«Восток - дело тонкое!» - сказал известный герой знаменитого кинофильма. Он имел в виду, что нам, европейцам, порой сложно понять логику мышления и поведения традиционного восточного человека. Менталитеты у нас разные. Это еще раз продемонстрировал недавно новый премьер-министр Японии Юкио Хатояма.

 

7 февраля в Японии отмечался так называемый день «северных территорий» - островов Южной Курильской гряды, на которые претендует Япония. Дата эта выбрана не случайно. Именно 7 февраля 1855 года между Россией и Японией был подписан Симодский договор, согласно которому граница между двумя странами проходила между островами Уруп и Итуруп. Это и позволяет японцам заявлять об «исконной принадлежности» Японии островов Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан. По случаю очередной годовщины этой «знаменательной» даты Юкио Хатояма выступил с обращением к японскому народу и заявил буквально следующее: «Нас не устраивает вариант, когда бы нам вернули только два острова и после этого подписали мирный договор. Отправной точкой решения этой проблемы должно стать определение принадлежности всех четырех островов».

 

Иными словами, Хатояма открыто намекнул, что Японии не нравится советско-японская декларация 1956 года, подписанная отцом нынешнего премьера и ратифицированная японским парламентом. Напомним еще раз историю подписания этой декларации. Следуя решениям Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций, Советский Союз в августе 1945 года вступил в войну с Японией. В качестве компенсации за свое участие, с согласия союзников (Великобритании и США) СССР возвращал себе Южный Сахалин и все Курильские острова. Суверенитет Японии ограничивался островами Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также теми островами, на которые укажут союзники. Это и было зафиксировано в акте о капитуляции, который Япония безоговорочно подписала.

 

Более того, в пункте 6 акта о капитуляции было сказано, что «настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации».

 

То есть уже со 2 сентября 1945 г. японские власти точно знали, что никаких Курильских островов, ни Северных, ни Южных, у них больше не будет. Это подтверждают и документы. В императорских рескриптах № 651 и № 652 от 22 ноября 1945 г. о создании управления по оказанию помощи репатриантам с Южного Сахалина и Курильских островов, включая Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, эти острова исключались из состава территории Японии. В марте 1949 г. МИД Японии издал официальный сборник документов, в который была включена карта-схема районов, находящихся под административным контролем японского правительства. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи показаны на ней, как находящиеся за пределами административных границ Японии.

 

Согласно Сан-Францисскому договору 1951 года Япония отказывалась от всех прав на Курильские острова, приняла обязательство не выдвигать в последующем на них претензий и в соответствии с принципом международного права «договоры должны соблюдаться» должна выполнять это обязательство.

 

Более того, в этом документе говорилось, что «Япония признает полную силу всех договоров, заключенных Союзными Державами в настоящее время и в будущем для прекращения войны, начатой 1 сентября 1939 г., а также любые другие соглашения Союзных Держав, заключенные для восстановления мира или в связи с восстановлением мира». Позиция Японии изменилась позднее, после подписания договора безопасности с США. Именно после этого Япония, в нарушение своих международных обязательств, встала на путь пересмотра условий Сан-Францисского договора.

 

Тем не менее, 19 октября 1956 г. представители СССР и Японии подписали Совместную декларацию о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических и консульских отношений. СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, согласился на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан, если фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора. Советский Союз исходил из того, что иностранные военные базы на территории Японии будут ликвидированы и страна перейдет к политике нейтралитета. При этом СССР категорически отказался включить в будущий договор даже упоминание об островах Итуруп и Кунашир. Речь шла не о «возвращении», а о «передаче», то есть о готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создавало прецедента ревизии итогов войны. В ноябре 1956 г. японский парламент ратифицировал Декларацию. В начале 1960-х годов СССР приостановил действие Декларации, поскольку Япония все же заключила договор о военном сотрудничестве с США, по которому закреплено бессрочное пребывание американских вооруженных сил на японской территории, что, по мнению Советского Союза, никак не соответствовало характеру дружбы и добрососедства.

 

Нынешнее японское правительство весьма своеобразно трактует Декларацию 1956 года. По их мнению, вопрос о Шикотане и Хабомаи практически решен, а при подписании мирного договора осталось только решить вопрос о Кунашире и Итурупе, хотя из контекста Декларации ясно, что эти острова не передадут Японии ни при каких обстоятельствах. Видимо, все дело в особенностях восточной ментальности и японского восприятия тех или иных событий. В последнее время происходит просто обострение этого «особого японского взгляда». В первую очередь взгляда на итоги Второй мировой войны. Фальсификация исторических фактов и событий периода этой войны возводится в ранг государственной политики. Общие итоги войны теперь трактуются как «несправедливые». Япония, мол, никакой не «агрессор», а «жертва обстоятельств».

 

Как уже было сказано выше, Советский Союз присоединил к себе Курильские острова по решениям Ялтинской и Потсдамской конференций. Но, как заявляет японская сторона, решения этих конференций являются декларациями о намерениях и не имеют юридической силы. Но юридической силой обладает другой документ - акт о капитуляции, составленный на основе ялтинских и потсдамских соглашений. Что написано пером, не вырубишь топором. Подписав акт о безоговорочной капитуляции, Япония уже ни на что не имела право и полностью отдавала себя во власть победителей.

 

Но на что же рассчитывает Япония, каковы их доводы? В первую очередь она ссылается на так называемую «атлантическую хартию», подписанную США и Великобританией в 1942 году, где говорилось, что союзники не ставят перед собой цель отобрать исконные японские территории, а только те территории, которые она захватила силой. Курилы отошли Японии по мирным соглашениям с Россией. По Петербургскому трактату 1875 года в обмен на весь Сахалин Россия отдавала Японии все Курильские острова. Но тогда становится непонятно и нелогично, почему Япония требует вернуть только четыре острова, а не ставит вопрос обо всех Курильских островах, которые она силой не захватывала? Да потому, что юридически она от них отказалась по Сан-Францисскому договору 1951 года. В то время японцы прекрасно понимали, что Курилы отбираются у них не потому, что они захвачены силой, а в качестве наказания за развязывание войны. Аналогичным образом у Японии были отобраны острова Рюкю во главе с островом Окинава. То, что эти острова были возвращены, явилось следствием доброй воли американцев. Они имели полное право их и не отдавать. Поэтому ссылки на «атлантическую хартию» являются несостоятельными.

 

Единственным последним юридически законным документом является советско-японская Декларация 1956 года. Если японская сторона хочет от нее отказаться, то Россия вправе отказаться и от «атлантической хартии», и от ялтинских соглашений и потребовать большей компенсации в виде того же Хоккайдо. И к чему это приведет? Японскому руководству раз и навсегда следует понять, что итоги Второй мировой войны не подлежать пересмотру и острова им не вернут. Как говорится, что с возу упало, то пропало. Дальнейшее их упрямство только усугубит ситуацию. Лучшим вариантом для Японии было бы вернуться к Декларации 1956 года. Так есть шанс получить хотя бы Шикотан и Хабомаи. В противном случае не получат ничего. Россия 50 лет жила без мирного договора с Японией и может жить без него и дальше.

 

В. Тимошенко,

заведующий кафедрой всеобщей истории ДВГГУ, кандидат исторических наук.

Фото В. Маркина.

Тихоокеанская звезда, № 42

См. также: Про Курилы и уши от «мертвого осла».