20 июня в местные средства массовой информации поступило сообщение пресс-службы администрации города Хабаровска - об инциденте, произошедшем на заседании городской думы между службой  охраны и депутатом Дмитрием Ковальчуком (см. Депутат Ковальчук бегает от армии).

Ни кого из пишущей братии не покоробило, что служба исполнительной ветви власти присвоила право граждан-избирателей быть судьей своего представителя. Служба эта и  определила виновного в потасовке, и дала  оценку - и поведения, и морального облика народного избранника. 24-летнему Ковальчуку было «вменено в вину»  его недолгое членство в ЛДПР и СПС, движениях «наша страна» и «Борцы за свободу», попытка участия в выборах главы Хабаровского района, а также   демонстративное появление на заседаниях городской думы ряженым – то в оранжевой майке, то в вышитой рубахе.        

«Что положено Юпитеру, не положено быку», – этот закон, известный еще с античных времен, не претерпел изменений и в третьем тысячелетии новой эры. Если он, конечно,  не нравится власть предержащим. Например, в начале девяностых не называли ряженым выступающего  с трибуны  съезда народных депутатов поэта Евтушенко, одетого в перетянутую ремешком вышитую рубаху до пят. Регламентом городской думы одежда участников заседания не расписана по артикулам, так что можно над гардеробом не трястись. А уж давать оценку вкусу своего избранника - раз в четыре года - может только избиратель, но не структурное подразделение параллельной ветви власти.  

Еще экстравагантнее выглядит попытка все той же исполнительной ветви власти «забрить» Ковальчука в солдаты, да не куда-нибудь, а на Курильские острова.  Так и просится  на язык аналогия с другим неудобным депутатом – Карлом Либкнехтом. Тем самым, который из-за «строптивости» был лишен возможности посещать заседания Ландтага Пруссии, так как был отправлен на фронт. С фронта ему удалось улизнуть и совершить в Германии революцию.  С наших Курил не улизнешь, так что в его отсутствие  руководство городской думы и мэрии может спать спокойно: революцию он не совершит, и мэрию в отставку не отправит. Но вот спросили ли наши вершители судеб избирателей Ковальчука? Ведь он - депутат представительного органа власти, ему жители 22 округа доверили право представлять их в этом органе. И никто не может их этого права лишить, потому что избирателям он, в отличие от чиновников мэрии, нравится.        

Мне Ковальчук тоже  не совсем по душе, но это никого, кроме меня, не касается. Во всяком случае, до тех пор, пока у Ковальчука есть доверие избирателей.  Да и потом, если он останется обычным гражданином, разве он будет поражен в правах? Еще один из творцов Декларации независимости США сказал о своем оппоненте: «Я ненавижу его мнение, но жизнь отдам за то, чтобы он его имел возможность свободно излагать!». Так неужели Ковальчук со своей группой поддержки не имеет право выражать свое мнение – и мнение своих избирателей – безадресной «кричалкой» только потому, что кому-то из «весомых» чиновников мэрии показалось, что она  про него? Опять же, с глубоких времен известна русская поговорка: «на вору шапка горит». В таком случае можно любого привлечь за клевету.

В одном можно согласиться с чиновниками мэрии: Ковальчук их всех «достал». О чем и было сказано на заседании городской думы 22 мая, когда был поставлен вопрос о лишении его права голоса. Впрочем, он своим правом успел воспользоваться еще до заседания, встав у входа в мэрию с плакатами  «Вице-мэров – в отставку!», «Мы против бюрократов!» и привлекая внимание прохожих забористыми «кричалками». Что ж, положительный отклик «электората» на риторику Ковальчука и его соратников  стал  особенно заметен  после взятия под стражу заместителя мэра Виктора Новицкого, обещавшего горожанам доступное жилье, но сделавшего квартиры поистине недоступными.  

Так чем же так напугал Дмитрий Ковальчук нашу действующую власть?  Не тем же, что выставил свою кандидатуру на должность главы Хабаровского района: хоть и немало голосов отобрал «Оппозиционных сельский фронт» Ковальчука у представителя партии власти, все же  бастион единороссов не поколебал. Несерьезным выглядит и его намерение бросить вызов «медведям» при выборах мэра краевого центра, да и создание «народной мэрии» в составе двух депутатов и четырех их помощников солидных граждан-избирателей не прельстит: шестерка юнцов не сможет заменить 12 заместителей городского головы. Тут просто налицо подражание своему «патрону» - миллионеру  Семигину, который все еще возглавляет никому не известное «Теневое правительство» России.  

И все же «бузотеры» могут создать угрозу городской элите при  проведении предстоящих выборных компаний – и в Госдуму, в местные органы власти. Могут – вопреки здравому смыслу. Тем он и напугал нынешнюю городскую (да и не только) власть, что действует Ковальчук и его немногочисленные крикливые сторонники методами, хорошо известными нашей нынешней элите – при ее восшествии на властный Олимп. Помните: рынок все расставит по своим местам, нужно только закрыв глаза в него прыгнуть, а там будет видно, что делать. И прыгнули. Страна откатилась в своем развитии на полвека назад. Вместо обещанного  упорядоченного рынка мы получили дикий беспредел, на исправление ошибок потребовалось больше десятилетия. Или – обещали народу каждый ваучер сделать золотым. Для всех не получилось, но некоторым избранным, действительно, повезло. Но кто за это спрос учинит с реформаторов?  

За требование убрать бюрократов «к чертовой бабушке» Ковальчука чуть ли не экстремистом считают. Хотя в некоторых странах  Восточной Европы оно было облечено в закон, запрещающий коммунистам, даже бывшим,  занимать государственные посты.  И что вышло? Вышло неплохо, там давно превзойден дореформенный уровень развития. В России же у власти остались коммунисты - бывшие коммунисты, перевертыши. Что из этого вышло?  РФ никак не докарабкается до дореформенного уровня развития, она по всем показателям ныне соседствует с африканскими странами, и если бы не нефтедоллары, давно бы ходила по миру с протянутой рукой. Разве не законно требование – убрать таких «экономистов», которые, в новых условиях, вдруг забыли даже то, чему научились при коммунистах?

Нынешняя власть, дорвавшись до власти, вдруг забыла все, что умела. А Ковальчук со товарищи еще навыками управления не овладели.  Тут никак не обойтись без учителей. И с кого же нас хочет заставить делать жизнь  «народная мэрия»? С бешеной Юльки, которая, будучи вице-премьером, а то и премьером Украины, разворовала и переделила в свою пользу  все, что «плохо» лежало.  Теперь вот прикидывает: сколько может с американцев взять за оранжевый суверенитет. Ковальчук предлагает  и нам жить по ее рецептам. Уже пожили, когда проводили экономические реформы по американским лекалам.  Больше не хочется, ни правым, ни левым.  А депутат на митингах  призывает вернуть советскую власть. Это что же за Советы такие – с Юлией Тимошенко?

В Дмитрии Ковальчуке нынешняя партия власти видит опасность: он, скорее, по инерции, занял место нацболов, которых власти удалось обезвредить. Ныне поле радикальных призывов и популистских лозунгов  - целиком у Ковальчука.  Отнимет ли он на предстоящих выборах электорат  у единороссов?  Нет, он медведям только подпортит имидж, а вот урон он может нанести небритым социалистам Миронова или коммунистам Зюганова. Ведь не придет же в голову «левому» избирателю-государственнику голосовать за человека, готового «выбросить» на свалку всю пусть и не вполне подходящую, но все же законную  власть?  А  депутату-коммунисту   и во сне не приснится - требовать  отставки сразу всей городской мэрии:  несмотря на непримиримость, КПРФ за свои слова отвечает. А Дмитрий Ковальчук –в любой момент может совершить политический кульбит и оказаться… да хоть в той же партии власти!

Самая большая опасность исходит от казалось бы незначительного поступка членов блока «Народная мэрия»  - установки на рабочих столах партийных флагов. Пример, как говорится, заразителен, могут и  другие народные избранники обозначить свою партийную принадлежность. Остальные  33 депутата, конечно, не решатся, лучше пребывать в безликой массе.  Иначе и в стане хабаровских единороссов, как и у наших соседей-приморцев, может произойти размежевание хотя бы на предмет преданности мэру или губернатору. А это, как показывает практика, очень чревато…

Словом, легкая простуда под названием «синдром Ковальчука» для партии власти продолжается. И может перерасти в пневмонию.

 

Алексей Гордеев.