Заместитель главного редактора и политический обозреватель еженедельника «Якутск вечерний» Виталий Обедин
Заместитель главного редактора и политический обозреватель еженедельника «Якутск вечерний» Виталий Обедин
Прошедшие выборы главы республики, как ни печально, революционных изменений собой не ознаменовали. Действующий врио одержал пусть не оглушительную, но убедительную победу, набрав 58 с хвостиком процентов голосов. А кандидат №2, с которым многие связывали большие надежды, набрал 29 процентов голосов, при этом не выполнив установки добиться второго тура.
 
То есть ничего революционного не произошло. Более того, как резонно заметил советник главы республики Дмитрий Глушко, Борисов набрал на выборах больше, чем предыдущие главы. Для тех, кто не в курсе: Михаил Николаев в 1996 году набрал 58,96% (при явке 50,82%). А Вячеслав Штыров во втором туре в 2002 году набрал 52,25% (при явке 75,74%).
 
Результат Березкина стал, как опять же показывает предыдущий опыт, средним по республике. Посвященные в курсе, что, конкурируя с Михаилом Николаевым, Артур Алексеев набрал  25,46%, а Федот Тумусов, оппонируя Вячеславу Штырову, смог добиться 34,59% голосов избирателей.
 
Между тем многим бросилось в глаза, что команда победителя особого восторга по поводу победы будто не выражала, будто осознавая некий подвох произошедшего. В свою очередь, интересно было бы узнать, как восприняла свои результаты команда кандидата №2?
 
Своим мнением по поводу прошедших выборов, в частности, по вышеуказанным цифрам, с нами поделился заместитель главного редактора и политический обозреватель еженедельника «Якутск вечерний» Виталий Обедин.
 
- На региональных выборах такого уровня, если честно, финальный показатель победителя вовсе не так важен - с точки зрения оценки именно личного политического рейтинга фаворита гонки, - считает Виталий Валерьевич. - В отсутствие реальной конкуренции, в отсутствие полноценной состязательности выборов надо смотреть не только на количество процентов, которое набирает ставленник власти, выдвинутый соответствующей партией, да еще и получивший лично-досрочное благословение Самого (Владимира Владимировича Путина), но и на сопутствующие обстоятельства.
 
Да, Егор Борисов набрал больше, чем Штыров, но ему не пришлось конкурировать с соперником тех же политических габаритов, каким был, например, Федот Тумусов в начале 2000-х. Да, Борисов шел фактически вровень с Николаевым когда-то, но если посмотреть список 30 губернаторов, которых переизбрали-переутвердили 14 сентября, то наш Егор Афанасьевич со своим результатом занимает, если не ошибаюсь, предпоследнее место. Ниже только Бердников из Алтайского края со своими 50,6%. А на верхушке списка самарский Меркушин с 91%!
 
Что хочу сказать: результат фаворита на этих выборах, учитывая досрочные обстоятельства и бесконтрольное использование административного ресурса, - это на самом деле не уровень доверия избирателей. Это уровень управляемости регионом.
 
Как организовали голосование, насколько массово выгнали бюджетников и студентов, как поездили с выездной урной по пенсионерам, как отработали с главами администраций, чтобы те отработали с главами поселений, чтобы те отработали с бюджетно-подневольным электоратом.
 
Наконец, как организовали подсчет голосов. И в этой ситуации борисовские 58 с небольшим процентов - хороший результат для нас и неважный для него.
 
- Почему?
 
- Потому что это говорит о том, что, с одной стороны, управляемость республикой не так высока, как мечталось бы чиновникам ДП-1 и лично Егору Афанасьевичу. Есть совершенно явное протестное настроение (сколько из 30% ЗА Эрнста Березкина на самом деле - ПРОТИВ Егора Борисова?). А с другой стороны, это говорит еще и о том, что народ у нас не так затюкан и не так апатичен и инертен в политическом плане, как в других регионах. Люди, несмотря на внушаемое исподволь «от нас ничего не зависит», продолжают интересоваться внутренней политикой и пытаются на нее влиять через институт выборов.
 
А еще - очень хотелось бы на это надеяться - это свидетельство того, что у нашей власти какие-то самоограничения в голове, и хоть минимальное количество совести в душах отдельно взятых клерков осталось. Потому что самарские 91,35% за нового-старого губернатора - это уже что-то в двух шагах от Кавказа и Северной Кореи, где любовь к политическому лидеру не вопрос твоего личного мнения, а вопрос твоей личной безопасности (у нас, слава богу, пока только в материальном плане… хотя за Кавказ не поручусь).
 
- А для Березкина 29 процентов с хвостиком - хороший показатель?
 
- 29 с хвостиком процентов за Эрнста Березкина это наоборот хороший показатель для него лично, но в то же время неважный в целом для нас.
 
- Почему «не очень», если выше было сказано 57% за Борисова - «хорошо»?
 
- Потому что этот результат подтверждает сложившуюся аксиому: государственная номенклатура Якутии, раз за разом продляя себе срок пребывания у кормила, продолжает упорно и последовательно игнорировать запрос на перемены и изменения у значительной и, что важно, социально активной части общества.
 
Голосование за Березкина, которого на протяжении избирательной кампании все признавали единственным альтернативным кандидатом (несмотря на попытки госСМИ сосватать на эту роль еще и Парахина с Губаревым) - во многом голосование против политики Борисова.
 
Со стороны Эрнста Борисовича большая ошибка записывать достигнутый результат на свой счет, как он это сделал в понедельник, заявив, что протестного голосования не было вообще. Протестно настроенные люди, мол, просто остались по домам, а те, кто пришли на участки - голосовали именно за него, Березкина. На самом деле результат Березкина лишь подтвердил статус-кво, сложившееся во внутренней политике за последние годы.
 
- То есть это показатели того же Артура Алексеева и Федота Тумусова?
 
- В рамках. От четверти (25,4% у Артура Алексеева против Михаила Николаева) до трети (34,6% у Федота Тумусова против Вячеслава Штырова) населения у нас в Якутии на протяжении последних без малого двадцати лет не устраивает качество власти. Причем власти одной и той же, поскольку именно ее преемственность у нас первым делом декларируется каждым новым кандидатом, как высшая ценность (Штыров официально наследовал Николаеву, Борисов - Штырову).
 
Преемственность власти и стабильность. Законсервированное номенклатурное статус-кво. И пока власть сама себе наследует, пресловутый запрос сохраняется от выборов к выборам, что в минувшее воскресенье лишний раз подтвердил результат Эрнста Березкина. Он угодил точнехонько в середину разброса между результатом Алексеева и Тумусова. (Кстати, в меньшем масштабе это соотношение повторяется и на выборах мэра, где ставленнику ДП-1 всегда противостоит кандидат, собирающий протестные голоса - Заболев против Филиппова, Николаев против Федорова).
 
При этом усилий  Березкиным и его командой для достижения результата было приложено много меньше, чем предшественниками. Нынешние выборы по напряженности, накалу страстей, объему финансовых средств и ресурсов, используемых кандидатами, и близко не подошли даже к тем страстям, что бушевали на прошлогодних парламентских выборах. Агитация штаба кандидата №2 была откровенно минимальна. Ее даже в таком политизированном городе, как Якутск, особо никто не видел.
 
Парадоксально, но на известность Березкина в большей степени работали не собственные агитаторы, а госСМИ, которые увлеченно лепили из него антигероя и добивались благодаря своему усердию обратного результата. Возьмите последнюю полосу правительственной «Якутии» с обзором кандидатов. ¾ полосы про Очень Плохого Березкина и по паре абзацев на всех остальных, включая Очень Хорошего Борисова. Как тут не запомнить фамилию «Березкин»?
 
Беседовал Денис Адамов,
«Якутия.Инфо», 17.09.14
http://yakutia.info/article/165945