90 ветеранов Амурского Судостроительного Завода поставили свои подписи под обращением, которое направил Министру обороны РФ филиал Союза моряков-подводников ТОФ при АСЗ. Наш собкор встретился с Анатолием Василенко - председателем этой общественной организации, объединяющей интересы многих офицеров ВМФ и большинства корабелов города Юности.

 

Амурский судостроительный завод
Амурский судостроительный завод

 

- Анатолий Васильевич, чего ждут судостроители и моряки-подводники Комсомольска-на-Амуре от нового военного министра?

 

- Сергея Кожугетовича, как честного и опытного государственного человека, не может не волновать судьба Амурского судостроительного завода. Полноценную и объективную информацию об истинном положении дел на стратегическом предприятии могут довести ему сегодня члены нашего клуба, которые много лет сдавали корабли разных классов, в том числе дизельные и атомные АПЛ, и при этом с начала 90-х наблюдали за хронологией удушения родного завода хищными приватизаторами и безграмотными коммерческими структурами.

 

В последнее время был принят ряд долгожданных законов о государственной поддержке судостроения и судоходства. Соавтором этих судьбоносных для АСЗ документов был и наш губернатор Вячеслав Шпорт. Конечно, налоговые и таможенные льготы могут дать хороший эффект для нашего завода. Но решать задачи оздоровления судостроительной отрасли только этим путем - не выход для таких предприятий, как Амурский Судостроительный Завод. Здесь нужна государственная стратегия, воля Министра МО и Главнокомандующего армией России!

 

- В чем же, по мнению ветеранов АСЗ, вина руководства производства?

 

- Побывавшая в Комсомольске осенью 2012 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что завод, подписав контракт на строительство боевого корабля стоимостью в два раза ниже реальной, загнал сам себя в угол. Непрофессиональный подход бывших хозяев завода к организации бизнеса привел к тому, что готовый на тот момент почти на 40 процентов головной корвет теперь только достраивается. Доказать центру ОСК растущие расходы на него и получить согласование новой его стоимости очень сложно. Но если не сдать проект в срок, завод не получит заказ на серийное производство.

 

Из-за сложившихся обстоятельств сроки сдачи корвета на АСЗ сорваны и перенесены на текущий год. И в этом не только вина руководства завода. До сих пор Министерство обороны не согласовало реальную цену заказа. Контракт по нему был подписан еще в 2006 году, за это время многое изменилось, в том числе и всевозможные тарифы. Разве можно не учитывать этот факт? Вопрос о ценообразовании по кораблям для ВМФ очень больной. И от этого страдают в первую очередь крупные объекты ВПК на восточной окраине России.

 

В начале 2013 года руководитель АСЗ допустил на наш взгляд еще одну большую ошибку, расторгнув контракт с главным строителем надводных и подводных кораблей Виктором Мишкиным. При острейшем дефиците управленческих кадров это решение чревато очередным торможением производства. Мишкина, покинувшего завод 21 января, сделали по убеждению членов нашего клуба очередным козлом отпущения за многолетние провалы неких топ-менеджеров. Но ведь у этого человека за плечами колоссальный опыт руководителя и инженера!

 

- А что же, по мнению ветеранов АСЗ, делать с заказами Минобороны, брошенными на территории предприятия в виде «полуфабрикатов»?

 

- Действительно, на АСЗ примерно десять лет «лежат в мертвом дрейфе» атомная лодка АПЛ проекта 971 и две дизельные «Варшавянки». Еще одна атомная субмарина проекта 971 (заводской заказ 519) уже 22 года находится в цехе. Зачем государству нужен такой «музей» недостроенных подводных кораблей? Ведь это огромные затраты по хранению гигантских «полуфабрикатов» на масштабных простаивающих площадях. И завод неоднократно обращался в Министерство обороны, чтобы оно хотя бы оплачивало данные затраты. Сколько лет надо еще ждать, чтобы Правительство РФ наконец-то решило этот вопрос, ведь субмарины проекта 971 пока еще нужны современному ВМФ!

 

И моряки ВМС Индии, которым в лизинг передана «Нерпа» проекта 971 очень довольны нашей субмариной и не прочь, как известно, приобрести еще одну такую АПЛ.

 

- Офицеры-подводники и ветераны АСЗ внимательно следят за судебным процессом над командиром АПЛ «Нерпа» и в обращении к министру этому вопросу уделено особое место...

 

- Во Владивостоке вершится уже повторный суд над капитаном I ранга Лаврентьевым. Первый состав присяжных, как известно, его оправдал. Но заинтересованные лица, пытаясь отвести от себя ответственность за трагедию на «Нерпе», затеяли новую унизительную для боевого командира тяжбу. Поэтому к Сергею Кожугетовичу у нас еще одна просьба: взять этот процесс под свой личный министерский контроль.

 

Уверены, что судьба честных военных моряков новому руководителю МО не безразлична. Ведь боевых офицеров некоторые высокопоставленные чиновники и подконтрольные СМИ по-прежнему шельмуют с размахом. На всю Россию федеральный телеканал заявил, что экипаж «Нерпы» с пожаром не справился. Якобы в сдаточной команде, включающей в себя экипаж и специалистов завода-строителя, были непрофессионалы – «троечники». А о том, что в систему пожаротушения некие вредители, как давно известно СК РФ, добавили яда – повсюду молчок.

 

Принижение заслуг, прямое оскорбление амурских корабелов и военных моряков ТОФ приводит к тому, что с ними никто не считается. Например, забрали сдаточную базу АСЗ в поселке Большой Камень, где много лет комсомольчане достраивали и сдавали свои АПЛ и дизель-электроходы. Теперь руководству завода придется договариваться с новыми хозяевами об аренде нашей же сдаточной базы, в которую предприятие Комсомольска-на-Амуре вложило колоссальные средства.

 

- Что еще станет известно министру после изучения вашего обращения?

 

- К перечню негативных фактов, демонстрирующих продолжающуюся разруху нашего родного завода, можно отнести и хронологию сворачивания музея АСЗ. Уникальную экспозицию по сути закрыли, убрав даже ставку работника. Как можно в таких условиях проводить работу с молодежью? Ведь она не узнает - с чего начинались амурские корабелы, за что АСЗ награжден тремя орденами, почему многие его работники стали Героями Социалистического Труда?

 

Проблем, мешающих коренным образом ускорить строительство военных заказов на заводе, немало. Корабелы с нетерпением ждут встречи с Сергеем Кожугетовичем. Он должен всё увидеть сам, поговорить с тружениками цехов, местными офицерами-подводниками, ветеранами предприятия. Его приезд в индустриальный центр Приамурья, общение с трудовым коллективом помогут в итоге наполнить Федеральную программу развития судостроения на Дальнем Востоке более глубоким и реальным содержанием.

 

Интервью записал Георгий Юн (фото автора),

«Приамурские ведомости», 23.01.13

.