|
Это было взвешенное, обдуманное решение, основанное на нашей гражданской позиции, на понимании того, как велика ответственность каждого из нас перед нашими читателями и избирателями города Биробиджана - моя, как журналиста, Сергея Бурындина, как главного редактора печатного издания и депутата городской думы.
Суть нашего искового заявления заключается в следующем: отмена прямых выборов главы Биробиджана, как и глав муниципальных районов, поселений, и принятие областного закона о проведении конкурса на замещение главы мэрии Биробиджана и глав районов, поселений есть не что иное, как нарушение Российского законодательства, и в первую очередь, основного Закона страны - Конституции.
17 ноября 2014 года Законодательное Собрание Еврейской автономной области подавляющим большинством голосов, и большинство это, как все уже догадались - «единороссы» во главе с господином Тихомировым, приняло закон Еврейской автономной области «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ».
В статье 4 ч.1 данного закона говорится, что:
«Глава муниципального района, городского округа, городского поселения в соответствии с уставом муниципального района, городского округа, городского поселения избирается соответственно представительным органом муниципального района, городского округа, городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию соответствующего муниципального образования области».
Проще говоря, мэра Биробиджана, в соответствии с этим областным законом, будут избирать депутаты городской думы. То есть двадцать один человек, проголосовав за того или иного кандидата, выразят мнение пятидесяти с лишним тысяч избирателей Биробиджана?
Как нам только не объясняли это решение господа из Законодательного Собрания ЕАО! Мол, городские депутаты избраны народом, значит, имеют право голосовать от имени народа. Но, выбирая депутата, избиратели того или иного городского округа не делегировали ему свои гражданские права, гарантированные Конституцией Российской Федерации! Они всего лишь доверили своему депутату представлять их интересы в городской думе, но не давали ему право делать за них выбор.
Право выбора, право участия в референдуме - это право каждого гражданина Российской Федерации, оно не может быть передано другому лицу.
Цитирую выдержки из основного Закона России - Конституции:
«1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления…»
То есть, народ большинством голосов избирает своих представителей в органы власти и через этих представителей осуществляет руководство страной, регионом, районом, городом, поселением. Народ - это все население страны, региона, района, города, поселения, а не двадцать один депутат!
Цитирую дальше:
«3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
Это значит, что отмена прямых выборов глав муниципалитетов есть не что иное, как присвоение властных полномочий отдельной группой лиц, той самой группой, которая приняла областной закон о «не выборах».
Областные законодатели, принимая этот закон, сослались на Федеральный закон №131 в новой редакции. Это, мол, не они решили, а Государственная дума. Она прямые выборы отменила, а они, якобы, были обязаны принять областной закон в соответствии с федеральным.
Ну что ж, давайте, почитаем Федеральный закон:
«2. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:
1. избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса…».
Выходит, не отменяла Государственная дума прямые выборы, просто кроме них предложила еще два варианта избрания главы муниципалитета.
К сожалению, в Федеральном законе ничего не сказано о том, чем должны руководствоваться законодатели субъектов Федерации, отказываясь от прямых выборов и узаконивая второй или третий вариант.
Но, возможно, они посчитали, что это и так понятно. Есть ведь Конституция, на которую законодатели обязаны опираться. Есть Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который никто не отменял, и который гласит:
«Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».
Как же можно было принимать закон «о не выборах» в отрыве от упомянутых выше законов? Мы убеждены, что господа «единороссы» не имели право своим большинством голосов лишать сто сорок с лишним тысяч жителей области того, что им гарантирует государство - свободного волеизъявления на выборах.
Избирательное право принадлежит каждому совершеннолетнему человеку, и отказаться от него может только сам человек, но не на каких-то там общественных слушаниях, о которых подавляющее большинство жителей города и области узнают после того, как они уже завершились. Ни в Конституции РФ, ни в выборном законодательстве ни о каких общественных слушаниях ничего нет. Законодательное Собрание ЕАО могло принять закон «о не выборах» только после проведения референдума, на котором большинство жителей области дали бы на это свое согласие.
Что-то я не помню, чтобы в Еврейской автономной области проводился референдум по этому вопросу.
Нас просто поставили перед фактом: мол, вы - избиратели - больше никто, ваше мнение никого не интересует, забудьте о том, что вам гарантировало государство, теперь «государство» - это маленькая группа муниципальных депутатов, которые все решат за вас.
Справедливости ради должна сказать, что сначала некоторые депутаты городской думы высказались против такого закона. Но суть в том, что в их полномочия не входит принимать или не принимать областные законы, голосовать за них или не голосовать. Их тоже поставили перед фактом. Кто-то из них смирился с этим. А кто-то - нет.
Мы подали иск в суд - я и главный редактор нашего издания, депутат городской думы Сергей Бурындин. Мы против ущемления прав жителей нашего города, да и области в целом. Слишком много времени и сил мы потратили на то, чтобы наш город, словно маленького ребенка, вырвать из цепких, нечистоплотных и, как в народе говорят, загробастых рук. И сделали это не для того, чтобы он снова попал в такие же руки.
А что мы сегодня наблюдаем? В городе упорно муссируются слухи (в том числе и в некоторых СМИ) о том, что на должность мэра собираются претендовать такие личности, как бывший директор Биробиджанской ТЭЦ Евгений Коростелев, который сейчас работает в управлении ЖКХ правительства ЕАО, более того, что должность мэра ему, якобы, гарантирована.
Убеждена, что если бы он принял участие в настоящих свободных выборах, то не выиграл бы их. Причина очень проста: практически каждый житель Биробиджана знает, до чего довели Биробиджанскую ТЭЦ за последние десять - пятнадцать лет.
Исходя из ее сегодняшнего состояния, могу предположить, что ДГК (Хабаровск) изначально решила выжать из нашей ТЭЦ все, что можно.
Хабаровчанам нужен был послушный директор. Этим директором стал Евгений Коростелев.
В результате мы имеем ТЭЦ со старым, изношенным оборудованием, которое каждый год латают.
Если мне память не изменяет, котлам уже тридцать пять лет, а то и больше! Каждый год только и слышим: «хоть бы они доработали до конца отопительного сезона!»
Каждый год рвутся трубы тепловых сетей, и каждый год их тоже кое-как латают. А тарифы? А нормативы на тепло и горячую воду? Все это - забота о горожанах или откровенно потребительское отношение к ним?
Что хорошего сделал господин Коростелев для биробиджанцев за годы работы на ТЭЦ? Добился ее переоборудования? Доказал своему начальству, что это необходимо? А может он, болея душой за свой город, объяснил руководству ДГК, что завышать нормативы и тарифы для горожан не только бессовестно, но и противозаконно? Или сам категорически не позволял своим подчиненным начислять жителям города плату за тепло в полном объеме, когда само тепло поступало в дома далеко не в полном объеме?
Кто-нибудь помнит, чтобы такое было? Вот! А раз никто не помнит, то и голосовать за господина Коростелева на прямых выборах было бы, я думаю, некому.
Хотя, может, я и ошибаюсь. Не так давно наблюдали, как в одном из ресторанов господина Коростелева чествовали представители армянской диаспоры. Наверное, эти люди проголосовали бы за него. Но армянская диаспора - это не все жители Биробиджана, и даже не их большинство.
Так кто же упорно распускает слухи, что вопрос уже решен, и мэром будет Евгений Коростелев? Кому это выгодно?
А господин Михайлов, первым подавший заявление на участие в мэрском конкурсе? Кто он? Известная горожанам личность? Увы, нет. Олега Михайлова хорошо знает разве что его родной брат Владимир Михайлов - заместитель председателя правительства ЕАО, отвечавший при господине Винникове за кадровое обеспечение деятельности губернатора и прославившийся «умелым» подбором кадров для работы в правительстве ЕАО.
Таким «умелым», что сегодня этих «кадров» либо просто увольняют, либо отдают под следствие.
Не стану больше перечислять имена тех, кого неизвестно кто прочит в мэры Биробиджана. И так ясно, что подобное мероприятие (конкурс), не имеющее ничего общего с настоящими свободными выборами главы муниципалитета, может закончиться большой бедой для нашего города.
Те, кто любит свой город, кому не безразлична его судьба, не будут ждать, чем закончится судебный процесс по нашему иску, а поступят также, как и мы. Каждый гражданин Российской Федерации, каждый житель города имеет право обратиться в суд с таким же иском. Ни к чему митинговать, шуметь в кулуарах или соцсетях.
Свою гражданскую позицию лучше всего отстаивать цивилизованно - в зале суда. Ведь именно суд призван защищать закон.
А тем, кто распускает дурно пахнущие слухи, хочу пояснить: мы это делаем не потому что кто-то из нас (я или Сергей Бурындин) хочет занять кресло мэра.
В наших планах этого не было, и нет.
Просто город наш, как маленького ребенка, мы с большим трудом вырвали из цепких, нечистоплотных рук. И нам очень хотелось бы, чтобы он, наконец, оказался в добрых и любящих руках. Выбрать такие руки может только сам народ, а не чиновники, и даже не маленькая группа депутатов.
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №21