В. Штыров
В. Штыров

Если кто-то до сих пор полагает, что для победы над коррупцией достаточно пересажать оборотней в погонах и энное количество чиновников мелкого и среднего звена, то он не просто заблуждается. Он вообще думает не о том. Государство, как и рыба, гниет с головы. Стало быть, и начинать надо с высшей власти. Рассмотрим ситуацию на конкретном примере. На примере Якутии.

 

Одним из главных действующих лиц нашей истории будет не кто иной, как президент Республики Саха (Якутия) господин Вячеслав Штыров. И не то чтобы он лично «пилил» и распределял финансовые потоки, для этого есть другие исполнители. Согласитесь, не президентское это дело — под статью подставляться. В конце концов, сегодня ты при власти и, стало быть, при потоках, а завтра… Даже фрагменты биографии многолетнего хозяина алмазного края говорят о том, как неисповедимы пути чиновничьи в современной России.

 

В ноябре 1991 года тогда еще одного из министров республиканского правительства Штырова призвал к себе всесильный глава региона Михаил Николаев и предложил стать кандидатом в вице-президенты. А по совместительству и премьером. Понятно, от таких предложений не отказываются. Но уже через три года Штыров, как видно, чем-то не угодил боссу и тот отстраняет его от реальных рычагов управления, оставляя только с вице-президентской должностью.

 

Не тот, однако, человек Вячеслав Штыров, чтобы довольствоваться достигнутым. С помощью двух региональных вице-премьеров Руслана Шипкова и Владимира Бредихина он становится президентом алмазной компании «Алроса». То есть, по сути, если не первым, то уж вторым точно по влиянию человеком в республике. Кстати, своим помощникам впоследствии он отплатил по всем законам жанра: Шипков был осужден, а Бредихина вышвырнули из правительства и сегодня судьба его неизвестна.

 

Вот в чем Штырову нельзя отказать, так это в умении выстраивать отношения с федеральной властью. Как результат — в 2001 году ему предлагают возглавить республику и фактически расчищают дорогу к победе на выборах. Но через 5 лет надо пройти через процедуру переназначения. Штыров понимает, что для этого Москве требуется бросить лакомую кость. Этой наживкой стала… компания «Алроса». Президент республики подписывает так называемый «алмазный протокол», в соответствии с которым федеральному центру переходит контроль над крупнейшей компанией.

 

Цветочки-ягодки за миллионы

 

К чему мы так подробно останавливаемся на страницах биографии господина Штырова. А все к тому, что у той рыбы, что изловила в республике группа мошенников и коррупционеров, он и есть голова. Посему продолжим.

 

Не для кого не секрет, что любой руководитель солидного ранга просто не может не иметь свой собственный и никем не контролируемый фонд оборотных средств. Для того, чтобы личный капиталец создавать и прикармливать нужных людишек. Как в собственной вотчине, так и в столице. Иными словами, нужны денежные спонсоры. И Штыров тут не исключение.

 

З. Магомедов
З. Магомедов

Известен такой факт. 25 декабря 2005 года в 17.00 в роскошный московский кабинет Штырова в Мясницком проезде зашел глава корпорации «Сумма Капитал» и брат сенатора от Смоленской области Зиявудин Магомедов. Его не могли не заметить охранники и обслуга офиса. Следом за хозяином двое его помощников втащили в офис огромную картину. О чем беседовали два товарища с глазу на глаз, станет известно чуть позднее.

 

А через два дня случилось событие примечательное. На заседании Наблюдательного совета «Алросы» Штыров и вся якутская делегация проголосовали за то, чтобы в 2006 году компания потратила 1,5 миллиарда рублей на приобретение нефтегазовых активов республики. Само по себе дело хорошее. Алмазные короли решили диверсифицировать бизнес. Такой шаг можно приветствовать. А вот то, что последовало далее, говорит о том, что некоторые члены совета руководствовались отнюдь не интересами компании.

 

Итак, решено было приобрести 50,4 процента акций «Саханефтегаза», четыре компании, участвующие в дополнительной закрытой эмиссии акций «Якутгазпрома» и 75 процентов плюс одна акция «Якутскгеофизики». Заметим, между прочим, что против этого решения проголосовали представители Росимущества в Наблюдательном совете «Алросы». Они почувствовали, что за сделками кроется что-то нечистое. И как в воду глядели.

 

Ну, судите сами. Например, допэмиссия акций «Якутскгеофизики» составила только 5 миллионов рублей, а Алроса, для кого самого начала вроде предназначалась допэмиссия, в итоге приобрела через посреднические фирмы за 10 млн долл,. То есть по цене в 56 раз больше, чем стоили сами акции. Но то были еще цветочки.

 

Ягодки собрали, когда взялись за «Якутгазпром». Известно, что компания является разработчиком четырех газоконденсатных месторождений в республике. Разведанные запасы оцениваются в 150 миллиардов кубометров. Только за год компания добывает 1,5 миллиарда кубов газа. Она — фактический монополист по поставке голубого топлива для нужд Якутии.

 

Дальше следите за тонкой филигранью коммерческой (хотя, правильнее — криминальной) мысли идеологов сделки. Выполняя установку Наблюдательного совета, «Алроса» покупает у бывшего «Юкоса» более половины портфеля акций «Саханефтегаза». Потому что ему до дополнительной эмиссии принадлежало 92,58 процентов акций «Якутгазпрома». Заодно «Алроса» прикупает четыре компании, которые должны были приобрести бумаги новой эмиссии. Это общества с ограниченной ответственностью «Вега Трейд», Гротеск Строй», «ЭкспертНефтеГаз» и «Славия». Названия мало что скажут даже специалистам рынка.

 

И тут происходит нечто странное. 14 апреля 2006 года становится известно, что 76 процентов акций «Якутгазпрома» за 628,5 миллионов рублей купила другая фирма. Под тем же гордым названием «Славия». Только совсем не якутского происхождения. А теперь угадайте, кто владелец близнеца? Точно — группа «Сумма Капитал», т.е. Зиявудин Магомедов. Не зря же он приобщал к искусству и всему такому прочему господина Штырова.

 

Но Штыров — это еще не вся Якутия. Представьте, нашлись противники таких поддавков. Разгорается настоящая война между президентом «Алросы» Александром Ничипоруком и самим Штыровым. На стороне главы республики выступили и влиятельные братья Магомедовы. Они привлекли на сторону Штырова немало авторитетных в мире бизнеса господ и даже правоохранительных генералов. В этой неравной схватке победу в виду явного преимущества одержал хозяин алмазного края. После его встречи с Путиным 31 октября 2006 года вопрос был решен окончательно.

 

Но и Ничипорук оказался не робкого десятка. Несмотря ни на что 11 ноября того же 2006 года Департамент экономической безопасности МВД России выносит постановление №06/218 об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в связи с выявленным фактом мошенничества по приобретению акций «Якутгазпрома». Одним из фигурантов был, разумеется, Штыров.

 

Но Ничипорук и его союзники все-таки проиграли. 29 ноября Путин предложил кандидатуру незаменимого Штырова на второй срок. Интесен тот факт, что когда судьба переназначения зависла в высоких коридорах, Якутск посетил на личном самолете сам Зиявудин Магомедов. И как первый раз, разговор шел с глазу на глаз. Вскоре вопрос был решен в пользу Штырова. И тот, получив высочайшее одобрение и, соответственно, полную неприкосновенность, начал действовать.

 

22 января 2007-го он пишет письма (исх. номера 01/1-145 и 01/1-146) Генпрокурору Юрию Чайке и руководителю Федеральной службы по финансовым рынкам Олегу Вьюгину. Штыров жалуется на «неких лиц» (так и написано в тексте), которые мешают честным и порядочным братьям Магомедовым вести в республике свой бизнес. То есть, по сути дела, захватить «Якутгазпром». Словом, Ничипорука из компании изгнали, на смену ему пришел Сергей Выборнов, который вообще не стал поднимать спорную тему.

 

Деньги на ветер

 

Главные герои нашего повествования остались при своем. В смысле при том, за что заплатили. Но славный дуэт братьев Магомедовых тяжкая обязанность обеспечивать бесперебойное снабжение газом далекой и холодной Якутии не грела. Они сразу озаботились продажей приобретенного только что актива. Любопытно, что в августе 2008-го газета «Коммерсантъ» сообщила, что интерес к покупке «Якутгазпрома» проявляет Олег Дерипаска. В компании «Сумма Капитал», писала газета, подтвердили, что «Якутгазпром» продается. Цитируем: «Газовый бизнес не является для «Сумма Капитал» профильным, — заявили в компании. — Мы ведем переговоры с одной из государственных корпораций о совместном развитии актива». Еще более любопытно, что реальные переговоры о продаже вел лично …президент Штыров. Правда, после встречи с ним Дерипаска заявил, что с этим человеком невозможно вести нормальный бизнес и отказался от приобретения.

 

Штыров, как утверждают участники тех переговоров, торговался рьяно и крайне неуступчиво. Будто продавал собственную компанию. Такова была степень вовлеченности чиновника в коммерческие дела. Потом он пытался уговорить «Газпром» купить непроданный актив. Уж не говорят ли эти факты о том, что одним из закулисных владельцев «Якутгазпрома» является и сам Штыров?

 

В итоге аферы Штырова и Магомедовых государственная компания «Алроса» осталась без акций «Якутгазпрома», но с приобретенными за 17 миллионов долларов бумагами «Саханефтегаза», не имеющего никаких реальных активов, зато перегруженного громадным долгом в размере 4,5 миллиардов рублей. И это не считая тех денег, что попусту были потрачены на покупку четырех компаний, так и не выкупивших акции допэмиссии газовиков.

 

Кстати, недавно «Алроса» вынуждена была продать за 600 миллионов долларов еще один схожий актив, приобретенный в том же 2006-м в рамках той же диверсификации бизнеса. Такова цена одного решения. А с учетом последствий кризиса, удар по алмазной компании оказался весьма серьезным.

 

Чудны дела твои, правосудие!

 

У этой истории, как и у коррупции вообще, много разных сторон. И каждая удивительна по-своему. О каждой страничке многотомного собрания сочинений российских коррупционеров можно писать увлекательные детективы и снимать кино. Чего стоит, к примеру, такой сюжет.

 

В августе 2007 года компания «Роснефть» приобрела право требования к «Саханефтегазу». Общая сумма составила 2,8 миллиарда рублей. В тот же месяц акционеры «СахаНГ» во главе все с тем же Штыровым провели закрытое совещание с целью увести активы от кредиторов. Руководителю А.Н. Максимову был предложен специальный план. Через некоторое время Максимов, разобравшись в ситуации, обратился с письмом к Штырову, в котором сообщал о готовящемся преступлении. В течении двух недель он был уволен со своего поста. Следом начался насильственный отъем бизнеса у Максимова братьями Магомедовыми при помощи Штырова и МВД.

 

А 08.08.08 года было возбуждено уголовное дело по ст.201. Правда, не с первой попытки. И поскольку руководители Следственного управления МВД республики в возбуждении дела отказывали, пришлось прибегнуть к нажиму сверху. В Якутск прибыл прокурор Управления по надзору за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры России Д.А. Исаков. Как следует из его последующих действий, приехал он в столицу алмазного края с конкретным заданием — любой ценой добиться-таки возбуждения этого уголовного дела независимо от наличия или отсутствия события преступления. Исаков целенаправленно изучил все отказные материалы в отношении бывшего руководства ОАО «Саханефтегаз». По ним, повторюсь, неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовных дел работниками УБЭП, УБОП МВД республики. Сановный прокурор материалы изучил и тоже понял, что состава преступления в них не усматривается. Исаков не инициировал возбуждение уголовного дела сам, как этого требует закон, если бы на самом деле таковые признаки имелись. Он, в нарушение закона, стал оказывать давление на сотрудников МВД РС(Я), принуждая их отменить законное решение и заставляя все-таки возбудить уголовное дело.

 

И.о. заместителя министра — начальник Следственного управления МВД РС(Я) Е.С. Колодезников 07.08.2008 года категорически отказался от исполнения незаконных требований командированного работника Генпрокуратуры России. Тогда по требованию Исакова министром внутренних дел республики Я.Г. Стаховым Колодезников был отстранен от занимаемой должности и исполняющим его обязанности был назначен заместитель министра по кадрам Н.И. Котрус. Всего … на один день (!?) и только для возбуждения незаконного уголовного дела.

 

Еще через несколько дней для расследования непослушного дела в Якутск из Нерюнгри был прикомандирован старший следователь СУ МВД РС(Я) по особо важным делам подполковник юстиции М.Е. Карелин. Чудны дела твои, правосудие! Понимая, что по этим делам ничего путного для заказчиков добиться не удастся, старший следователь Карелин возбуждает еще одно уголовное дело № 10045. По факту обычной хозяйственной сделки, а именно по факту продажи обществом «Саханефтегаз» дебиторской задолженности ООО «Якол» в 2007 году. Основания для этого, мягко скажем, надуманные.

 

По мнению Карелина наличествуют признаки преступления, предусмотренные ч.2 ст.201 УК РФ. Надо вам знать, что данная статья введена впервые Уголовным кодексом в 1997 году и считается практически не работающей. Как говорят практикующие юристы, эта статья часто используется при возбуждении так называемых «заказных» уголовных дел. Из массы дел, возбужденных по ст.201 УК РФ, доходят до суда по всей России только единицы, которые часто заканчиваются вынесением оправдательных приговоров.

 

Но следователь полон решимости доказать недоказуемое. И вот в рамках расследования 12 декабря 2008 года он другое уголовное дело № 12962 в отношении бывшего и.о. президента ОАО «Саханефтегаз» И.А. Чикачева и ген.директора ООО «Ленанефтегазстрой» И.И. Пахомова по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ (хищение путем мошенничества в особо крупном размере) присоединяет к уголовному делу №10045 с присвоением общего номера — №10045.

 

По версии следствия, якобы Чикачевым и Пахомовым похищены денежные средства, а именно 198,3 млн. рублей, предназначенные для строительства нефтепровода «Талакан-Витим». Опять же сошлемся на судебную практику. Хищения путем мошенничества по делам о строительных подрядах могут иметь место только в том случае, если подрядчик, завладев денежными средствами путем обмана, фактически не осуществляет строительство объекта (например, скрывается с полученными деньгами). В данном же случае, предприятие-подрядчик («Ленанефтегазстрой») полностью закончил строительство нефтепровода, строительство которого поручено ему согласно договору предприятием-заказчиком («Саханефтегазом»). Об этом свидетельствуют акты приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат, подписанные обеими сторонами.

 

Но следствие, понимая абсурдность предъявленного обвинения и пытаясь придать видимость логичности своим действиям, утверждает, что указанная сумма похищена, так как в конечном счете поступила в распоряжение ЗАО НК «Якол» (а не подрядчика), которому в свою очередь перечислена эта сумма «Ленанефтегазстроем». Сошлемся на п.14 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 года. Согласно этому документу, не утратившему силу, мошенничество считается оконченным, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность пользоваться или распоряжаться им по своему усмотрению. То есть, в какой-то мере можно было бы говорить о хищении в том случае, если бы эти денежные средства были переданы «Яколу» безвозмездно. Но 98,3 млн.рублей получены по договору займа. ЗАО НК «Якол» обязано их возвратить по окончанию срока договора с выплатой процентов, предусмотренных договором. То есть имеет место обычная гражданско-правовая сделка, которые в бесчисленном множестве заключают все коммерческие организации.

 

Согласно Гражданскому кодексу России «предпринимательство — это деятельность на свой страх и риск с целью излечения прибыли». В данном случае, если обществом «Ленанефтегазстрой» получена энная сумма за произведенную работу это не означает, что оно должно хранить их на своем лицевом счете, как в кубышке, как это зачастую делают физические лица. Любые денежные средства приносят прибыль, если они находятся в обороте.

 

О незаконности действий следственных органов республиканского МВД свидетельствуют и действия прокуратуры. 22.01.2008 года при судебном рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в отношении Пахомова, прокуратурой Якутска дано заключение об отсутствии оснований для его ареста. Аналогично произведен арест Чикачева. Опять же вопреки заключению прокуратуры Якутска. При первом рассмотрении 24.01.09 судья горсуда согласился с доводами прокурора и отказал в вынесении судебного решения об аресте.

 

Снова пришлось подключаться самому Штырову. Ничего-то не могут сделать самостоятельно его исполнители. Пахомов и Чикачев были взяты под стражу после вмешательства Председателя Верховного суда Якутии.

 

Квартира для следователя

 

Через 14 дней коллегия ВС РС(Я) выпустила Чикачева из под стражи. А Пахомов провел в СИЗО 11 месяцев, где в апреле был сильно избит. Сломаны челюсть и рука. За 11 месяцев нахождения в застенках СИЗО, следователем Карелиным не было проведено ни одного следсвтенного мероприятия! На Чикачева было совершено предупредительное покушение — неизвестный выстрелил по лобовому окну автомобиля, когда он садился в машину. На обращения в правоохранительные органы получены отписки

 

А заслужившему доверие высочайшей власти следователю Карелину в марте по ходатайству республиканского министра МВД была вне очереди отписана из бюджета 4-комнатная квартира. Не обошлось, как вы понимаете, без личного вмешательства Штырова. Но после того, как дело получило нежелательную огласку в СМИ, выделение квартиры приостановили.

 

4 июня 2009 года судебными приставами возбуждено уголовное дело №6646 по ст.312 за продажу 7% акций «Якутгазпрома», находящихся под арестом по требованию «Роснефти» и принадлежащих «Саханефтегазу». Покупатели все те же — структуры З. Магомедова. С момента возбуждения дела следователь Карелин беспрестанно интересуется у фигурантов об остальных 15% акций «Якутгазпрома», переданных Максимовым в доверительное управление. Карелин в открытую через адвоката передает Пахомову, что если тот даст показания на Максимова, то в тот же день будет выпущен из камеры СИЗО. В московской квартире, в рабочем кабинете в Якутске и на даче народного депутата Госсобрания республики Максимова по постановлению следователя Карелина и по решению Якутского городского суда были произведены обыски, что является явным превышением полномочий, т.к. для этого существует особый порядок обысков и это прерогатива СК при прокуратуре или ВС РС(Я).

 

Сейчас очевидно, что следствие по делу зашло в тупик. Оно передано на изучение следователю по особо важным делам полковнику юстиции Д.В. Дергилеву-Меркибаеву.

 

Удивительные истории рано или поздно заканчиваются не в пользу мошенников разного рода и племени. Так, всесильному Штырову еще в ноябре прошлого года было объявлено о предстоящем досрочном уходе с поста президента республики.

 

И последнее. Вышеизложенное — не заказной «наезд» на «героев» рассказанной истории, не вымысел купленных журналистов. Редакция располагает копиями всех документов, на которые ссылается автор. Увы, повествование — лишь беспристрастная хроника событий нашего времени, отмеченного невиданным ростом коррупции во всех эшелонах российской власти.

 

Виктор Прилуков,

The Moscow Post,

12.03.10

«Компромат.ру», 12.03.10.