Ольга Васильева, собственный корреспондент Фонда Защиты Гласности в Дальневосточном федеральном округе:
— С большой буквы пишутся слова «губернатор» и «правительство» в пресс-релизах управления информационной политики Сахалинской области. Это новшество с начала этого года ввел заместитель губернатора, руководитель аппарата губернатора Георгий Иванов. Причем, безграмотность свою чиновники не только не хотят признавать, но активно ее насаждают. Руководитель аппарата даже собрал редакторов и настойчиво порекомендовал изменить правописание.
Кто-то из журналистов просто смеется над очередным приступом лизоблюдства, кто-то ссылается на «Российскую газету» - там «президент» и «правительство» пишутся с прописной буквы только в правительственных документах, в обычных же текстах – как и положено – со строчной. Но принципиальничают не все - нововведение все-таки просачивается…
Журналисты уже задавали в печати губернатору Александру Хорошавину вопросы, касающиеся личной скромности. Почему, например, появление первого лица области в публичных местах сопровождается излишней помпезностью? Губернатора с сиреной везут на работу. С пафосом объявляют о его присутствии на мероприятиях… Такие моменты не добавляют уважения к главной персоне области, а раздражают. Сахалинцы еще помнят, как его предшественники часто ходили по городу пешком, без охраны, люди здоровались с ними, вступали в разговор. Может, все-таки надо попридержать ретивых подчиненных в проявлении чинопочитания? Он отвечал, что на лесть не обращает внимания, а что касается «мигалки» и сирены, он просто не может себе позволить стоять в пробке – слишком драгоценно его время.
Неумное чинопочитание – лишь штришки в общей грустной картине, складывающейся между СМИ и исполнительной властью. Цензура не просто есть – она именно свирепствует. У СМИ, где учредитель - администрация области, просматриваются все материалы до их выхода в свет и эфир. А если издание занесено в список оппозиционных, его просто исключают из рассылки, не приглашают на мероприятия. Такая ситуация долгое время была с «Аргументами недели», а теперь - с непокорным «Сахкомом», на форуме которого (островок свободы!) народ смеет высказывать все, что думает о власти. Рассказывают, что при посещении области одним высоким гостем со сверстанных полос «Губернских ведомостей» убрали даже хронику происшествий УВД – дабы не портила благостной картины.
Стараниями Георгия Иванова и подвластного ему управления по информационной политике исключена любая возможность несанкционированного общения чиновников с пишущей братией. Теперь на совещания, заседания правительства по важным вопросам, таким, например, как итоги социально-экономического развития области, журналистов не пускают – они сидят в холле и смотрят ход заседания с экрана. Естественно, видят только то, что им показывают, а уж о том, чтобы оперативно взять комментарий, как это было совсем недавно – не может быть и речи. Пиши запрос министерству, оно согласует его с управлением информационной политики, которое подскажет, на какие вопросы отвечать, а какие не заметить.
Доходит до смешного. Недавно в правительстве Сахалинской области прошел брифинг министра строительства Елены Ивашовой. Перед началом чиновник управления информационной политики еще раз объяснил журналистам, что формат брифинга не предусматривает вопросов. Госпожа министр вышла, зачитала по бумажке текст, точную копию которого раздали всем присутствующим. Журналисты недоумевали: зачем их вообще собрали? Если нет желания отвечать на вопросы, почему тогда этот пресс-релиз не прислали по электронной почте? Почему власть так не ценит их, журналистов, время? А тема, между тем, была очень злободневная и активно обсуждалась в народе – она касалась возведения ледового дворца в Южно-Сахалинске. Назрело и противостояние областного министерства строительства с антимонопольной службой по этому поводу. Сахалинское УФАС усмотрело сразу несколько нарушений в процедуре проведения конкурса на выполнение строительных работ, а, возможно, и сговора должностных лиц Сахалинского правительства и застройщика.
Очень сильно боятся чиновники брякнуть что-нибудь не то, испортить благостную картину сахалинской жизни в глазах Кремля, картину, выписанную их стараниями с удобной им статистикой. В ней - рост зарплат, пенсий – без «привязки» к высоким ценам, тарифам, транспортным расходам. Складывается впечатление, что губернатору важнее, как он выглядит в глазах Москвы, чем своего населения.