Комсомольчане ждут перемен |
|
Отражение по заказу
Итоговый отчет «Уровень удовлетворенности населения Комсомольска-на-Амуре деятельностью органов местного самоуправления, качеством предоставляемых муниципальных услуг, оценок социально-экономического положения» обнародован пресс-службой мэрии пока без каких-либо выходных данных подрядной организации и конкретных Ф.И.О. исполнителей муниципального заказа.
В связи с этим некоторые местные депутаты, правозащитники и блогеры Приамурья не исключают того, что оригинал официального отчета содержит еще более негативную оценку управленческого аппарата. Этот документ, разработанный на бюджетные средства, даже до представителей гордумы довели, судя по всему, в усеченном виде. Тем не менее, беспристрастное анкетирование 500 уроженцев Комсомольска стало своеобразным испытанием на компетентность служащих, отвечающих за качество жизни комсомольчан.
Несмотря на то, что максимально «толерантные вопросы» для исследования готовил начальник административной пресс-службы И.В. Лаврентьев, ответы горожан выявили, прежде всего, оторванность местного органа власти от народа и негативные тенденции на главных направлениях самоуправления. Чтобы убедиться в значительных перекосах деятельности мэрии, достаточно просмотреть 18 страниц даже «отредактированного» отчета.
Действительно, сформулировав задачи пензенским специалистам по изучению общественного мнения, администрация Комсомольска выявила среди граждан в возрасте от 18 лет беспристрастную оценку социально-экономического положения города, определила уровень удовлетворенности населения качеством транспортного обслуживания, автодорог, ЖКХ, услуг в сфере культуры, образования и спорта, дошкольного и дополнительного образования, вскрыла наиболее волнующие проблемы муниципальных структур.
Впрочем, как следует из отчета, большинство опрошенных (58,3%), затруднилось оценить доступность городских чиновников. Возможно, что подавляющая часть респондентов вообще никогда не обращалась с вопросами в администрацию. Хотя более 13,8% участников анкетирования признались: «Нужно предпринять усилия, чтобы попасть на прием к сотруднику администрации города, хотя это возможно, для этого имеются определенные правила и процедуры». А каждый пятый опрошенный заявил о том, что к чиновникам Комсомольска обратиться либо очень трудно, либо вообще невозможно. И только 8% респондентов оценили доступность представителей местной власти по достоинству.
Скорость решения проблемного вопроса в администрации Комсомольска оценивается опрошенными как медленная (намного медленнее, чем это положено по регламенту и законодательству). Отмечена и непредсказуемость слуг народа: «… решается когда как - иногда достаточно быстро, а иногда - с проволочками, зависит от вопроса и от конкретного сотрудника администрации».
Тем временем популярные сайты комсомольчан и соцсети набухают недоумением: почему функционер Комсомольской администрации Иван Лаврентьев «постеснялся напрямую поставить перед исследователями вопрос об отношении избирателей к главе города и администрации»? Вместо принципиального вопроса, городу предложили оценить «доступность администрации для граждан». Оценки самой пресс-службы, поставляющей годами для СМИ лишь позитив и бодрые рапорты должностных лиц, вообще нет в варианте отчета для всеобщего пользования.
Однако в любом случае, даже после возможной цензуры текста объективного исследования, результаты деятельности городских властей напрямую отражают настроения комсомольчан: «С точки зрения большей части респондентов, ситуация в городе практически не меняется, каждый третий считает, что идет ухудшение»». И только 15,3 процента участников опроса отмечают «…преобладание пессимистичных ожиданий».
Респонденты не молчали
Особо настораживают работников неподконтрольных мэрии СМИ мнения комсомольчан о гордуме и контрольно-счётной палате (КСП). Деятельностью представительного органа полностью удовлетворено менее 2% респондентов. Примерно половина опрошенных в разной степени не довольны работой местного парламента. 67,7% затруднились оценить и работу его спикера С.Я. Баженовой, которую слышат и видят, как правило, только на праздничных мероприятиях, при сдаче объектов и возложении цветов.
Причем достаточно большое количество опрошенных граждан не в силах дать какую-либо оценку эффективности гордумы …из-за отсутствия информации, необходимой для оценки. По той же причине 70% участников анкетирования не смогли оценить и работу КСП, зато более 20 процентов респондентов, знакомых со спецификой этого подразделения, отозвались о нем негативно.
Пензенские исследователи в ходе опроса предоставили комсомольчанам возможность высказать свои замечания и предложения в адрес муниципалитета. Этой возможностью воспользовались 147 горожан, проявивших, как отмечено специалистами агентства, высокую эмоциональность при высказывании замечаний. Вот лишь некоторые, наиболее характерные образцы зафиксированных дословно реплик (в официальном документе они почти все с восклицательным знаком):
«Нереально ездить на машине»! «…одни ямы»! «Может, хватит взрывать асфальт кусками, взройте полностью и постелите заново»! «…зима уже закончилась, а в одной части двора лежит 3 м. высотой снега, а в другой практически такой же уровень мусора»! «…подбор адекватных подрядчиков! За адекватную цену при высоком качестве»! «…хватит ныть, что снега много»! «…сады и школы всю зиму стояли засыпаны снегом, а сейчас к ним не пройти»! «Купить больше малой снегоуборочной техники»! «Проверить работу ливневых канализаций! «…разрушение дорог из-за того, что нет …никакого дренажа»! «Дороги отвратительные, тротуары еще хуже»!
Итак, 2/3 опрошенных комсомольчан подтвердили: острейшей проблемой являются не только плохие дороги, но и люди, не способные их содержать в нормальном состоянии. Только извечные проблемы - «дураки и дороги», как подсказывают пензинские копатели социума, не единственные раздражители для населения индустриального центра, где счет убывающих граждан ежегодно идет на тысячи.
«Пыль, грязь, низкие з/платы, … молодежь уезжает»! «…помойки не убирают»! «Начните развивать город, а не ухудшать»! «Прекратите набирать людей, которым…на город»! «Много мусора, мало урн, …нет общественных туалетов»! «…Сходить с семьёй некуда, перспектив нет. В высших учебных заведениях - обираловка. Для детей – ничего! Наркомания, бичи, алкоголики...»! «Увеличить рейсы муниципальных автобусов». «Плохое отношение к пассажирам, проезд дорогой...».
Не менее актуальны в устах респондентов и другие проблемы россиян, значительно усугубляемые, по убеждению комсомольчан, местной властью:
«...В поликлинике нет урологов, кардиологов, неврологов». «…контроль и порядок в области здравоохранения и образования, их деятельности по отношению к людям». «Сменить «верхушку» управления ЖКХ»! «Почему в марте, апреле отопление снижено на 50%, а оплата 100%, как зимой»? «Безработица, коррупция, беспредел со стороны полиции». «Обратить внимание на плохую работу судебных приставов и прокуратуры». «Уменьшить чиновникам зарплату»!
Проблемы, по убеждению опрошенных комсомольчан, не могут быть безликими - у каждой проблемы есть свой автор: отдел, управление, начальник, в ведении которого находится решение вопроса городского уровня. «Выполняйте обещания»! «Сменить всю «старую команду» - не работает»! – настаивают комсомольчане, критику которых давно уж никто не хотел в Комсомольске слышать, тем более анализировать ее на официальном уровне.
Чиновничий «секрет Полишинеля»
Пессимистические настроения, вызванные негативной ситуацией в городском хозяйстве, как отмечает в интервью СМИ группа местных парламентариев, как раз и ведут к убыли населения Комсомольска. Не случайно в центре исследования выделено напоминание: «Миграционные настроения являются важным интегральным показателем удовлетворенности-неудовлетворенности жителей. Коэффициент миграционных настроений довольно высокий - 46,7% (комсомольчан) хотели бы с той или иной степенью решительности уехать из города».
- Если решить вопрос не получается, напрашивается «мозговой штурм», - комментирует труд пензенских подрядчиков депутат Олег Паньков. - За создание экспертного совета по наведению порядка на дорогах города я выступаю в течение полугода. Сначала предлагал провести публичные слушания по этому вопросу. Получив отказ, предложил назначить депутатские слушания. Но и это инициатива не нашла поддержки со стороны председателя думы Светланы Баженовой.
По его словам, первые лица органа власти выработали кучу обоснований, чтобы только публично не обсуждать причины плачевного содержания дорог.
- Отвечать на эти вопросы отказался и глава города, отчитываясь перед гордумой, - продолжает он. - Народ прав: «главе пора менять команду»! Скажем, вопросы ЖКХ, благоустройства города, содержание городских дорог курирует заместитель главы Иван Куликов. Судя по опросу респондентов «Бизнес-Прайм», он фактически расписался в полной профнепригодности. Кроме того, его деятельность является полной тайной, как для населения, так и для депутатов. Еженедельно господин Куликов созывает совещание с директорами управляющих организаций. Я, как депутат гордумы, заявил о своем желании присутствовать на такой встрече, но мне в категорической форме было отказано. Чем же они там делают?
- А вопросов, как подтверждают респонденты «Бизнес-Прайм», накопилось слишком много, - уверен гражданский активист, профессиональный сантехник Николай Андриевский. - Хотя правозащитники Комсомольска несколько лет подряд пытаются спросить орган местного самоуправления: почему из года в год формируются только два гигантских лота по очистке города от снега (разыгрывается право на обслуживание сразу всех дорог Центрального и Ленинского округов)? Почему мэрия, сохраняя монополизм, не разбивает лоты до естественных единиц: улица, проспект? Вот и получается, что выигрывают конкурсы лишь МУП «Благоустройство» и МУП «Кобрло», у которых нет в достаточном количестве снегоуборочной техники. Почему не создаются условия по допуску к очистке дорог города малого бизнеса?
Как резюмируют авторы исследования, «…у жителей Комсомольска складывается негативный образ чиновника, …заинтересованного исключительно в личном обогащении»: «Чем они вообще заняты, кроме получения зарплаты»? «Начинайте уже работать, а не набивать карманы!»; «Умерить аппетиты хотя бы в этот кризисный период»! «Больше работы, меньше слов»! «Сократить администрацию»! «Работать на результат, а не исполнять свои обязанности»!
Услышат ли теперь земляков управленцы, ведь исследования проводились иногородними подрядчиками по их же заказу? А здесь уж никак нельзя на зеркало пенять…
Юрий Ковалев (фото автора)
Соцопрос по Комсомольску-15 | |
(pdf, 8Мб) |