Наталья Арсеньева (20.10.1920-21.11.1970)
Наталья Арсеньева (20.10.1920-21.11.1970)
Романом Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» зачитывалось не одно поколение амурчан. Однако мало кто знает, что Благовещенск тесно связан с судьбой знаменитого писателя. В 1900 году именно из этой точки отсчета началась дальневосточная служба Владимира Клавдиевича. А через 70 лет здесь нашла свой последний приют единственная дочь этнографа Наталья Арсеньева.
 
Долгое время считалось, что ее могила утрачена. Четыре года назад представители Общества изучения Амурского края пытались разыскать захоронение, но безуспешно.
 
С тех пор единственной отметкой о жизни Натальи в Благовещенске является копия свидетельства о смерти, выданная Амурским загсом в ноябре 1970 года, и фотография ее могилы (эти документы сейчас хранятся в Приморском государственном краеведческом музее имени Арсеньева).
 
По просьбе приморских коллег АП [«Амурская правда»] удалось разыскать пропавшее без вести захоронение. Как искали и каким чудом нашли, а также о трагической судьбе жены и дочери великого исследователя читайте в материале корреспондентов АП.
 
Иголка в стоге сена
 
О судьбе единственной дочери Арсеньева известно немного. Родилась во Владивостоке в 1920 году, умерла в Благовещенске в 1970-м. Сюда эта женщина приехала с единственной целью -  спрятаться от людей. Ее травили в двух столицах Дальнего Востока, на исследование которых и положил жизнь ее отец. Система, которая отобрала у нее все: мать, молодость, здоровье, родительскую квартиру, положение в обществе и даже надежду на светлое будущее, не могла простить того, что именно она дочь знаменитого автора «Дерсу Узала». Благовещенск стал ее последним приютом, но ненадолго.  
 
Чтобы пролить свет на последние годы жизни Натальи Арсеньевой, четыре года назад действительный член Общества изучения Амурского края журналист Иван Егорчев приезжал в Благовещенск, работал в государственном архиве и пытался разыскать ее могилу.
 
На тот момент он располагал информацией, что женщина похоронена на старом кладбище в районе улиц Мухина и Рабочей. Это место найти не удалось, тогда и посчитали, что захоронение утрачено из-за строительства городских объектов. Однако АП удалось выяснить, что дочь Арсеньева была похоронена в другом месте, на 8-м километре, но где именно -  неизвестно.
 
Мы обратились в МП «Ритуальные услуги», может быть, там сохранились какие-либо учетные записи?
 
- Да вы понимаете, что это практически невозможно, - специалисты ритуального предприятия были не столь оптимистичны. - Это словно искать иголку в стоге сена. Женщина умерла в 1970 году, а учет участков на кладбище 8-й километр начинается с 1989 года. Прочесать огромную территорию, на которой покоится более двадцати тысяч людей, нереально. А если на захоронении нет опознавательной таблички,  пиши пропало. В 90-е годы здесь орудовали «черные металлисты». Они срывали с памятников ценные таблички с именами и фамилиями. Если за могилой никто не ухаживал, то того, кто покоится под безымянным холмиком, не найти. Хоть целый поисковый отряд собирай.
 
На следующий день радостный звонок в редакцию: «Нашли мы вашу пропажу. Сохранились могила, памятник, табличка и даже фотография. Очень красивая женщина».
 
Добрый ангел путь указал
 
Жизнь не щадила дочку исследователя земли дальневосточной, а вот время и сама земля пощадили ее последний приют. Более сорока лет за могилой никто не ухаживает, но она не просела, а лишь поросла мхом. Краска на неприхотливом памятнике-столбике облупилась, поэтому ярким пятном выделяется фотография. Облик Натальи Арсеньевой светлый и одухотворенный, «из благородных кровей». Лица из прошлой эпохи, таких сегодня, увы, не встретишь.  
 
- Когда нам позвонили из управления и дали наказ разыскать могилу Натальи Арсеньевой, где конкретно она может быть, мы даже не представляли, - рассказывает смотритель кладбища Ольга Коленко. - Я сама здесь работаю всего год. Судя по дате смерти, эта женщина -  одна из первых «поселенцев», а их хоронить могли в разных концах погоста. Места ведь тогда было много, не жалели. Стали прочесывать ряды, искать методом проб и ошибок. Ходили несколько часов, после обеда продолжили, хотя уже не верили, что сможем найти.
 
Как рассказывает смотритель кладбища, ноги как будто сами привели ее на один из участков. Остановилась, чтобы отдохнуть, облокотилась на оградку, и тут взгляд упал на красный столбик со звездой. «На фотографии красивая молодая женщина, и как будто смотрит на меня, - делится Ольга Владимировна. - Под фотографией табличка: «Арсеньева Наталья Владимировна». Даты жизни и смерти совпадают.
 
На табличке выбит номер «716». Эту цифру сотрудники МП «Ритуальные услуги» внесли в свою базу данных. Как нас заверили на предприятии, могила Натальи Арсеньевой уже не канет в Лету, даже если с нее и сорвут табличку. Теперь остается решить, кто возьмет над захоронением шефство и в юбилейный год 85-летия со дня смерти Арсеньева установит могильную плиту или памятник.
 
На табличке выбит номер «716»
На табличке выбит номер «716»

 
Могила Натальи Арсеньевой
Могила Натальи Арсеньевой

 
Здесь похоронена дочь писателя Владимира Арсеньева - Наталья.
Здесь похоронена дочь писателя Владимира Арсеньева - Наталья.

 
Трагедия сквозь годы
 
О судьбе «ненаглядной Наташки», как называл свою кровиночку Арсеньев, невозможно читать без слез. Родилась с золотой ложкой во рту: знаменитый отец, ласковая мать, большая квартира в центре Владивостока, где сейчас располагается дом-музей Арсеньева, и даже китайские слуги…  Про былую роскошь в конце жизни Наталья Владимировна рассказывала своим соседям в Благовещенске. Но они ей не верили. В это, действительно, было трудно поверить. Худенькая изможденная женщина, плохо одетая, с затравленным, испуганным взглядом. Но, тем не менее, в ней чувствовалась порода, интеллигентность, образованность и что она не такая, как все. Даже кошек странной хозяйки звали не Барсик и Мурка, а Кэт и Юкки.
 
Как пишет в своем биографическом материале Иван Егорчев, после смерти Арсеньева в июле 1930 года новая власть назвала его труды чуждой идеологией.  За «разоблачение» взялись соответствующие органы, но поскольку самого ученого уже не было в живых, в поле их интереса попала вдова Маргарита Арсеньева. 1 августа 1938 года она была приговорена к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Наташе Арсеньевой было всего 18 лет. Незадолго до этого момента она вышла замуж, родила ребенка. Но вскоре сын умер, а муж, шофер по профессии, был репрессирован.
 
Молодая женщина, которая получила отличное образование, знала два языка и получившая в наследство от отца склонность к сочинительству, работала посудомойкой, официанткой, завхозом и буфетчицей. Однажды соседи написали на нее донос. Так родилось дело о «содержании притона», по которому в конце 1939 года Наталья была осуждена на три года, но затем освобождена. В апреле 1941 года ее обвинили в «контрреволюционной агитации». Поводом стала ее расшифровка аббревиатуры СССР «смерть Сталина спасет Россию». Приговор - ст. 58 п. 10 - десять лет лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Она отсидела этот срок полностью, выйдя на свободу только в 1951 году. Потом скиталась по всей стране. Была в Молдавии, где через три года снова попала в тюрьму, но уже по «бытовой» статье, за кражу денег.
 
Последний приют
 
В 1960 году Наталью и ее мать реабилитировали. Она вернулась во Владивосток, в надежде, что сможет проживать в родительском доме. Однако после того, как чиновники горисполкома ей в этом отказали, уехала в Хабаровск, где с помощью местных писателей получила квартиру, нашла работу. В 40 лет женщина наконец-то обрела свой дом.
 
- По воспоминаниям тех, кто знал ее в хабаровский период жизни, Наталья Владимировна злоупотребляла алкоголем, постоянно устраивала скандалы, - отмечает Иван Николаевич. - На нее поступали доносы, мол, обещала учиться, забыть прошлое, быть человеком, достойным своего великого отца. К сожалению, Союз писателей имел и имеет из-за нее одни неприятности. Она отвергла всех добрых и приличных знакомых и вместо этого стала частить по кабакам. В Хабаровске она работала каменщиком,  кондуктором, санитаркой. И все это время - 8 лет - о ней говорили и писали только в негативном смысле, упрекая за «неблагодарность». Надо отметить, что к выживанию дочери Арсеньева из Хабаровска приложили руку и местные журналисты, и даже краеведы.
 
В начале 1969 года Наталья, обменяв квартиру, переехала в Благовещенск, где у нее не было знакомых. Только здесь она смогла вздохнуть спокойно. Это было бегство от самой себя. Она писала двоюродным сестрам: «Как хорошо, что здесь никто не знает, что я дочь того самого Арсеньева». Здесь ее единственной отрадой стали книги. Читала много, посещала городские библиотеки.
 
«Умерла от алкогольного отравления»
 
По сведениям, которые областной Госархив предоставил Ивану Егорчеву: с 22 января по 4 июля 1969 года Наталья Арсеньева работала санитаркой хирургического отделения 3-й городской больницы, уволилась по собственному желанию. С 4 августа 1969 года по 21 ноября 1970 года была посудницей ресторана «Амур». Проживала по адресу: ул. Краснофлотская, д. 153, кв. 2.
 
По воспоминаниям очевидцев, Наталья приютила на своей квартире «мальчика, похожего на девочку», значительно моложе ее, имя предположительно Сережа. Из жалости.  Он работал в том же ресторане на выдаче продуктов, возможно, завхозом. 21 ноября 1970 года, в возрасте 50 лет, Н. В. Арсеньева умерла.
 
Причина смерти, как указано в свидетельстве о смерти № 7047 от 24 ноября 1970 года, - алкогольное отравление.
 
По воспоминаниям соседей, у Арсеньевой был диабет, и на ночь она запасалась водой для питья. У кровати ставила два кувшина. Якобы квартирант напоил вином женщину и в эту ночь не давал ей пить. А утром нашел ее мертвой.
 
Хоронили Наталью сотрудники ресторана «Амур». Сергей радовался, но недолго. Квартиру вскоре забрали, но мужчина успел продать кое-какие ценные вещи и уничтожить личный архив Арсеньевой, документы и письма. В этой истории еще много белых пятен.
 
Редакция АП благодарит Общество изучения Амурского края (Владивосток) и журналиста Ивана Егорчева за предоставленную информацию о биографии Владимира Арсеньева его жены  Маргариты Арсеньевой и дочери Наталье Арсеньевой.  А также за помощь и ценные указания в поиске могилы Натальи Арсеньевой.
 
Варвара Сиянова,
фото Андрея Ильинского.
«Амурская правда», 30.04.15
http://www.ampravda.ru/2015/04/30/056995.html