Лучше всего малый и средний бизнес чувствует себя в Московской области, хуже всего – в Иркутской. Основные проблемы предпринимателей всей страны – нехватка рабочих рук, дефицит финансирования и высокие тарифы на электроэнергию.

 

Лучше всего малый и средний бизнес (МСБ) чувствуют себя в Московской области, Краснодарском крае и Челябинской области, хуже всего – в Хабаровском крае, Ростовской и Иркутской областях. Среди городов-миллионников наиболее комфортные условия для ведения бизнеса предоставляет Челябинск, наименее комфортные – Ростов-на-Дону, Москва занимает седьмое место. Таковы результаты рейтинга российских регионов, составленного «Опорой России» и являющегося на сегодняшний день эксклюзивным по включенным в него показателям не только в масштабах России, но и всего мира.

 

Как сообщил президент Опоры Сергей Борисов, презентуя проект в преддверии Санкт-Петербургского международного экономического форума, рейтинг регионов сформирован на основании индекса условий для развития МСБ, который включает в себя пять слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Людские ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». Основу исследовательского проекта составляют результаты опроса руководящих сотрудников предприятий МСБ и индивидуальных предпринимателей (с упором на производственный сектор) – всего 6000 человек из 40 регионов.

 

Согласно полученным в ходе исследования данным, основные слабые стороны предпринимательского климата в масштабах всей страны – это нехватка трудовых ресурсов (инженеров и квалифицированных рабочих), дефицит финансирования и высокие тарифы на электроэнергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей.

 

Почти половина предпринимателей сталкивается с проблемой низкой доступности земельных участков, а каждый третий не может подобрать для себя производственное помещение. Развитие малого и среднего бизнеса в стране также сдерживают высокие тарифы на интернет. «Доказано мировой практикой, что в тех странах, где интернет максимально доступен, малый бизнес развивается в разы быстрее, чем там, где он недоступен или дорог», – комментирует Борисов.

 

Еще одной проблемой, тормозящей развитие бизнеса и рост производительности труда, стало устаревшее оборудование, которое используют компании. «Каждая четвертая компания использует устаревшее оборудование. Обновить его мешают в том числе сложности с привлечением финансирования. Получить длинные кредиты по-прежнему очень непросто», – объясняет Борисов.

 

Зато проблема административных барьеров и коррупции начинает уходить на задний план. «Только 10% респондентов заявили, что сталкивались с коррупцией в своем регионе. В среднем взятки сейчас съедают 5% от выручки компаний, в 2007 году было 9,6%», – отмечает Борисов. Также меньше предприниматели жалуются на налоговиков, которые сократили свои рейды к ним. Согласно полученным результатам опросов, руководителей регионов проблемы предпринимателей волнуют гораздо больше, чем глав муниципалитетов. Каждая десятая из опрошенных компаний участвует в какой-либо программе поддержки, реализуемой региональными властями.

 

Секрет лидерства Московской области в рейтинге регионов довольно прост: «Все то же самое, что в Москве, только дешевле». Предприниматели Московской области имеют большие возможности для выбора персонала: помимо более чем 6-миллионного населения самой области здесь работают жители близлежащих регионов, а также те, кто приехал искать работу в Москву, но не нашел. При этом уровень зарплаты в Московской области существенно ниже, чем в Москве, что снижает издержки предпринимателей. Аналогичным образом малый бизнес имеет свободный доступ к финансовым ресурсам Москвы, поставщикам и транспортно-логистической инфраструктуре. Но конкуренция здесь ниже. Краснодарский край занял лидирующее положение в основном из-за доступности финансирования. Как объясняет Борисов, экономическая политика края долгое время была ориентирована на создание благоприятных условий для МСБ отчасти потому, что крупный бизнес там практически отсутствовал.

 

Чиновники и банкиры обещают – рейтинг стимулирует их скорректировать свою политику в отношении малого и среднего предпринимательства.

 

«Проблему с производственными помещениями будем решать созданием новых технопарков и бизнес инкубаторов, а устаревшее оборудование предпринимателям помогут сменить программы поддержки лизинга», - говорит директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Наталья Ларионова.

 

Зампред ВЭБа Михаил Копейкин обещает понизить ставки по кредитам для МСБ. «Уже сейчас по специальным программам можно привлечь кредит под 10% годовых. В то время как раньше ставки доходили и до 16%», - отмечает он.

 

«Более 2/3 регионов не имеют явных конкурентных преимуществ развития и занимают срединное положение по уровню развития или даже сохраняют черты депрессивности», - говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

 

Улучшить ситуацию могли бы развитие конкуренции между регионами за инвестиции и человеческий капитал, - считает эксперт. Пока конкуренция за деньги слабая: в большинстве случаев инвестиции идут туда, где есть нефть и газ, строятся нефтепроводы или реализуются политические проекты федеральных властей, модернизационный эффект которых сомнителен. Дотационные же регионы не видят необходимости развивать конкуренцию, пока у них есть трансферты, поэтому децентрализация межбюджетных отношений необходима.

 

Сейчас 80% всех налогов идет в федеральный бюджет и лишь 20% в региональный и муниципальный. А должно быть наоборот – тогда и стимул создавать условия для развития бизнеса появится.

 

Екатерина Шохина,

«Expert Online», 15.06.11

http://expert.ru/2011/06/15/bez-ruk-i-investitsij/

----------------

Рейтинг 40 российских регионов
Рейтинг 40 российских регионов


Результаты оценки развития 40 российских регионов
Результаты оценки развития 40 российских регионов


----------------

 

Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры 2010-2011


 

Результаты исследовательского проекта

 

Предпринимательский климат в российских регионах не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса.

 

Степень такого несоответствия сильно различается между регионами, что отражено в рейтинге российских регионов по качеству условий для развития МСБ.

 

Основные выводы:

 

- Рейтинг 40 регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) возглавляют Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область.

 

- Среди 11 городов-миллионников лучшие условия для развития МСБ в Челябинске, Екатеринбурге и Самаре.

 

- Нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей - основные слабые стороны предпринимательского климата.

 

- Наиболее позитивно оцениваются доступность поставщиков и возможность дополнительного обучения.

 

- 2/3 опрошенных руководителей компаний считают свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса, однако каждый второй участник опроса отмечает серьезные сложности на этапе старта.

 

- Более половины руководителей компаний полагают, что региональные администрации должны уделять больше внимания вопросам развития МСБ и предпринимательства. В региональные программы поддержки вовлечены менее 10% участников исследования, использование инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, промпарки, гарантийные фонды и др.) «стремится к нулю».

 

- Около 20% участников опроса признают, что практикуют неформальные выплаты чиновникам. По коррупционности лидируют доступ к госзаказу, прохождение проверок и выделение земли.

 

Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область – в пятерке лидеров рейтинга регионов по качеству условий для развития МСБ. Рейтинг 40 российских регионов представлен в отчете «Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры 2010-2011», который является исследовательским проектом, выполненным по заказу Опора России Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и консультационной компанией Strategy Partners Group.

 

Москва (17-е место) и Санкт-Петербург (25-е место) оказались в середине рейтинга. В этих регионах сконцентрировано больше всего кадров, поставщиков, наиболее развитая инфраструктура и доступные финансы. Вместе с этим интенсивность конкуренции между малыми предприятиями за ресурсы такова, что предложение инфраструктуры и прочих факторов не удовлетворяет требованиям бизнеса.

 

Замыкают рейтинг регионов Хабаровский край, Ростовская область и Иркутская область.

 

«Основная цель проекта состояла в том, чтобы оценить и сравнить условия для развития малого и среднего бизнеса в российских регионах, - говорит Сергей Борисов, президент Опора России. – Полученные результаты показывают, что есть значительный дисбаланс между спросом со стороны бизнеса на качественные условия и тем, что регионы могут сегодня предложить. Причем этот дисбаланс сильнее проявляется именно в тех субъектах РФ, где малый и средний бизнес смог активно стартовать, ведь одновременно с развитием бизнеса повышаются и потребности в улучшении предпринимательского климата».

 

«Мы уверены, что наш Индекс способен стать полезным инструментом для выявления сильных и слабых сторон регионального бизнес-климата, разработки специальных программ и формирования политики по развитию предпринимательства, - добавляет Виктор Климов, вице-президент Опора России, - Опора России будет и дальше работать в этом направлении».

 

Предпринимательский климат в Хабаровском крае/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Предпринимательский климат в Хабаровском крае/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Предпринимательский климат в Приморском крае/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Предпринимательский климат в Приморском крае/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Основу исследовательского проекта составляют результаты масштабного опроса руководящих сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Рейтинг регионов сформирован на основании Индекса условий для развития МСБ (Индекса), который включает в себя 5 слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Людские ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». Слагаемые состоят из индикаторов, которые представляют собой данные, полученные в ходе опроса более 6 000 респондентов (с упором на МСП из производственного сектора).

 

Ярким новшеством этого года стало появление в отчете рейтинга 11 российских городов-миллионников, выстроенного по той же методике, что и рейтинг регионов. Рейтинг городов-миллионников по качеству условий для развития МСБ возглавили Челябинск, Екатеринбург и Самара. Москва и Санкт-Петербург в нижней половине рейтинга городов-миллионников. Замыкает рейтинг Ростов-на-Дону.

 

В рейтинге городов-миллионников нет особых расхождений с рейтингом регионов. В основном позиция города соответствует позиции региона, в котором он расположен, поскольку до половины МСБ в таких регионах, как правило, сконцентрированы в центральном городе. Наиболее ярким исключением является Екатеринбург: в то время как Свердловская область (29-е место) входит во вторую половину рейтинга 40 регионов, Екатеринбург приближается в рейтинге 11 городов-миллионников к первому месту. Эти результаты позволяют предположить, что влияние городских властей на условия для развития МСБ может быть достаточно значимым, даже в случае недостаточно благоприятных условий на региональном уровне.

 

«Значительный вклад в развитие предпринимательства и малого и среднего бизнеса могли бы внести региональные и городские целевые программы нового поколения, сфокусированные на ключевых проблемных зонах и включающие сбалансированный набор инструментов, показавших свою эффективность в других странах, - говорит Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group, руководитель практики «Государственные и некоммерческие организации». - К сожалению, как показывают результаты Индекса, существующие программы и инициативы не приводят к ожидаемым результатам».

 

Традиционно, помимо рейтингов, в Отчете представлена общая оценка состояния предпринимательского климата по всем регионам, которые охвачены исследованием. Рассматриваются десятки факторов, влияющих на качество условий для развития МСБ. В рамках специальной темы этого года оценивается эффективность политики поддержки МСБ в части создания и развития объектов инфраструктуры поддержки. Кроме того, изучение темы коррупции дополнилось анализом «коррупционноемкости» различных ситуаций, при которых бизнесу приходится взаимодействовать с государственными службами.

 

Опора России, 15.06.11

http://opora.ru/news/events/press_release/12167/

.
Скачать файл "Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры 2010-2011"Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры 2010-2011
(pdf, 21Мб)