Геннадий Антонов, вице-губернатор Еврейской автономной области: Вы мне угрожаете?
Геннадий Антонов, вице-губернатор Еврейской автономной области: Вы мне угрожаете?
Ни в Уголовном, ни в Гражданском кодексе нет такого термина - «политическое мошенничество». Термина нет, а само явление есть, во всяком случае, в моей родной Еврейской автономной области.
 
Провал на выборах главы Ленинского района кандидата от партии власти и избрание опального Сергея Лаврука серьезно напугало местных «единороссов». Они вдруг заподозрили, что свободное волеизъявление народа перестает быть теорией и грозит перейти в устойчивую практику. Результаты выборов депутатов городской думы в 2014 году усилили их подозрения. А тут еще знатные партийцы один за другим встали в очередь за обвинениями в коррупционных преступлениях. Уверенность в безоговорочной победе на всех без исключения выборах у партии власти испарилась. И тогда возникла идея вообще отменить свободные выборы глав муниципалитетов.
 
Сначала на заседаниях Законодательного Собрания ЕАО обсуждалось предложение отменить выборы глав муниципальных районов. Когда эту идею удалось «протащить» большинством голосов, «единороссы» осмелели и… отменили прямые выборы главы столицы автономии - Биробиджана. Все это было сделано со ссылкой на Федеральный закон, но при этом народу не объяснили, что Федеральный закон не обязывает отменять прямые выборы.
 
Из восьмидесяти пяти регионов страны, насколько мне известно, лишь тридцать три пошли по пути отмены прямых выборов. В остальных пятидесяти двух субъектах Федерации власти не решились лишать народ его конституционных прав, может, из страха вызвать недовольство в обществе, а может, из уважения к обществу.
 
Подозревать большинство депутатов Законодательного Собрания ЕАО в уважении к обществу и, прежде всего, к жителям города Биробиджана, на мой взгляд, оснований нет. Зато, по моему глубокому убеждению, есть основания говорить о политическом мошенничестве.
 
Правящей партии, видимо, было мало отлучить жителей города от выборов главы муниципалитета, поэтому они придумали такой сценарий, якобы, демократичного избрания мэра Биробиджана: первый этап - заявления и пакеты документов кандидатов в мэры сначала рассматривает комиссия. Она же проводит собеседование с кандидатами. Затем путем голосования пропускает минимум двоих кандидатов на второй этап, который представляет собой голосование депутатов городской думы.
 
О демократичности первого этапа: в состав комиссии были включены чиновники правительства ЕАО, которым никто из жителей Биробиджана не делегировал свое избирательное право. Более того, эти чиновники уже давно не могут похвастаться тем, что большинство жителей Биробиджана им доверяет, и уж тем более, их уважает.
 
Кроме того, одним из членов комиссии оказался не так давно избранный глава Ленинского района господин Самков. На каком основании глава Ленинского района ЕАО решает за жителей Биробиджана, кто достоин участвовать в выборах мэра города, а кто - нет? Разве жители Биробиджана решали за жителей Ленинского района, кого допустить к выборам главы их муниципального образования, а кого не допустить?
 
Да, господин Самков был включен в комиссию, когда занимал должность начальника управления архитектуры правительства ЕАО. Но с момента избрания его главой района прошло достаточно времени.
 
Председатель конкурсной комиссии должен был доложить губернатору о необходимости исключения господина Самкова из комиссии. Но вице-губернатор Геннадий Антонов, судя по всему, этого не сделал, проявив тем самым крайнее неуважение к избирателям города Биробиджана и поставив под сомнение легитимность решения конкурсной комиссии. Ведь получается, что кандидатов в мэры Биробиджана выбирал глава другого муниципального образования! Вот такая у нас «демократия»!
 
Кроме того, за день до итогового заседания так называемой конкурсной комиссии в некоторых СМИ была опубликована информация о том, что на итоговое заседание комиссии прессу могут не допустить. То есть, демократия, по мнению председателя комиссии, заключается в том, чтобы отбор кандидатов в мэры Биробиджана проходил тайно от жителей города? А что же второй этап? Да все - то же самое: депутаты городской думы должны будут из двух кандидатов, выбранных комиссией в закрытом режиме, избрать мэра города тайным голосованием!
 
Да здравствует демократия по-биробиджански!
 
Заседание так называемой конкурсной комиссии по отбору кандидатов в мэры города Биробиджана было назначено на 10 часов утра 19 июня. Примерно в 9 часов 50 минут я вошла в зал заседаний мэрии. Почти все члены комиссии сидели за большим полукруглым столом. Недалеко от входа слева у стены стоял председатель комиссии вице-губернатор Геннадий Антонов. Поздоровавшись, я заняла место в первом ряду, включила диктофон и приготовилась внимательно наблюдать за ходом работы комиссии.
 
Геннадий Антонов молча проводил меня взглядом от входа до места, еще несколько секунд пристально смотрел на меня, а затем заявил:
 
- Мы не разрешали вам присутствовать на заседании.
 
Чего-то подобного я ожидала, поэтому ответила:
 
- А мне не нужно ваше разрешение. Вот у меня в руках положение о комиссии. В нем не сказано, что заседания комиссии проводятся в закрытом режиме. Значит, журналисты имеют право на нем присутствовать.
 
Геннадий Антонов: - Нет, не имеете.
 
Я: - Отчего же? Вот у меня еще одна бумага есть. Прочитать?
 
Геннадий Антонов: - Прочитайте.
 
Я: - Статья 144 Уголовного кодекса РФ: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Тут сказано, что до двух лет лишения свободы за это дают…
 
Геннадий Антонов: - Законной!
 
Я: - Именно: законной!
 
Геннадий Антонов: - А вы здесь незаконно.
 
Я: - Почему?
 
Геннадий Антонов: - Здесь будут озвучивать персональные данные. Кто их разгласит, будет наказан.
 
Я: - Кто будет наказан?
 
Геннадий Антонов: - Любой муниципальный или государственный служащий, который даст информацию, не подлежащую разглашению, будет наказан в соответствии с законом о государственной и муниципальной службе…
 
Я: - Ну, значит, вы должны были учесть это в законе или в положении о комиссии и написать, что все заседания комиссии проходят в закрытом режиме. А вы этого не сделали.
 
Геннадий Антонов: - Мы это объявим.
 
Я: - Что значит, «объявим»? Это должна быть бумага с подписью. Вот я смотрю «Положение о комиссии». Здесь нет ни слова о том, что заседания закрытые. И подпись председателя городской думы стоит. Я не выйду из зала, потому что есть закон, который вы нарушать не можете.
 
Геннадий Антонов: - А мы не будем нарушать.
 
Я: - Ну, вот и договорились.
 
Геннадий Антонов: - И вы не можете.
 
Я: - А я и не нарушаю закон. Кстати, в Ленинском районе вы неправильно поступили. Но здесь такое не пройдет.
 
Геннадий Антонов: - И у вас не пройдет.
 
Я: - У нас вся законная деятельность проходит.
 
Геннадий Антонов: - Если кандидаты в мэры не дадут согласие на присутствие СМИ, мы пригласим полицию, и вас выведут…
 
Я: - А они не имеют право давать или не давать согласие. Они выдвигаются на публичную должность. Это же выборы? Или что это?
 
Людмила Копенкина: - Это еще не выборы!
 
Я: - А что вообще это такое?
 
Людмила Копенкина: - Это только конкурс. Закон почитайте.
 
Я: - А он закрытый - этот конкурс?
 
Геннадий Антонов: - Мы вам разъясним потом.
 
Я: - Нет! Когда - потом? Это выборы? Я - избиратель!
 
Геннадий Антонов: - Нет! Вы не избиратель.
 
Я: - Вы отняли у меня избирательное право?
 
Геннадий Антонов: - Какое право?
 
Я: - Конституционное.
 
Геннадий Антонов: - Конституционное право вы читаете неправильно.
 
Я: - В смысле? А что там написано?
 
Геннадий Антонов: - Вот читайте, читайте.
 
Я: - Так если вы знаете - скажите.
 
Геннадий Антонов: - Я знаю, а вы читайте!
 
Я: - Я читала. Закрытые выборы называются фикцией. Значит, давайте договоримся, что вы проводите фикцию.
 
Людмила Копенкина: - Это не выборы.
 
Геннадий Антонов: - Оценки давать не будем. Это ваше право. А закон выполнять придется всем.
 
Я: - Я закон исполняю, а вы нарушаете.
 
Геннадий Антонов: - Это ваша оценка, а у меня другая…
 
Я: - Это не оценка. Это заявление. Оно будет иметь продолжение.
 
Геннадий Антонов: - Ну и что?
 
Я: - Я понимаю, что вам уже все равно, но городу-то не все равно!
 
Геннадий Антонов: - Вы ведете себя не корректно…
 
Я: - Народ хочет знать ваши технологии, и народ будет знать…
 
Геннадий Антонов: - Как вы себе это представляете?
 
Я: - Обязательно из СМИ. А я - представитель СМИ.
 
Геннадий Антонов: - Ради бога! Кто вам запрещает?
 
Я: - Вы только что запретили.
 
Геннадий Антонов: - Нет. Я не запрещал вам.
 
Я: - Расскажите тогда, что вы делали?
 
Геннадий Антонов: - Что бы я рассказывал? У нас тут заседание идет. Вы пришли и мешаете людям работать…
 
Я: - А вы устроили скандал. Выгоняете представителя СМИ.
 
Геннадий Антонов: - Кто вас выгонял?
 
Я: - Вы только что мне говорили… Я прослушаю потом диктофон и напечатаю.
 
Геннадий Антонов: - Вы мне угрожаете?
 
Я: - Я никому не собираюсь угрожать. Просто выполняю свою работу.
 
Геннадий Антонов: - Вот только что вы угрожали.
 
Я: - Нет. Я просто предупреждаю.
 
Геннадий Антонов: - Вы только что угрожали, и пытаетесь оказывать давление.
 
Я: - Разве СМИ могут оказывать на чиновников давление? Я думала, что обычно оказывают давление на СМИ … А расскажите, пожалуйста, как председатель комиссии - вот сидит глава Ленинского района. Как он будет мэра города Биробиджана выбирать?
 
Геннадий Антонов: - Это представитель губернатора области.
 
Я: - А почему вдруг в комиссии глава Ленинского района?
 
Геннадий Антонов: - А какая разница?..
 
После этой фразы, казалось бы, говорить больше не о чем. Вице-губернатор считает, что нет никакой разницы в том, кто будет избирать мэра города Биробиджана - биробиджанцы или жители других муниципальных образований.
 
А это, как я понимаю, означает, что решение о том, кто из семи кандидатов будет рекомендован Городской думе для участия в так называемых выборах, было принято до итогового заседания комиссии. А само заседание - это просто формальность.
 
Даже если семь депутатов городской думы, состоящих в комиссии, решили бы проголосовать за кандидата, незапланированного партией власти и чиновниками областного правительства, победил бы все равно запланированный кандидат, потому что для победы в первом этапе - на комиссии - кандидат должен набрать одиннадцать голосов. Одиннадцать, а не семь!
 
Все просчитано. Технология проста до тошноты: семь чиновников областного правительства, глава Ленинского района, один депутат-«единоросс» Законодательного Собрания ЕАО, заместитель председателя городской думы и руководитель городского отделения «Единой России» в одном лице - это десять голосов.
 
К ним прибавим еще голоса двух чиновников из аппарата городской думы. Они, конечно, могли бы пойти против мнения перечисленных мной представителей партии власти и правительства области, но, полагаю, только если до этого уже приняли решение о своем увольнении из аппарата.
 
Так что двенадцать голосов за заранее запланированного кандидата были гарантированы.
 
Другой вопрос: на каком основании комиссия собиралась отсеивать кандидатов, баллотирующихся в мэры?
 
Согласно решению городской думы о порядке проведения конкурса, «Основанием для принятия комиссией решения об отказе гражданину в дальнейшем участии в конкурсе являются:
 
1) неполное представление гражданином пакета документов, предусмотренных пунктом 1 раздела 3 настоящего порядка;
 
2) несоответствие содержания представленных гражданином документов содержанию документов, предусмотренных пунктом 1 раздела 3 настоящего порядка, в случае представления их в полном объеме;
 
3) представление гражданином подложных документов или заведомо ложных сведений».
 
Если других оснований для отказа кандидату нет, то комиссия должна была пропустить для дальнейшего участия в конкурсе всех семерых кандидатов.
 
Объясню, почему: у комиссии была целая неделя для того, чтобы проверить документы кандидатов в мэры. Если бы она обнаружила подложные документы или выявила бы ложные сведения в документах какого-либо кандидата, то должна была ему сразу направить уведомление о том, что к дальнейшему участию в конкурсе он не допущен. Никто из семи кандидатов такое уведомление не получал, все пришли на итоговое заседание комиссии. И, кстати, шесть из семи кандидатов открыто заявили, что не против присутствия прессы. А наш долгий диалог с Геннадием Антоновым завершился следующим образом:
 
Я: - Покажите мне, где в Положении о работе комиссии сказано, что заседания проходят в закрытом режиме. Покажите - и я встану и выйду!
 
В ответ - молчание. Я осталась и, соответственно, представители других СМИ тоже.
 
Первым предстал перед комиссией бывший судья военного суда Олег Михайлов. Будучи юристом, он, я думаю, внимательно ознакомился с Положением о работе комиссии, поэтому пришел на заедание без своей предвыборной программы. Зачем программа, если это конкурс документов?
 
В Положении есть фраза о том, что комиссия проводит с кандидатами собеседование, но непонравившаяся членам комиссии речь кандидата основанием для отказа кандидату в участии в выборах служить не может.
 
Да, господин Михайлов своей речью не впечатлил. Много говорил про свой опыт, про свои достижения. Ничего конкретного не сказал о своих планах в случае избрания его мэром. Но! Никаких претензий к его пакету документов комиссия ему не предъявила.
 
Следующий кандидат - Владимир Дудин, напротив, очень обстоятельно изложил свою предвыборную программу, вполне грамотно отвечал на вопросы.
 
То же можно сказать и о кандидате Хомченко. Но то, как общались с Алексеем Хомченко председатель комиссии Геннадий Антонов и член комиссии Елена Василенко (заместитель председателя правительства ЕАО) можно, я думаю, назвать одним словом - «наезд».
 
Особенно старалась госпожа Василенко. Если я правильно поняла, она пыталась как бы иносказательно обвинить кандидата Хомченко в том, что он предоставил комиссии недостоверные сведения о своих доходах. Этаким, знаете ли, менторским тоном супер-экономиста задавала вопросы с прозрачными намеками. Выглядело это, если честно, отвратительно, - как бытовой диалог на коммунальной кухне.
 
Если у госпожи Василенко были доказательства недобросовестности кандидата Хомченко, она должна была просто предъявить их комиссии. Например, показать справку из Налоговой службы или другие документы, подтверждающие, что Алексей Хомченко предоставил ложные сведения о своих доходах.
 
Повторяю: просто предъявить доказательства, а не разговаривать с кандидатом в мэры, как с нашкодившим школьником! Но доказательства госпожа Василенко не предъявила.
 
Такой же тон присутствовал и в разговоре с другим кандидатом - Владимиром Шабловским. Только один раз ироничные, слегка высокомерные улыбки на лицах Геннадия Антонова и Елены Василенко вдруг сменились на доброжелательные и даже слегка сладковатые - когда в зал вошел кандидат Коростелев.
 
О чем он говорил? О том, что в Биробиджане очень комфортно живется его детям. Еще о том, что много лет проработал на Биробиджанской ТЭЦ, последние годы был директором, потом стал заместителем начальника управления ЖКХ правительства ЕАО.
 
Не рассказал, к сожалению, о том, что больше всего интересует горожан: почему как директор ТЭЦ, а потом как заместитель начальника управления ЖКХ проигнорировал решение Верховного Суда о снижении нормативов потребления тепла и горячей воды для жителей Биробиджана? А Геннадий Антонов и Елена Василенко его об этом и не спрашивали. Зачем? У них, судя по всему, была другая задача.
 
Какая? Ну, я думаю, вы уже догадались. Или нет? Ладно, приведу еще один отрывок из аудиозаписи заседания этой комиссии.
 
Итак, после собеседования с последним кандидатом депутат городской думы Серей Бурындин задал вопрос:
 
- У комиссии есть вообще какие-то основания отказать кандидату, если он предоставил полный пакет документов?
 
Геннадий Антонов: - Если пакет был не полный, мы должны были отказать на первом этапе. Когда мы рассматривали документы, то должны были такого кандидата не допустить ко второму этапу конкурса и не приглашать на собеседование. А если допустили, то, наверное, надо голосованием решать вопрос.
 
Интересное высказывание, правда? Выходит, председатель комиссии плохо читал Положение о работе комиссии и не увидел, что неудовлетворительный результат собеседования не является основанием для отказа кандидату?
 
Еще один депутат городской думы Андрей Голубь попробовал придать этим так называемым выборам хотя бы видимость легитимности:
 
- Я предлагаю, коллеги: давайте, всех допустим до голосования на городской думе. Пусть все депутаты посмотрят на кандидатов. А то получается, что восемь депутатов из двадцати решают за всех депутатов...
 
Елена Василенко: - Я, как член комиссии, категорически возражаю, чтобы признать себя абсолютным дилетантом в этом вопросе и допустить всех…
 
Геннадий Антонов: - И предложить думе избрать мэром того, кого вообще близко нельзя к этой должности допускать! Наша задача с вами предложить городской думе тех, кто реально может занять этот пост…
 
Во как! Мы-то думали, что высокопоставленные чиновники, как и партия власти, не доверяют только народу, оказалось, что и депутатам городской думы они тоже не доверяют!
 
Опасаются, что те могут сделать не правильный выбор. Готовы нарушить и решение городской думы, и Положение о комиссии, лишь бы исключить даже предположения о том, что депутаты могут проголосовать не за того, кого запланировали. А для этого надо, прежде всего, ограничить выбор, заставить их выбирать не из семи кандидатов, не из пяти и даже не из трех! Три - это уже риск, поэтому два - и разговор окончен!
 
Господин Антонов перед тем, как объявить голосование, обстоятельно объяснил, что из семи кандидатов комиссия должна выбрать минимум двоих. Можно, конечно больше, но надо двоих.
 
Затем началось голосование. И самое большое количество голосов набрал, конечно, господин Коростелев. Второй избранный - Владимир Дудин.
 
А теперь отгадайте, уважаемые читатели, за кого из этих двоих 25 июня проголосует подавляющее большинство депутатов городской думы (восемнадцать «единороссов») - за «справедливоросса» Дудина или..?
 
Вот и я думаю: или!
 
Так что мы имеем в результате - выборы или циничный обман всего населения города Биробиджана? И сможет ли население смириться с этим обманом? Не уверена.
 
Слишком долго испытывали терпение жителей города прежние руководители - и господин Винников, и господин Пархоменко.
 
Все когда-нибудь заканчивается, и терпение тоже.
 
Жители города прекрасно понимают - достойному, порядочному, высокопрофессиональному и уважаемому в городе кандидату в мэры не нужны были бы на выборах «толкачи» в лице не очень уважаемых чиновников.
 
А вот когда у кандидата нет ни первого, ни второго, ни третьего, тогда и процветает то, о чем я сказала в самом начале этой публикации: ни в Уголовном, ни в Гражданском кодексе, нет такого термина - «политическое мошенничество». Термина нет, а само явление есть, во всяком случае, в моей родной Еврейской автономной области.
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», № 24