Благовещенская спичечная фабрика. Осталось одна вывеска. Фото АСН. |
|
10 апреля считается днем рождения первой спички. Может, не совсем серьезная дата для серьезной газеты. Однако именно про спички задумывались русские люди, когда наступали лихие времена.
На Дальнем Востоке во все времена единственной спичечной фабрикой была «Искра», которую основали еще царские времена - в 1894 году.
После революции фабрика была национализирована, вошла в состав «Амурлеспрома» и стала чуть ли не главным коммерческим деревообрабатывающим предприятием, выпускающим массовую продукцию.
Даже во время Гражданской войны и иностранной интервенции на востоке страны спичечное производство здесь шло полным ходом.
Хабаровчане со своими
Не погибла спичечная индустрия и во время Великой Отечественной. Накануне войны в 1941 году на душу населения в СССР выпускалось аж 56 коробков спичек. Предприятия их производившие работали в основном в западных районах. И, естественно, они почти сразу же были захвачены врагом.
Это вызвало на фронте самый настоящий спичечный кризис. Любопытно, что дальневосточные дивизии, спасшие Москву, как раз в спичках не нуждались. Они привезли с собой несколько вагонов с заветными коробками.
Нормой довольствия для боевых частей предусматривалось обеспечение каждого солдата и офицера тремя коробками спичек в месяц. Для авиационных частей - по 10 коробков, раненым и больным - по три коробка. Остальные же спичками вообще не обеспечивались.
Это потом, когда наша армия начала наступать, на освобожденных территориях стали восстанавливать спичечные фабрики.
Дай прикурить
А в начале войны именно на дальневосточную «Искру» и легла важнейшая задача - обеспечить спичками многомиллионную Красную армию, а попутно и весь Советский Союз.
Благовещенская фабрика получила статус оборонного предприятия.
Простой спичечный коробок оказался совершенно не подготовленным к войне. В гимнастерках он рассыпался, и спички постоянно отсыревали.
В армии была частая картина, когда солдаты, сидя на ящиках для снарядов, свертывали «козьи ножки», прикуривали от фитилей, высекая искры «кресалом», ударяя металлической пластиной по кремню. Умельцы научились делать зажигалки. Но они не решали всей проблемы, да и бензин в войну достать было сложно.
Перед Благовещенской спичечной фабрикой были поставлены срочные задачи по отработке более совершенных технологий. Война потребовала срочной разработки новых видов продукции, запалов для взрывных устройств, гранат и бутылок с зажигательной смесью, сигнальных и дымовых спичек, спичек для подрывников и разведчиков.
Для гражданского населения дальневосточники даже придумали коробок-книжку.
А еще спички были огромным информационно-рекламным ресурсом, именно во время войны. Фабрики использовали этикетки с единым текстом. Спички призывали, учили, воспитывали ненависть к врагу, давали надежду на победу. «Будь бдителен! «Наше дело правое! «Женщины, колхозницы, изучайте трактор, заменяйте трактористов, ушедших на фронт». Это были спичечные слоганы того времени.
Приличный бизнес
Война закончилась. Но и опять выпускать спички меньше не стали. В начале последнего десятилетия прошлого века потребление спичек в России было просто бешеным: 75 коробок на душу населения! В 1990 году в СССР насчитывалось 23 предприятия, выпускающих спичечную продукцию, из них 16 располагались на территории России.
И только в двухтысячные с сумасшедшей скоростью фабрики стали сокращать выпуск спичек.
Благовещенская спичечная фабрика стала акционерным обществом, а в 1998 году, как положено, обанкротилась. Однако и сегодня в каждой семье пользуются спичками.
Я смотрю на купленный в хабаровском киоске коробок. Выпущен он в городе Кирове. Привозят к нам спички и китайцы, делают из нашей древесины.
Пережили дальневосточные спички многие лихие периоды, а вот нынешнее капиталистическое время пережить не смогли. А жаль. Вполне себе приличный, рентабельный и по нынешним «высокотехнологичным» временам бизнес.
Андрей Светлов