В марте этого года Департамент имущественных отношений мэрии Якутска пять дней возглавляла Светлана Алтабасова. За эти пять дней чиновница умудрилась провернуть весьма странную сделку: она продала за 800 тысяч помещение в центре Якутска, которое по рыночным ценам стоит от 10 до 15 миллионов рублей.
В скандальной истории разбирался журналист «ЯВ».
На проспекте Ленина, напротив бывшего магазина «Туймаада», в 1962 году построили дом № 44. Сразу же в новеньком доме на первом этаже здания расположилась почта, которая десятилетиями заслуживала любовь горожан. Позже отделению связи присвоили № 7. Почта — предприятие социальное, а не рентабельное. Ну какой доход с посылок? Слева от почты — модный кинотеатр с функциями 4D и с собственным кафе, справа — ювелирный салон. Вот они в центре города прибыль получают. А что с почты взять?
Важно подчеркнуть: любое здание почты у нас в республике, да и в стране в целом — федеральная собственность. Однако якутские реалии таковы, что продать можно всё, что угодно. Лишь бы дело доход приносило! В марте здание почты в 150 квадратных метров продали за ничтожные 800 тысяч рублей.
ЕЛЬЦИН И НИКОЛАЕВ ДОГОВОРИЛИСЬ
Алевтина Игнатьева, представитель Управления Федеральной почтовой связи по Якутии:
— В марте нам пришло письмо от бизнесменов о том, что здание почты на проспекте Ленина является их собственностью. Нам предложили два варианта: либо освободить помещение, либо заключить договор аренды. Сказать, что мы были очень сильно удивлены, не сказать ничего. Первым делом мы обратились в мэрию. Никакой реакции. Тогда мы пошли в суд. Последняя встреча с представителями мэрии была в начале июня этого года, и нас заверили, что на заседание суда придет представитель мэрии Машков (нынешний начальник ДИО. — М. Р.). Не пришел.
— Каким образом федеральная собственность вдруг стала принадлежать городу?
— Вот и мы такой вопрос задаем! По Федеральному закону «О почтовой связи» все объекты являются федеральной собственностью. В 1992 году было подписано соглашение между президентами Борисом Ельциным и Михаилом Николаевым «О разграничении государственной собственности между РФ и РС(Я)». В этом соглашении сказано, что объекты почтовой связи относятся к государственной собственности Российской Федерации. В дополнение есть постановление якутского правительства буквально о том же самом: почта — собственность федералов.
Демид Устинов, и. о. начальника Якутского почтамта:
— Я могу сказать, что почта никогда и никому не платила аренду за то, что оказывает услуги населению. И это нонсенс, что здание прибрали к рукам и продали! Мы обратились и в прокуратуру, и в следственное управление, и в управление по налоговым преступлениям, и даже в органы госбезопасности. В итоге уголовное дело возбудили. Мы будем бороться.
«БЛИЖНИЙ КРУГ МЭРИИ»
Нюргун Яковлев, адвокат истцов:
— Муниципалитет объявил в 2003 году, что здание на пр. Ленина, 44 является не федеральной, а муниципальной собственностью. Хотя еще с 1991 года существует постановление Верховного Совета РФ № 3020-1, согласно которому всё имущество почтовой связи является федеральной собственностью. И приватизации не подлежит.
— Кто конкретно принимал решение продать почту?
— И. о. руководителя Департамента имущественных отношений Светлана Алтабасова единолично приняла решение о продаже здания. Одна. Хотя, я думаю, такие решения принимают коллективно, с участием депутатов гордумы. Причем всё было разыграно так быстро, что можно только удивляться расторопности чиновников. 23 марта в ДИО обращается некая компания «Чолбон» с просьбой продать здание. На следующий день, 24 марта, выходит в свет распоряжение Алтабасовой «О закреплении на праве хозяйственного ведения помещения отделения связи на Ленина, 44 за МУП «Чолбон». 26-го Алтабасова пишет письмо директору «Чолбона»: «На ваше обращение от 23 марта даем разрешение на продажу этого помещения».
Всё быстро, без традиционных чиновничьих затягиваний и лишней шумихи. Компания «Чолбон» продает отделение почты некоему Евгению Пономареву. За 800 тысяч рублей! Хотя стоит это здание никак не меньше 10 миллионов! Речь ведь идет о помещении на первом этаже площадью в 150 квадратов в центре столицы. Директор Федеральной почтовой службы по Якутии Иван Сорока сказал, что один ремонт в отделении обошелся в 7 миллионов!
— Кому здание принадлежит сейчас?
— Пономарев это здание перепродал некой Халтуриной. Уже за три миллиона. Хорошая сделка, не правда ли? Халтурина, в свою очередь, его перепродала, уж не знаю за сколько, некоему Фамилу Махоббатовичу Абдуллаеву.
— Бедный Абдуллаев! Явно уже больше трех миллионов ведь заплатил!
— Не спешите с выводами. Дураков в таких сделках не бывает. Меня другое удивляет: наглым образом происходят сделки, когда за гроши распродаются помещения в центре города. Ведь бюджет города получил всего 800 тысяч. А мог бы получить миллионы! Квадратный метр в центре города стоит около 100 тысяч.
— На какой стадии судебный процесс?
— Заседание под председательством судьи Удаловой перенесли на 27 июня. У меня нет большого беспокойства о судьбе здания «Почты России». Оно было и есть федеральной собственностью. Вызывает беспокойство ситуация, при которой возможно по воле одного чиновника почти даром приобрести в собственность хороший кусок муниципального, то есть нашего с вами, имущества. Не так давно, чтобы приобрести такое помещение, необходимо было решение горсовета, что уже непросто, да еще выиграть аукцион у других претендентов. Сейчас мэрия, не привлекая внимания, перераспределяет остатки муниципальной собственности решением одного чиновника. Выгодоприобретателем становится очень ограниченный круг «своих» лиц. Эпизод с продажей здания почты только обнажил пласт большой коррупционной схемы присвоения муниципальной собственности. А правоохранительные органы, в лице столичной прокуратуры, как всегда, заняли позицию чиновников, а не интересов общества.
— Что вы имеете в виду?
— У меня есть письмо от зампрокурора города Мирошникова, который в этой истории не узрел «основания для принятия мер прокурорского реагирования».
ЭКСПЕРТ «ЯВ»
Светлана Корякина, риэлтор компании «ВДВ-недвижимость»:
— Цена квадратного метра зависит от множества условий — местоположение, жилое или нежилое помещение, качество ремонта и коммуникаций, каковы подъездные пути, входная группа. И прочая, прочая. Но в любом случае сделка, которую вы мне описываете, в Якутске попросту нереальна. Помещение в 150 квадратных метров на проспекте Ленина на первом этаже должно стоить от 10 до 15 миллионов рублей. Продешевили. Диапазон цен на такие объекты в центре города — от 80 до 100 тысяч за квадратный метр.
ЖЕРТВА ИЛИ ХИЩНИК?
Светлана Алтабасова — начальник юридического отдела Департамента имущественных отношений администрации Якутска. Молодая, деловая. Производит впечатление неглупого человека, который по незнанию или по оплошности не смог бы перепутать принципиально важные вещи. Весьма подозрительно, что сделку Алтабасова провернула за пять дней — именно за тот короткий период, когда была и. о. руководителя департамента. Может, её подставили? Может, её заставили? От журналиста «ЯВ» отмахнулась:
— Я вам никаких комментариев давать не собираюсь. Пишите запрос, если наше руководство решит, мы ответим на все ваши вопросы…
«ЭТА ПРОДАЖА БУДЕТ АННУЛИРОВАНА»
Максим Машков, начальник Департамента имущественных отношений мэрии Якутска:
— Тогда, в марте 2010 года, руководителем ДИО был Игорь Соловьев. В период его отпуска его замещала С. И. Алтабасова. Действительно, как выяснилось, за пять дней отпуска своего начальника она подписала распоряжение о закреплении части здания за МУП «Чолбон» на праве хозяйственного ведения и выдала разрешение на его продажу.
— Как вообще получилось, что федеральное помещение стало муниципальным?
— Данное помещение было передано правительством в муниципальную собственность в соответствии с договором о безвозмездной передаче объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципального образования «Город Якутск» от 6 ноября 2003 года. Как это случилось вопрос не к нам.
В марте 2010 года решением Алтабасовой данный объект был передан в хозяйственное ведение МУП «Чолбон». В дальнейшем временно исполняющая обязанности руководителя ДИО Алтабасова дала разрешение на продажу объекта по оценочной стоимости. В ходе проведенного нами служебного расследования возникли вопросы и к оценочной фирме, которая, являясь независимым оценщиком, в данном случае сильно рискует своей лицензией и репутацией.
В действиях отдельных лиц будут уже разбираться правоохранительные органы, куда мы передали соответствующее заявление. Причем, заметьте, сделка была проведена 24—26 марта 2010 года — до принятия порядка согласования сделок муниципальных унитарных предприятий.
— Вы имеете в виду, что чиновница знала о принятии этого «порядка» и поэтому так поторопилась?
— Да, можно предположить, что Алтабасова, будучи начальником юридического отдела ДИО, знала о том, что со дня на день главой будет подписано постановление, устанавливающее прозрачный порядок согласования подобных сделок, и максимально ускорила сделку.
— Что дальше? Вернете здание в федеральную собственность?
— Да. 15 июня 2011 года мы подали в Арбитражный суд РС (Я) исковое заявление Департамента имущественных отношений к МУП «Чолбон» о признании сделки недействительной. В настоящее время мы готовы к участию в судебных процессах по данному вопросу и, безусловно, будем защищать позицию Управления Федеральной почтовой связи по Якутии. Отмечу лишь, что согласно требованию закона представители УФПС должны в установленном порядке заявить ходатайство о привлечении нас в качестве третьего лица на стороне УФПС.
— Максим Николаевич, и часто у вас тут такие сбои случаются?
— На моей памяти в первый раз.
«ЯВ» будет следить за развитием ситуации.
Михаил Романов
«Якутск Вечерний», 17.06.11