его логика удивляет. Почему город, названный в честь тверского купца Хабарова и построенный русскими крестьянами, солдатами, казаками, не является нашим, как Архангельск или Кострома?
 
Это вопрос не столько к местным властям, сколько к властителям местных дум. И к местному русскому обществу, которое представитель татарской общины совершенно справедливо упрекнул в неумении самоорганизовываться... Недавно один знакомый председатель ТСЖ впервые нанял дворником не азиата, а глуховатого русского деда и дал ему помимо работы и кров. Такие житейские поступки важнее любых чиновничьих планов и программ. Пока мы сами не начнём сообща помогать друг другу, любая, даже самая хорошая власть бессильна что-либо исправить.
 
В своё время Владимир Арсеньев ярко и смело защищал коренные русские интересы под нашим амурским солнцем, не противопоставляя их чаяниям коренных малых народностей и оставив нетленный образ русско-нанайской дружбы в произведении «Дерсу Узала». Пора продолжить этот почин, иначе русских ждёт постепенное вытеснение, а нанайцев - китайское поглощение.
 
Лучезарные чиновники могут отчитываться о демографическом росте, большие чины от силовиков им могут поддакивать, но при этом негласное замещение русских будет набирать обороты. Если наш социум и дальше будет пятиться с востока на запад - обратно на наше занятое кем-нибудь место нас уже не вернуть. Как не вернуть многих русских на родной им Кавказ. Только хорошо информированные сограждане способны не допустить такого исхода.
 
Поэтому от Росстата, МВД и других профильных ведомств нужен электронный свободный доступ к текущей информации о миграционных процессах, о национальном составе местного населения, занятости мигрантов в различных отраслях. Хватит утаивать то, что волнует людей в первую очередь. Следует вернуть все права русской культуре и превратить её в основание и внутренней, и внешней политики. Разумеется, при полном согласии с ожиданиями традиционно проживающих в Приамурье народов.
 
Заветная мечта знакомых мне подвижников нашей культуры - обрести русский дом народного творчества, чтобы нашим сородичам и близким им по духу хабаровчанам было где встретиться, отвести душу. И хватит нас делить по национальностям. Все мы - хохлы, кацапы, казаки и бульбаши - одного русского роду племени, только из разных мест и с похожими почти, как близнецы, диалектами.
 
Наши предки распахали здесь земли, проложили дороги, построили города, отстаивали их в войнах, и мы отсюда никуда не уедем. Здесь наша древняя от скифских курганов земля и нам здесь жить до скончания века. Душа в душу со всеми, кто этому не перечит.
 
Виктор Марьясин,
Хабаровск.
«Литературная газета», №43, 02.11.16
http://lgz.ru/article/-43-6573-2-11-2016/est-li-u-priamurya-russkoe-budushchee/