Очередной правовой инцидент в коллективе музыкальной школы (ДМШ) Комсомольска-на-Амуре всколыхнул накануне 23 февраля не только педагогов и учеников, но и городской социум. Попытка запретить детскому ансамблю аккомпанировать хору ветеранов в праздничном концерте для военнослужащих гарнизона вынудила представителей двух поколений прервать совместные репетиции и напомнить муниципальным управленцам о патриотическом долге.

 

Коллектив Иванова на предпраздничной репетиции
Коллектив Иванова на предпраздничной репетиции

 

«АНТИСАНИТАРНЫЕ» ВЕТЕРАНЫ

 

- Трудно представить, чтобы такое вдруг стало возможным в преддверии Дня Защитника Отечества, - возмущена председатель Совета ветеранов крупного жилмассива, староста народного хора и победитель городского конкурса «Человек года-2012» Раиса Сергеевна Лопатина. - Городская власть всегда прилагала усилия для объединения ветеранов и молодежи, воинских частей и общественных организаций. Теперь дирекция музыкальной школы, видимо, решила действовать наоборот, корректируя саму идеологию нашего народа.

 

Действительно, лидерам ветеранского движения и профсоюза неработающих пенсинеров АСЗ при поддержке военачальников пришлось за неделю до праздника убеждать руководителя образовательного учреждения разрешить совместный концерт. В письменном ответе Р. С. Лопатиной директор ДМШ О. Н. Курбатова великодушно позволила провести благотворительную акцию в воинской части, но с условиями, которые, по мнению ветеранов и участников ансамбля народных инструментов, буквально уничтожают традиции детского образования в нашей стране.

 

Репетиции уважаемых пожилых людей и одаренных детей на территории музыкальной школы Ольга Курбатова категорически запретила, ссылаясь на некие «...требования Роспотребнадзора (без ссылок на конкретный ФЗ) о запрете нахождения в детском учреждении посторонних лиц, кроме родителей...». Этот локальный нормативный акт, по мнению общественных активистов, буквально ломает представления граждан страны о дверях школ, прежде всегда открытых для ветеранов войны и труда.

 

Кроме того, директор разрешила использовать на сцене в/ч музыкальные инструменты ДМШ только детям, «обучающимся в настоящее время в школе», тем самым преднамеренно отсекая трех недавних выпускников школы и от музыкального коллектива, и от выступления перед защитниками Отечества. Свой директорский указ Ольга Курбатова официально подкрепила ссылкой на заместителя главы города Т. Г. Овсейко и начальника отдела культуры Е. А. Шипилову.

 

Могла ли местная власть в канун красной даты поддерживать столь скандальную менеджерскую инициативу, противоречащую самим устоям российского общества? Ответ на этот вопрос, возможно, дадут прокуроры. А пока министр А. В. Федосов, с которым репортер обсуждал на минувшей неделе некоторые резонансные явления в стенах крупнейшей и лучшей по итогам прошлых лет музыкальной школы Хабаровского края, искренне разделил настороженность собкора «Приамурских ведомостей». Несмотря на напряженную подготовку министерства к фестивалям и конкурсам, Александр Вячеславович, обещал лично проверить ряд фактов, способных подорвать авторитет образовательного учреждения культуры.

 

Впрочем, не одни лишь свежие эпизоды реформаторской деятельности руководителя ДМШ вызывают недоумение у юных музыкантов, ветеранов и первых лиц краевой власти. Например, экс-заместитель главы города Надежда Родионова еще несколько лет назад ставила ребром вопрос об отстранении от должности О. Н. Курбатовой, якобы, проводившей не совсем прозрачную финансовую оптимизацию дополнительного образования детей.

 

Однако, обвинение в хранении неучтенных денег в сейфах – компетенция спецорганов и аудиторов, а не журналистов. Поэтому, напрямую общаясь с коллективом ДМШ, где сегодня учится более тысячи юных дарований и работает 98 педагогов, автор материала восстановил, прежде всего, хронологию противостояния дирекции местным талантам. Репортер зафиксировал мнения заслуженных преподавателей, провел опрос среди учеников и недавних выпускников школы, обратился за комментариями к авторитетным руководителям и педагогам аналогичным учреждений Хабаровска, взял интервью и у Ольги Курбатовой.

 

Выявленная тенденция не может не настораживать всех, кто болеет за сохранение прославленных символов музыкальной России. Тревожные сигналы из стен учреждения, которым с конца 90-х руководит О. Н. Курбатова, поступали в редакцию на протяжении нескольких лет, однако решение о журналистском расследовании в Комсомольской ДМШ было принято окончательно после знакомства с коллективом детского ансамбля русских народных инструментов. Но собственных выводов собкор «Приамурских Ведомостей» делать не будет.

 

ОДИНОКАЯ БРОДИТ ГАРМОНЬ...

 

Девять юных и уже достаточно известных на международном уровне музыкантов, оставшись с глазу на глаз с работником краевого СМИ, признались в настоящей ученической любви к своему учителю и руководителю Иванову, а затем так же единодушно обосновали свое отношение к директору школы Ольге Курбатовой.

 

- Ольгу Николаевну многие из нас за годы учебы видели лишь мельком, зато постоянно ощущаем ее усилия, направленные против нашего коллектива, - говорят в один голос выпускники Комсомольской ДМШ, а нынче студенты вуза Андрей Степанов и Маша Аксютина. - Городская и региональная сцены для нас теперь фактически закрыты. В местные залы, благодаря стараниям О. Н. Курбатовой, нам нынче не пробиться. Легче на международный конкурс в Италию съездить и привезти из Ланчано «Премию года». Народный детский ансамбль под управлением чересчур эмоционального, но честного и талантливого преподавателя Игоря Степановича принес нашей школе славу и в стране, и за рубежом. Но, увы, его личная слава, видимо, не всем приятна и мешает чьим-то личным перспективам. У руководства ДМШ есть свои фавориты. У сына Курбатовой и его ВИА «Алекс Бэнд», в отличие от нас, при отправке на фестивали административных препятствий и финансовых проблем не возникает. Мы уже студенты, но не хотим расставаться со своим любимым ансамблем. Однако нас просто выдавливают с муниципальной сцены, запрещая пользоваться школьными инструментами за пределами ДМШ, ограничивая нашу концертную деятельность, препятствуя стараниям, прославляющим город, край, страну. Кому это выгодно? Неужели муниципалитет не в состоянии пресечь давление на детский ансамбль русских народных инструментов?

 

- Все реже нас видят почитатели на городских мероприятиях, - заходя в класс, разводит руками «народник» Иванов. - Там, как правило, выступают лишь коллективы, рекомендованные лично О. Н. Курбатовой. Нам же она говорит либо «Поздно», либо «Не нужно», запирая на ключ перед концертом аккордеон, изматывая несогласных служебными наказаниями.

 

На последнее «Созвездие новых имен» мой коллектив вообще не пригласили, хотя по итогам года мы собрали больше всех призов. Что плохого в том, что талантливые ученики после окончания продолжают приносить пользу коллективу, школе, городу? Ведь в ансамбле Курбатовой участие таких же бывших выпускников даже приветствуется. Право для избранных? Эта неприкрытая несправедливость угнетает. Конкурсные комиссии – особая гордость руководителя школы. Но из кого они формируются? Это надо срочно проверять компетентным экспертам, ведь отбор на большую сцену силами «своих людей» - тупик для истинных талантов!

 

«Мы так решили» - обычное резюме директора Курбатовой, привычный уже итог отборочных комиссий. Мы говорим о талантливых детях, а директор школы - о заработанных деньгах. Кстати, и стимулирующие доплаты в нашей школе тайна, покрытая мраком. Точно никто не знает, за что и в каком количестве они начисляются. Теперь и выезд на концерт невозможен – он должен быть оплачен заказчиком. А если нас ждут ветераны, солдаты, дети? Коллектив, не выезжающий на социальные концерты – мертвый коллектив.

 

- Слишком много возмущения накопилось у коллектива, наблюдающего из года в год явно неравномерное распределение надтарифного фонда школы преимущественно между родственниками и приближенными руководителя ДМШ, - считает преподаватель музыки Людмила Шапиро, за плечами которой более 36 лет стажа работы с детьми. - Моя личная обида на этом фоне, наверное, не так важна, но из-за бюрократических проволочек руководства школы я лишилась и высшей квалификации, и соответствующих выплат. Причем после того, как провела показательный урок для преподавателей города.

 

Спасибо работнику Минкультуры Юлии Мацко, восстановившей мой статус. Но неужели каждый раз надо с нервами и привлечением высших инстанций призывать руководителя к элементарной порядочности?

 

СПЕЦ - В ОТСТАВКЕ, ДЕЛО - ТРУБА

 

- Это дикость: моя успешная ученица, выпускница Владивостокской музыкальной академии не может второй год найти себе работу в родном Комсомольске, - убежден заведующий духовым отделением краевого колледжа искусств Петр Ленских. – Наталье Красновской с высшим консерваторским образованием дирекция О. Н. Курбатовой отказала в трудоустройстве только из-за инвалидности по зрению. И дело здесь даже не в прямом игнорировании квот на трудоустройство инвалидов. Болезнь глаз не мешала моей ученице играть в 4 оркестрах двух краевых столиц.

 

Наталья виртуозно демонстрировала свои возможности в Хабаровской ДМШ № 1, аттестовалась как педагог в Академии, где сама успешно обучала игре на трубе юношу. Красновскую приглашали преподавать и в Хабаровск, и в Биробиджан. Но у нее семья и жилье в Комсомольске. Преподаватели медных духовых особенно остро востребованы в нашем крае, но директор Курбатова и об этом, судя по всему, забыла.

 

- Второй год после получения академического диплома я вынуждена зарабатывать на предприятии общества слепых по 3-4 тысячи рублей в месяц, собирая картонные коробки, - констатирует 30-летний одаренный духовик Наталья Красновская. – В июне 2010 я вместе с отцом пришла на прием к О. Н. Курбатовой. Ольга Николаевна нас встретила, казалось бы, радушно.

 

Ознакомившись с моими документами, сразу же обещала принять меня на должность преподавателя. Но в августе, когда была назначена решающая встреча, представители ДМШ отказали мне. Зато после этого, на I межрегиональном молодежном образовательном Форуме инвалидов по зрению была с гордостью с трибуны озвучена информация о том, что я, мол, уже работаю в Комсомольской музыкальной школе. После того, как скандальная ситуация стала известна СМИ, О. Н. Курбатова стала всех уверять, что вообще со мной никогда не встречалась. Вчера она предложила принести мне «Справку о прохождении медосмотра на предмет допуска к работе с детьми». Унизительно! И неприятно от откровенной лжи.

 

- Если честно, я даже благодарна директору Курбатовой за то, что мне пришлось покинуть Комсомольск и перебраться в Хабаровск, избавившись от ее руководства, унижающего меня и моих коллег, - говорит Елена Фатьянова, в недавнем прошлом наиболее заслуженный преподаватель фортепиано в Комсомольской ДМШ, подготовивший немало звездных «клавишников» российского и международного уровня. – Теперь у меня есть с чем сравнивать условия, в которые Ольга Николаевна ставит своих подчиненных. В фаворе у нее лишь коллектив ее сына и команда преданных подручных, а умение Курбатовой преподать властям «выгодную» информацию способно ввести в заблуждение даже самых опытных управленцев. Постоянные доносы, сплетни, интриги не украшают руководителя. Впрочем, гения Ростроповича в свое время тоже гнобили, но он прорвался. И мне, как педагогу, по-своему повезло. В хабаровской музыкальной школе №1 я обрела крепкий коллектив, адекватную оценку со стороны директора Людмилы Ивановны Дьяченко, уверенность в завтрашнем дне. Законы для муниципальных учреждений дополнительного образования, казалось бы, одни, а на деле – огромная разница. Например, из надтарифного фонда в Комсомольской ДМШ при самой большой концертной загрузке я не видела в месяц более 1,5 тысяч рублей. Сегодня на такой же преподавательской работе в Хабаровске я получаю из данного фонда около 20 тысяч рублей. Многое, как я убедилась, зависит в судьбе талантливых детей и педагогов именно от личности руководителя.

 

- Даже не представляю о чем разговор, - с доброжелательной улыбкой встретила О. Н. Курбатова журналиста, который поделился с ней богатой информацией. – Кучка недовольных может много наговорить. Например, коллектив преподавателя Иванова уходит из-под контроля дирекции школы, а ведь есть согласованный с отделом культуры план, с которым надо считаться. Его ансамбль не является школьным, поскольку не числится в учебной нагрузке. Нашу финансовую деятельность не раз проверяли. Нарушения, из-за которых заместитель главы Родионова, якобы, намеревалась меня снять с должности, не припомню. Была вроде история с сейфом, но вскоре все прояснилось. И с молодым специалистом Красновской я лично, поверьте, не встречалась. Но пусть она подходит, обсудим вопрос ее трудоустройства в сентябре 2013 года. А вам советую побеседовать о моей деятельности с другими работниками нашей школы.

 

- О руководстве говорить с журналистом считаю некорректным, - вполне справедливо объяснила отказ от интервью завуч по учебно-воспитательной работе Лина Крайнова. - Напомню лишь, что школа у нас по многим показателям лучшая в крае, в этом совместная заслуга и руководителя, и педагогов. Слияние четырех бывших музыкальных школ города в одно учреждение аккумулировало бюджетные средства, дало новые возможности. Правда, если преподаватель с директором ДМШ не сработался, то ему теперь, действительно, просто некуда уйти, чтобы реализовать себя.

 

- Как министру, мне очень не хотелось бы вмешиваться в дела моих муниципальных коллег из Комсомольска-на-Амуре, - подытожил диалог с работником регионального общественно-политического издания Александр Федосов. – Но «выплеснуть» баян, балалайку, домру вместе с такими заслуженными преподавателями-народниками как Игорь Иванов мы уж точно не позволим. И таких прекрасных молодых специалистов как Наталья Красновская унижать не дадим. Каждый талант, если придется, будет отстаиваться на правительственном уровне.

 

Юрий Ковалев,

фото автора.

«Приамурские ведомости», 20.02.13

http://priamurka.ru/index.php/cult/2817-bayan-pod-zamkom-balalajka-na-czepi-russkie-muzykalnye-instrumenty-teryayut-pravo-vyxoda-na-narodnuyu-sczenu-v-gorode-yunosti.html

.