Когда собирались «шарманки»

 

Cтарожилу поселка железнодорожников Высокогорный Петру Ефимовичу Углову уже 85-й год!
Cтарожилу поселка железнодорожников Высокогорный Петру Ефимовичу Углову уже 85-й год!

Почетному ветерану Дальневосточной железной дороги, орденоносцу, старожилу поселка железнодорожников Высокогорный Петру Ефимовичу Углову уже 85-й год! А водить паровозы по нашей ветке он начал в 1949-м. Ходил на них до Гурской и Тумнина. Жителям Ванинского района хорошо известно, что сейчас с Высокогорного до Тумнина они доедут за 3 часа. Тогда же, как рассказывают ветераны, паровоз пыхтел все 12. Обслуживали его машинист, помощник и кочегар, но это, если ехать в сторону порта Ванино. А если в Гурскую, так требовалось три паровоза, чтобы преодолеть Кузнецовский перевал. Соответственно, и обслуги девять человек!

 

Впереди идущие паровозы  назывались «поездные», последний – «толкач». Так вот, эти железные красавцы, перед тем как отправиться в путь, еще и начинали «выяснять» между собой отношения. Сначала проверяли готовность – поездной подаст сигнал, толкач должен ему ответить, второй поездной «крикнет» – толкач в ответ «прокричит». А перед самим отправлением  и вовсе «крику» не оберешься – тут уже подается по два сигнала…

 

Как то приехала в гости к Углову старенькая мама из соседней области и все не могла взять в толк, как паровоз ее сына да еще и с грузовым составом, взбирается на такой крутой перевал: «Шипы на колесах, у него, что ли?». Первую свою поездку через перевал Петр Ефимович и сам до сих пор не забыл: «Было жутковато от такой высоты. Посмотришь вниз, а там третью станцию впереди видно…». В снегопад  же, чтобы подняться и трех паровозов, казалось, было мало – колеса пробуксовывают. «По-нашему, - смеется Петр Ефимович, - это  значит, «растянулся». При таких темпах еще и за экономию топлива боролись. Паровозы же были иностранные. Доставляли их из Владивостока в разобранном виде. И уже на месте в депо велась сборка. К паровозу полагалась и вся необходимая амуниция для бригады, в том числе и комбинезоны. А вот питались в пути, чем Бог послал».

 

Это сейчас в Высокогорном построен шикарный Дом отдыха для поездных бригад – здесь с комфортом, полноценно можно и отдохнуть, и вкусно по-домашнему пообедать. А тогда еду брали в дорогу, чтобы хоть пару раз, во время «скрещения поездов», но до конечной станции перекусить. В «шарманку» - специальный железный ящичек – обычно укладывалась бутылка молока, несколько яиц, ломоть хлеба (зарплата была не великой). Вызывали же в поездки часто – бывало, не успевала бригада отдохнуть, как снова прибегал посыльный. И опять собирались «шарманки»…

 

Трасса-серпантин

 

 

В таких условиях работали поездные бригады, когда дорогу только построили. Не легче приходилось и путейцам. Но немалый человеческий труд был вложен в развитие железной дороги еще на уровне изысканий и проектирования. О том, как и кем строились дальневосточные железнодорожные магистрали, прекрасно написал в своих книгах Владимир Зуев. К 65-летию открытия движения Комсомольск – Совгавань он готовит к изданию книгу «Магистраль жизни и созидания».

 

И вновь она будет о преданных своему делу людях. В их числе представители разных профессий, в том числе проектировщики, изыскатели, строители. Безусловно, не должны быть забыты и тысячи заключенных, на чьих костях была построена эта дорога. В 1995 году на ст. Высокогорная строителям железной дороги был установлен памятник, но самым лучшим памятником им всем – прославленным и простым работягам, награжденным и неудостоенным наград и званий, стала сама дорога через Сихотэ-Алинь...

 

Разве что специалисты теперь помнят и знают имена тех первопроходцев, кто входил в изыскательские трассировочные, геологические, гидрометрические, водоснабженческие партии, возглавлял экспедиции. Причем, по нашему Сихотэ-Алиньскому хребту водили изыскательские отряды и женщины – среди них инженеры Варвара Селина, Галина Строгова, Екатерина Сурмина!  Лишь историкам и краеведам теперь знакомо большинство таких первопроходцев, но одного из них знают почти все жители Ванинского района. Это инженер Арсений Кузнецов, автор тоннельного пересечения хребта Сихотэ-Алинь.

 

Осенью 1943 года начался штурм Сихотэ-Алиня. Вот что об этом пишет в своей книге «Первопроходцы восточных магистралей России» Владимир Зуев: «...Основные земляные работы, искусственные сооружения и укладка рельсового пути от Комсомольска до Ванино были выполнены за 22 месяца ценой напряженного человеческого труда. В конце марта 1945 года строительные колонны покорили глубокое ущелье через реку Соллу. Возведенная ими самая высокая на строительстве насыпь позволила проложить рельсовый путь от Тихого океана до ст.Кузнецовский... 6 апреля 1945 года сюда прибыл первый паровоз Ов-303. В составе его экипажа были машинист С.И.Морозов, помощник И.С.Потемкин, кочегар П.Ф. Федоров... 15 июля 1945 года в горловине выемки Пик произошла смычка рельсового пути западного и восточного участков…»

 

Мало кто читал эти строки, ведь книги Зуева выходят мизерными тиражами. А жаль, сколько интересного и познавательного в области краеведения можно узнать из них. Сколько в них приводится примеров мужества и героизма, проявленных во время изысканий: как переворачивались лодки, как ураганом сносило лагерь, как люди пропадали в тайге, страдали от лесных пожаров и наводнений. И все это пришлось на долю первопроходцев.

 

Хроника событий

 

Многое меняется, лишь человеку не сидится на месте и не пропадает у него желание сделать этот мир лучше. К тому же давно требовалась и реанимация однопутной железной дороги Комсомольск – Совгавань, что более полувека несла на себе огромную ношу, являясь той жизненно важной артерией, без которой развитие региона невозможно представить. Чтобы вдохнуть в нее новые силы, увеличить пропускную способность, в 2008 году, по заказу ОАО «РЖД» началось строительство нового Кузнецовского тоннеля. Его проектная длина 3890 метров, штольни - 3911,60 метров. Проходка осуществляется щитовым методом с использованием ТПК Lovat со стороны Восточного портала. Новый тоннель, хотя и будет тоже однопутным, но с обделкой из сборных железобетонных блоков.

 

Хроника событий стройки, несмотря на лаконичность, говорит о том, как она набирает мощь.  Только с мая 2008 года по декабрь  2009-го был выполнен огромный объем работ: подготовка и ввоз материалов для строительства базового поселка; проходка штольни тоннелепроходческим механизированным комплексом Robbins; начата проходка железнодорожного тоннеля; завершена проходка сервисной штольни. Девятого  мая 2010 года на Кузнецовском отмечали двойной праздник – в этот день здесь прошли первый километр основного тоннеля!

 

Более 35 лет назад подобную хронику событий вели и на строительстве советского БАМа. Вот только временные рамки в ней куда длиннее – с 1974 по 1989-й год. Помнится, строительство Байкало-Амурской магистрали было объявлено ударной стройкой, и на нее ринулась молодежь со всех уголков Союза. Вся страна, в течение нескольких лет, просыпалась и засыпала с сообщениями о том, как и чем живет стройка. Сегодня все иначе: хотя дороги и тоннели строят, но даже журналисты знают об этом очень мало. А потому информация из первых уст для репортажа с места события особенно ценна (жаль, отвели мне на встречу всего пару часов).

 

«Кузнецовский тоннель» - участок №3 тоннельного отряда №12 ОАО «БАМтоннельстрой» возглавляет Сергей Исаков. Слушая, я с огромным удовольствием наблюдала, как представляет мне коллектив совсем молодой человек, но уже опытный тоннельщик, к тому же, искренне и самозабвенно влюбленный в горное дело. Сергею Исакову всего 31 год, но когда он рассказал во время нашего знакомства, что за 8 лет в отряде прошел путь от проходчика до начальника участка, я была откровенно поражена.

 

Возможно, преувеличиваю, но на Кузнецовском  ты словно попадаешь в другое время – здесь во всем ощущается порядок, размеренность и надежность. С высоты метров сорок Сергей Исаков показывает мне всю панораму строительства и вкратце объясняет, что за последнее время успели сделать:

 

- В основном тоннеле уже «взяли» первый километр. Идем со скоростью двести метров в месяц.

 

- Всего двести? - удивилась я. И тут же устыдилась своего легкомысленного вопроса. Оказывается, это очень хорошая скорость для такой машины, которая работает на данном объекте. Речь о канадском проходческом комплексе  Lovat. И о том, что на смену кирке, лопате и обычным взрывным работам пришла мощная техника, которая на Дальнем Востоке проходит испытание на прочность впервые. А для Кузнецовского тоннеля отрядные «кулибины» ее  еще и  модернизировали.

 

Там, где вся страна по вахтам

 

Спустились в тоннель. Внутри вообще нет ощущения, что над тобой  метры горной породы. Строителей в тоннеле почти нет - пересменка: за сутки до окончания вахты проходческую машину останавливают, чтобы подготовить для очередной смены. Вокруг меня огромный (диаметр 9,5 м) и одновременно  аккуратненький, словно из игрушечных пазлов, свод: Lovat не только бурит, он тут же обрамляет тоннель в кольцо. Глядя на это совершенство совместного труда машины и человека, мы с Сергеем Исаковым пытаемся представить, как во время войны, вручную, строили  старый Кузнецовский тоннель? Даже мысленно это сделать, кажется, невозможно. А ведь строители смогли!

 

К нашему разговору присоединяются макшейдеры Дмитрий Тега, Александр Цопа и Владимир Цопа. Одни сдают вахту, другие принимают... Братья Цопа выбрали одну профессию, учились в одном вузе, успели поработать на нескольких тоннелях, но на работе у них не родственные, а производственные отношения. И на вахту они приезжают из разных мест - Александр из Благовещенска, Владимир из Свободного. Вообще народ на вахту съезжается не только со всего Дальнего Востока – даже из Кемерово и Улан-Удэ. Сами же тоннельщики об этом говорят емко: «Вся страна по вахтам».

 

Сегодня молодежь чаще бывает недовольна судьбой – сетуют, что низкие заработки, негде работать. Тоннельщики же могут похвастаться стабильностью, занятостью, кроме того, очень интересной работой, результат которой они видят сразу. Сергей Исаков в своем выборе профессии давно не сомневается.  В 21 год он устроился в отряд работать и его буквально «затянуло». Теперь без своей работы он себя уже не представляет. А у самого молодого из моих собеседников – Дмитрия Тега (ему всего 24) я решила спросить, «Можно ли молодежь в отряде назвать новым поколением тоннельщиков?» Со мной соглашается не только Дмитрий...

 

Что же за народ работает на участке? Здесь коллектив уже сбитый, основной костяк еще с того БАМа. Текучки нет. Очень многие - бывшие шахтеры. Пошли в тоннельщики из-за того, что шахты позакрывались. Потребовалось переучиваться или поднимать квалификацию? Без проблем, ведь с современной техникой нужно быть на «ты».

 

Механик участка Борис Сергеевич Капля в тоннельном отряде более 15 лет. До этого работал на рудниках за Полярным кругом. Там добывал золото, здесь отвечает за техническую исправность всего тоннеле-проходческого комплекса. Свою работу любит, как и доволен коллективом – трудолюбивым и сплоченным, в котором много очень грамотной, быстро перенимающей опыт молодежи.

 

Чем больше я знакомилась с бригадами, тем больше понимала – в тоннельщики попадают по-разному – и после учебы, и в силу разных обстоятельств. Для Василия Раисовича Хайбулина, например, БАМ начался сразу же после армии: «Соблазнили – поехал». Работает уже на седьмом тоннеле. Спрашивается, зачем тоннельщикам сварщик? Ответ прост: здесь даже проходческая машина - это почти 100 метров металла. Так что работы сварщику хватает. А о Хайбулине, как и о сварщике  Александре Ивановиче Сетисове, об инструментальщике Василии Ивановиче Полбенникове в отряде говорят так - у них не только опыт, у них индивидуальное мастерство!

 

В нарядной

 

Рабочий день на Кузнецовском начинается с нарядной – задание на рабочую смену или наряд на проходку, это фактически план к действию. Здесь же подводятся итоги. А поскольку сегодня пересменка, то народ только успевает заходить в нарядную…

 

«Если напишите проходчик – не ошибетесь» - это бригадир Владимир Николаевич Сигалин на мой вопрос о том, люди каких специальностей работают на тоннеле. Вытянуть из Сигалина слово лично о себе самом - нелегко. Ему проще рассказать о бригаде. Перечисляет фамилии: слесарь по ремонту подвижного состава Анатолий Васильевич Попов, энергетик участка Борис Викторович Страх, механик Алексей Яковлевич Макаров... Уверена, не останови его, весь участок перечислит. А о себе молчок. Хотя сам из потомственных шахтеров и в горном деле более 20 лет. Но, уходя в тоннельщики, семейной традиции не изменил: «Проходчик он везде проходчик, что в штреке, что в штольне…».

 

Заговорили мы с бригадиром и о том, как в 1970-х строили БАМ – «тогда вся страна БАМом жила»! Радио, телевидение, газеты – все были в курсе событий. А сегодня? Сегодня большинство россиян даже не знают, что такие мощные стройки в стране ведутся, несмотря на кризис. В чем же дело? Почему у нас перестали рассказывать о человеке труда? Почему мы перестали гордиться рабочими профессиями? И в этом «почему?» наше мнение оказалось единодушным.

 

Сигалин строил не один тоннель, успел поработать и старым дедовским – буровзрывным способом, и на отбойный молоток, и переквалифицироваться в тоннельщика, способного управлять современной техникой. А потому, как только зашла речь о ТПК, он оживляется, не скрывая восхищения: «Чудо-машины, применение которых, скачок вперед в горном деле…»

 

Во время разговора свою каску я положила на стол. Как только в нарядную вошел замначальника участка  Владимир Эргардович Кригер, он тут же меня поправил – нельзя, можно этой каской получить… Сразу и не поймешь, то ли шутит, то ли всерьез говорит. Оказывается, примета в том, что можешь плохо сработать и получить низкое КТУ.

 

А Сигалин всё продолжает мне представлять участок: «Вот Олег Валентинович Кузнецов. «Под землей» 26-й год». Кузнецову же пока не до рассказов о своей «подземке» - корпит над бумагами: месяц отработали, теперь ему, как бригадиру надо расставить КТУ. Кригер опять шутит: «Сейчас наставит всем двойки, тройки и колы…». Кстати, с колами тут все понятно – поощрение, это та оценка, которую ставят больше единицы. Даже 1.1 – это уже плюс, а самая высокая – 1.5. А вот самая плохая, это когда тебе поставят ноль. Нарушения здесь наказуемы, но и за работу без нарушений следует поощрение – прибавка к зарплате.

 

За тем, чтобы не было нарушений, следит горный мастер - человек, который, кажется, отвечает на стройке за всё. Мне выпало познакомиться с Эдуардом Миклиным.  Он объясняет, как обычно проходит нарядная, где даются задания для «подземки» - проходка, монтаж, обслуживание тоннельного конвейера, и для тех, кто работает на шахтной поверхности: «Наряды выданы, инструктаж по технике безопасности проведен, а дальше слежу за качеством и выполнением работ…». Замначальника участка Роман Мухутдинов добавляет: «Он весь день «под землей», каждую операцию отслеживает, чтобы не было отклонения от проекта».

 

С Мухутдиновым мы встречаемся на Кузнецовском не первый раз, но поговорить не удавалось, потому что ему всегда было некогда отвечать на вопросы. Сейчас выручила пересменка. Кстати, работать тоннельщиком он пришел сразу после вуза. Окончив институт по специальности «мосты и тоннели», целенаправленно выбрал подземку. Что значит для молодого человека такой выбор? Достаточно хоть раз посмотреть телерепортаж о том, насколько опасна работа «под землей» – на примере тех же шахтеров…

 

Чтобы жизнь не была равна нулю

 

Ванинский район – для кого-то это тьма-таракань, а для тех, кто здесь живет –  малая родина. Я здесь живу, это мой дом и я всей душой желаю, чтобы в нем было уютно, чтобы для всех была работа, добротное жилье, хорошие дороги, качественная медицина, прекрасные магазины. Думаю, в этом, разноголосицы у нас, земляков, нет. И пускай здесь уже давно не «кричат» паровозы, и тепловоз домчит с одного края района на другой за шесть часов, но осталось то общее, что когда-то привело на самый краешек земли людей из разных регионов страны. Они ехали сюда прокладывать дорогу, чтобы построить новую жизнь. И, наверное, это было бы совершенно неосуществимо, если бы их труд был только ради денег.

 

Кстати, на тоннельном участке я нигде не заметила Доски почета, как это было принято в те же времена советского БАМа. Но общаясь с тоннельщиками, словно отчетливо ощутила, что от этого не меняется смысл ими сделанного и заработанного. Здесь каждый знает, за что ему платят. Здесь люди живут своим делом не только во время вахты, но и выезжая с нее. «Мой труд ценит моя семья, мой коллектив, и, думаю, общество, которому я приношу пользу. И пусть это звучит не скромно, но я очень счастлив» - так мне ответил на прощание один из тоннельщиков, когда я спросила о смысле его очень тяжелой и опасной работы.

 

Вот такая жизнь, как она есть – ни прибавить, ни убавить. Так что счастливым и самодостаточным можно оставаться всегда, несмотря на перестройки, дефолты и даже мировые кризисы. А ставя точку в конце своего репортажа, я опять вспомнила бригадира Кузнецова. Интересно, какое КТУ поставил бы тоннельщик со стажем «под землей» более четверти века, за мою попытку рассказать жителям Ванинского района о том, какие люди строят для них тоннель? И все ради того, чтобы жизнь на побережье Татарского пролива не была равна нулю!

 

Татьяна Седых.

Фото Тимура Седых.

Ванино «Мое побережье», 2010

.