Самое скандальное дело в истории Приморского края по расхищению государственной собственности слушается в эти дни в Приморском краевом суде. Это дело в СМИ получило название «Дело Мещерякова, Книжника, Степанченко и «неустановленного лица».
Сумма ущерба государству составила более чем 550 млн рублей. Процесс имеет огромное значение не только для Приморского края. Он вызывает неподдельное любопытство у соседей по региону, а федеральные власти и вовсе желают его сделать показательным. По делу проходят 14 VIP-персон: государственных чиновников и подельников не самого низкого ранга.
Боссы приморского ОПГ
Сообществу инкриминированы четыре основных статьи: ст. 280 УК РФ (организация преступного сообщества), ст. 159 (мошенничество), ст. 174.1 (легализация и отмывание незаконно полученных доходов), ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ряд более мелких статей. Три года работало следствие, – за этот срок объем обвинений вырос до 431 тома.
Более 20 объектов государственной собственности было продано самим себе за бесценок, а затем перепродано честным покупателям, но по рыночной стоимости. Эта разница, а она измеряется сотнями миллионов, была «попилена» между собой. Львиная доля уходила Юрию Степанченко, депутату ЗакСа, который ныне проживает безбедно и уютно в США, Игорю Мещерякову руководителю территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Владимиру Книжнику (ныне замглавы Арсеньевского городского округа), в то время он был председателем комитета по управлению имуществом администрации Приморья.
Но лучший кусок пирога доставался некому «неустановленному лицу». В материалах уголовного дела на 35 странице он некогда значился Дарькиным, но потом исчез и переоформился в «неустановленное лицо». Стоит отметить, что дело Юрия Степанченко выделено в отдельное производство. В отдельное производство выделено и дело «неустановленного лица».
Остальные обвиняемые были исполнителями. Среди них есть и представительницы прекрасного пола: Елена Берштейн, заместитель руководителя ГУП «Госнедвижимость», Лариса Милютина, руководитель фирмы «Центр экспериментальных технологий», Мария Четверкина, юрист, Татьяна Компанченко. финансовый директор фирмы «Стройсвязькомплекс».
Напомним, по делу проходят 14 участников ОПГ, и дела двух лидеров выведены в отдельное производство.
Падальщики на бреющем полете над краем Приморским
Расцвет бурной деятельности приходится на 2004-2006 годы. Годом позже их стали «брать».
Чиновнично-депутатская ОПГ не брезговала ничем: ни складскими помещениями, ни пионерскими лагерями, ни библиотеками. И ради «навара» в несколько сотен тысяч продали однокомнатную квартиру в отдаленном спальном районе Владивостока.
Особый интерес представляли детские учебные и внешкольные здания. Так, по личному приказу Юрия Степанченко (его называют в судебном процессе «руководитель структурного подразделения преступного сообщества») были проданы детский лагерь на острове Русском в бухте Рында, негосударственное образовательное учреждение «Восточная школа». И все было готово для продажи детского лагеря «Юность», и только «по независимым обстоятельствам» сделать этого не смогли. Не учли обременение федеральным законодательством.
Сегодня Юрий Степанченко, (находясь более 3 лет в США и бросив своих избирателей на произвол судьбы на все эти годы) решил дать весточку из-за океана. На одном из приморских информагенств вдруг озаботился о детях: «В ситуацию с детским реабилитационным центром «Маяк» во Владивостоке должен вмешаться уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Такое мнение высказал в разговоре с корр. РИА PrimaMedia бизнесмен и депутат Законодательного Собрания Приморского края Юрий Степанченко».
И далее о необходимости строительства трех детских садов: «При строительстве новых жилых микрорайонов во Владивостоке необходимо изначально проектировать всю необходимую инфраструктуру. Об этом заявил в разговоре с корр. РИА PrimaMedia президент строительной компании «ДВ Стройсвязькомплекс» Юрий Степанченко».
Значит, теперь нужны детские сады? А сколько их было продано за бесценок по указке славного защитника? Ведь те эпизоды, что были названы, лишь малая часть, а судебные слушания только начались.
И с какой стати, вдруг Юрий Васильевич озаботился о детском реабилитационном центре вплоть до обращения к Павлу Астахову? Неужели совесть спать не дает, а может быть, выборы в ЗакС Приморья близко?
Механизм обмана общества и государства
Здесь мы подробнее рассмотрим роль каждого участника. Штабов было несколько. Один мозговой центр находился по адресу: Светланская, 22, или здание краевой администрации. Там восседал и народный слуга Юрий Васильевич Степанченко. Заботы об электорате двигали его на подвиги, краевой казне не хватало денег на нужды. В том числе и на выдачу пенсионерам «дарькинских». Это такая региональная подачка к пенсиям.
Адрес второй резиденции: Луцкого, 21. Это центральный офис «ДВ Стройсвязькомплекса». И в эти напряженные для края дни Юрий Васильевич и его партнер Игорь Мещеряков ожидают встречи с Владимиром Кинжником, который приходит со списком объектов государственной недвижимости. Указующим перстом Владимиру Александровичу показывают на объект, например, остров Русский, бухта Рында, летний детский лагерь.
Этот лагерь ранее принадлежал профучилищу № 7 г. Владивостока. Там спальные корпуса, столовая, клуб, сторожка и многое другое. А самое главное – это море с прекрасной бухтой для отдыха. Чудное место для коттеджей VIP-персон, куда не стыдно приехать на отдых, и даже в компании дам.
Лагерь выгодно для себя оценили в 7 млн рублей при рыночной стоимости 12 млн. «Правильная» оценка стоимости была в обязанности дам Четверкиной и Берштейн. Они в каждом отдельном случае уговаривали риэлторские компании ставить минимальную оценочную стоимость объекта, выносимого на аукцион.
Информацию о проводимом аукционе и объекте торга детском лагере на острове Русском опубликовали в некой газете «Надежда на успех», тиражом всего тысяча экземпляров.
Далее, к аукциону привлекаются несколько аффилированных с «ДВ Стройсвязькомплексом» подставных компаний, не ведущих никакой хозяйственно-финансовой деятельности, не имеющих ничего, кроме счета в банке. На эти счета переводится определенная сумма для участия в аукционе. В этих операциях по личному указанию Степанченко главная роль принадлежит Татьяне Компанченко. Оговариваются шаги и победитель конкурса.
Удар молотка и всё, госнедвижимость стала частной. В короткие сроки оформляются документы, буквально за два-три месяца! Всё схвачено, все свои. Теперь представим какого-нибудь деда, который ходит по этим кабинетам годами и не может оформить право на собственность – на сарай, построенный собственными руками в огороде у сортира в деревне Чмаровке, близ губернского города В.
Государственный обвинитель, зачитывая факты, по каждому эпизоду произносил одну и ту же фразу: «Путем обмана общества и государства».
Элитный вертеп в храме знаний
На этот объект у Юрия Васильевича были особые планы. Продавать его он не собирался. Курортное место, рядом с морем, где, как правило, строит замки элита общества (аналог московской Рублевки). Квадратный метр этой земли сравним со стоимостью иридия или палладия, как известно, самых дорогих металлов, дороже золота.
Здесь до появления на сцене Юрия Степанченко и ОПГ, почти 15 лет существовало негосударственное образовательное учреждение «Восточная школа». Два корпуса. Одно из зданий было построено еще до революции и принадлежало известному промышленнику, почетному гражданину города Б. Бриннеру. Этот факт открыл известный приморский краевед Юрий Георгиевич Филатов.
А до краха Советского Союза здесь отдыхала партийная номенклатура.
Юрий Васильевич решил, что это прекрасное место для создания публичного дома для элиты. Ведь рядом Дом Переговоров, где проводят пресс-конференции первые лица государства. В апартаментах останавливаются арабские шейхи и другие хорошие люди.
За дело взялся Мещеряков. В ноябре 2001 года в одностороннем порядке были расторгнуты договоры на предоставление коммунальных услуг. Таким образом, на образовательном процессе был поставлен крест, заниматься в холоде стало невозможно.
Далее, приехала братва и выкинула из зданий во двор все школьные принадлежности и документацию. Правда, сложили всё добро в контейнер: там сейчас гниют учительские грамоты, школьный архив, учебники, наглядные пособия… Рейдеры выставили бритоголовых, которые не пускали на территорию ни учителей, ни ее директора Павла Спивака.
Опустим процедуру судов, которые встали на сторону «Восточной школы» и ее директора. Уже в мае прокуратура Приморского края признала незаконность отключения «Восточной школы» от коммунальных услуг.
Арбитражный суд Приморского края в марте 2002 года не удовлетворил требования комитета по управлению имуществом Приморского края о выселении образовательного учреждения. Впоследствии уже Федеральный суд ДВФО в мае 2002 года оставил данное решение без изменения. Территория школы по-прежнему оставалась в руках рейдеров.
Безнаказанность развращает
За это время Юрий Васильевич Степанченко выписал архитектора из Италии, синьора Анаклето Мориани, чтобы он сделал эскизы будущих апартаментов в различных стилях от рококо до греческого ампира. Дело за малым: «прихватизировать» юридически здания и территорию.
11 июня 2004 года гендиректор «Центра экспериментальных технологий» Лариса Милютина приказом № 103 Р дает распоряжение выставить на продажу два объекта, т.е. два здания школы. Первоначально их оценили примерно в 665 тысяч рублей и 800 тысяч рублей.
8 сентября Мещеряков подписывает документ о продаже на аукционе. Юрист Четверкина дает объявление о лоте в газете «Путь к успеху», № 9 от 24 сентября 2004 года. Стоимость зданий уже выглядит так: 871 тысяч рублей одно и 960 тысяч другое. По рыночной стоимости: первое 1760 тысяч рублей и 1657 тысяч рублей второе.
Аукцион состоялся 27 сентября на Алеутской, 17. В нем приняли участие три аффилированых компании: строительная компания «Альянс», ООО «Импульс» и ООО «Роуз». Их руководители: Карпов, Шпак и Болотин. Аукцион прошел по упрощенной схеме (типа не стали заморачиваться), по заранее обговоренной схеме по очереди подняли карточки. Так называемые аукционные шаги. В тот же день переместились на другую штаб-квартиру, для проведения тайных операций: ул. Фокина, строение 1. Там и была подписана стенограмма, подтверждающая законность аукциона.
17 декабря уже в максимально ускоренном порядке был получен пакет документов (о регистрации права). Точкой в этом деле может служить лишь тот факт, что ущерб РФ от данной сделки, решением следственного комитета определен в сумме 3 млн 423 тысячи рублей. Обвиняемым вменен целый ряд статей Уголовного кодекса, а сама «Восточная школа» предъявила иск на восстановление учебных корпусов – 5 млн рублей, а сумма морального вреда согласовывается с педагогическим сообществом края.
От острова Русского к островам Виргинским
На какие барыши наш многоуважаемый народный слуга Юрий Степанченко живет и здравствует в одном из богатейших городов мира – Нью-Йорке? Фишка в том, что прошедшие через как бы законные аукционы и получившие полный пакет регистрационных документов объекты уже бывшей госнедвижимости (т.е. нашей с вами, налогоплательщиков) предлагались в принципе добропорядочным покупателям, но с условием, исходящим лично от руководителя структурного подразделения преступного сообщества – действующего депутата краевого ЗакС собрания Степанченко.
Любимая, стандартная цена для объектов – миллион американских долларов. Официально, безналом от 30% до 50%, а остальное будьте любезны, по той же цепочке, с теми же проверенными людьми, по версии следствия, заносилось лично народному избраннику. Надо отдать должное, что глава обогащался не один, бонусы-вознаграждения техническим участникам сделок, ныне обвиняемым, составляли в среднем от 12,5 тысяч долларов до 25 тысяч долларов каждому.
В следующей публикации мы расскажем, как было продано здание нынешнего АКБ «Приморье» (бывшие краевые комитеты КПСС и комсомола), краевая библиотека имени Горького на Светланской, база кинофикации на Луговой, квартира на Нейбута и другие хозяйственные, исторические объекты. Там же расскажем о гигантских суммах «черным налом», что получили руководители ОПГ, а так же об оффшорах на Виргинских островах.
Полина Дзержинских
«Арсеньевские вести», № 14, 05.04.11