В безвозвратный рейс экипаж АН-12 отправился в едином погребальном ковчеге. Предпоследний день зимы собрал во дворце культуры «Авиастроитель» Комсомольска-на-Амуре более тысячи горожан, жителей Хабаровского края и представителей соседних регионов. Дальневосточники проводили 9 авиаторов, погибших при исполнении служебного долга 09.08.2011 в катастрофе АН-12 на севере Магаданской области.
Когда после полудня 28 февраля траурная процессия растянулась по Ленинскому округу индустриального центра, казалось, что боевые истребители стали тише и медленнее чертить воздушное пространство над аэродромом Дземги. В сопровождении почетного воинского караула и сотен земляков, едва уместившихся в десятках автобусов, гроб с прахом дальневосточных летчиков добрался до погоста.
...Спустя полгода после трагедии в горной тундре Колымы (см. «Тайна борта RA-11125»).
Увы, в конце зимы лишь городской суд решил официально признать смерть штурмана Вячеслава Фирсова. Он поддерживал связь с землей, как свидетельствует расшифровка черного ящика, почти до самого момента столкновения борта с землей, однако эксперты так и не смогли констатировать на основе обнаруженных в месте падения биофрагментов факт его гибели. Вдовы и близкие остальных погибших ждали окончания путаной процедуры и заключительной справки-бумажки месяцами - мучительно и терпеливо.
Только в результате судебного решения команда, управлявшая старейшим крылатым грузовиком России и считавшая себя одной семьей, обрела минувшим вторником вечный покой в земле у родного города. Кстати, найти «сектор почета» за кладбищенской часовней труда не составит, по соседству с захоронением авиаторов - известный многим мемориал подводникам-комсомольчанам, погибшим осенью 2008-го при испытании АПЛ «Нерпа».
И все же по признанию старожилов, таких многолюдных траурных церемоний в Комсомольске, пожалуй, в последние годы не было. А сотни почтовых посланий и венков, направленных в город юности из отдаленных населенных пунктов северо-востока России, напомнили общественности: борт с аэродрома Хурбы на периферии ДФО всегда ждали как «чудо с неба».
Перед тем, как открыть прощальный митинг, командир сменного экипажа борта RA-11125 Сергей Кондрашов положил рядом с ковчегом 9 красных мешочков с колымским грунтом, впитавшим прах его коллег. Именно Сергей, как напомнили во время поминок собкору «Приамурских Ведомостей» вдовы летчиков, собрал на месте крушения эту землю, установив там же символический деревянный крест. Затем Кондрашов взвалил на себя и основную ответственность по организации и подготовке проводов. Бескомпромиссно взаимодействуя с десятками бюрократических структур и инстанций, он упрямо добивался адекватной поддержки семей погибших со стороны властей и бизнеса.
Но у могилы голос стойкого командира, которого судьба оставила в тот роковой августовский день на земле, как показалось, дрогнул. Микрофон передавали из рук в руки высокопоставленные провожающие от власти, дирекция компании «Авис-Амур», эксплуатировавшей старейший АН-12, а также представители завода имени Гагарина, где в обозримом прошлом летчики долгое время трудились во славу КнААПО. Не случайно это предприятие взяло на себя большую часть расходов по проектированию мемориала и организации масштабных проводов.
- Их души навсегда остаются в небесной вышине, - подвел итог митингу заместитель начальника Дальневосточного межрегионального управления воздушного транспорта Александр Шуриков. - На месте захоронения будет установлен памятник, увековечивающий имена командира Филатова Александра, пилота-инструктора Немытькова Виктора, пилота Шадрина Романа, штурмана-инструктора Фирсова Вячеслава, бортинженера-инструктора Александрова Игоря, бортрадиста Любимова Александра, бортоператора Красикова Николая, инженера Познанского Сергея, авиатехника Гурова Евгения. Но, даже просто глядя в небо, мы всегда будем помнить товарищей-профессионалов, до конца боровшихся за спасение машины.
Среди большого скопления народа на городском кладбище мало кто поначалу замечал миниатюрную женщину Лену Красикову, приехавшую намедни в Комсомольск из другого региона. Лишь вечером в актовом зале ДК «Авиастроитель» собравшимся на поминки напомнили об уникальной экспедиции немногословного охотоведа Красиковой. Сестра бортоператора прилетела на Чукотку и предприняла при содействии местного населения рискованный поход к точке крушения под поселком Омсукчан.
Елене удалось то, что, в принципе, обязана была сделать целая поисково-следственная группа дальневосточников и москвичей, слишком быстро, как выяснилось, покинувших промозглую верхушку горы, развороченную в начале августа рухнувшим самолетом. Красикова буквально за сутки до снежного циклона в сентябре успела самостоятельно разыскать биологический фрагмент, который был вскоре идентифицирован, как частица тела ее брата Николая. Как раз после этой экспедиции неудовлетворительное расследование, хорошо завуалированное ведомственными чинами, и сдвинулось с мертвой точки.
Между тем, о причинах крушения под Омсукчаном до сих пор нет заключения Международного Авиационного Комитета. Главный документ от МАК, как полагают авторитетные эксперты, может задержаться еще на несколько месяцев, если, конечно, высшая государственная власть не подгонит одно из самых зашифрованных в нашей стране ведомство. Ведь версий и домыслов вокруг загадочного инцидента меньше не стало после того, как представитель СК РФ фактически без всяких внятных пояснений и комментариев сообщил в Хабаровске спустя полгода расследования официальную причину крушения: «техническая неисправность».
- Но главное, что мы смогли наконец-то похоронить по-христиански наших любимых мужчин и кормильцев, - считает Ольга, вдова штурмана-инструктора Фирсова Вячеслава. – Славу дождались в едином погребальном ковчеге 8 его неразлучных товарищей. С души теперь у наших девочек словно камень огромный свалился. И никого ни в чем винить уже, наверное, нет смысла. Лишь великий поклон всем дальневосточникам – удивительным людям, разделившим вместе с нами невыносимое горе. Очередную надежду дал и предприниматель с Чукотки Владимир Шехов, обещав нам организовать следующим летом поездку на место гибели мужей.
Юрий Ковалев,
«Приамурские ведомости», 01.03.12
28 февраля, Комсомольск-на-Амуре |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
28 февраля, Комсомольск-на-Амуре |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
28 февраля, Комсомольск-на-Амуре |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
28 февраля, Комсомольск-на-Амуре |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
28 февраля, Комсомольск-на-Амуре |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
28 февраля, Комсомольск-на-Амуре |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
28 февраля, Комсомольск-на-Амуре |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|