Последние публикации стали причиной отказа в проведении концерта в Улан-Удэ. Оно и к лучшему. Сработало как лакмусовая бумага на выявление человека несерьёзного - провалил бы всю организацию.
 
Что мне писать - моё дело. Если я для вас злой и неприятный человек, ваше право удалиться из подписчиков.
 
Конечно, вместо того чтобы катать портянки о всякой дряни, мне бы не мешало взяться за создание прекрасного - писать музыку для флейты. Вечно откладывается самое важное. Но, к сожалению, подтверждения от других музыкантов стали пополняться, и я намерен исчерпать намеченную тему. Мы подошли только к середине. Очень жаль, но я не могу говорить об этом мягче, чем у меня выходит.
 
На днях мне написал один прекрасный пианист из Владивостока, мой знакомый. Он столкнулся с теми же проблемами. Непривычно оставаться не у дел из-за того, что худсовет не утвердил концерт Шопена или Рахманинова, который сто лет в живую не играли. И даже если ты полностью в формате государственных культурных учреждений, приоритетными для них могут оказаться вещи, не связанные с искусством.
 
Можно ещё как-то понять, что для выживания огромного Дома Культуры приходится регулярно делать постановки разной привозной дряни из Москвы. Но как понять, что на всё остальное не остаётся ни времени, ни ресурсов, ни желания? Неужели у работников учреждения культуры больше нет никаких потребностей от своего дела, кроме зарплаты?
 
Если у вас есть какой-нибудь малый зал, проявили бы там всю свою инициативу, если большой зал постоянно занят концертами больших гастролёров. Но всё глухо с инициативами, и создаётся ощущение, что в регионе нет талантов, а люди вынуждены ходить слушать и смотреть то, что им подают и сливают из самой столицы, либо что-нибудь размахом поменьше форматное и рамочное местного пошива.
 
Один мой знакомый ушёл из ДК, в котором много лет проработал - было ему несносно от культурного маразма, который постоянно возят москвичи (до такого доходит во многих глубинках). Питаясь одними отбросами, только свинья не свихнётся. Вскоре он оборудовал арт-пространство из подручного хлама и сделал это место приютом для творческих единиц, которым не нашлось иного места.
 
Местные и региональные таланты, особенно неформатные, должны себя проявлять где-то.
 
В этом маленьком депрессивном городке это единственное арт-пространство. Большой ДК там тоже единственный. Куда люди в основном ходят? В ДК, разумеется, на низкопробные мелодрамы с бездарными актёрами, новомодных певцов и певичек. Плюются, правда, потом. Но в следующий раз опять потащатся туда.
 
Питаться из одного корыта входит в привычку. Расширить свои вкусы, сходить в арт-пространство просто ради любопытства, видимо, мешает подспудный страх перемен. А вдруг окажется, что я всю жизнь неправильно жил(ла)? Вдруг здесь настоящая пища для души, а там отбросы в лохани, поданные под соусом маркетинга?
 
Это подсознательный страх того рода, который постоянно отодвигает планы даже просто отправиться в путешествие. Довлеет желание комфорта, как физического, так и ментального. Человек свыкается с убеждениями, сформированными потребительской, а то и скотской жизнью. Наверное, так всегда и должно быть. Это нормально. Зачем что-то менять?
 
Узнать под старость лет, что тебя держат за осла и за свинью - выше сил среднего человека. Лучше пусть всё остаётся, как есть. Может, это действительно хорошие спектакли, нормальные певцы. Нам же говорят так. Наверное, так и есть. Какая же я свинья? И попробуй разубедить обывателей, что все эти постановки сущий ширпотреб, не идут в сравнение даже с культурой совдепа. Но они же покупали дорогие билеты - разве это может быть культурным лохотроном?
 
Таксист врубает дрянь и сам же говорит, что это дрянь. А если спросить его:
 
- Ну и зачем тогда включать это?
- Да мне надо, чтобы что-то шумело!
 
Несмотря на то, что таланты в этой глухомани действительно водятся, отсутствие спроса на подлинное авторское искусство ставит их в почти безвыходное положение. Приходится заниматься чем угодно, но только не творчеством. На самое ключевое едва остаётся сил и времени.
 
Возвращаясь опять к нашему пианисту, лауреату всевозможных конкурсов, который с юных лет переиграл чуть ли не со всеми приезжими дирижёрами, про которого снимали репортажи на ТВ и с детства пророчили большое будущее - какие ещё могут быть у него проблемы? Знай себе, играй Чайковского и Баха. Мировая классика. Не каждый может.
 
Но впервые он мне, охламону, пишет. Мне приходится ему давать свои охламонские советы. Оказывается, серьёзный пианист не нужен филармонии, концерты отменяют, худсовет не утвердил, и больше никому ничего не надо. Человек выступает для бабушек с внуками - из пушки по воробьям.
 
Создаётся впечатление, что людям не нужен ни Бах, ни Глинка, а только вот эти именитые раскрученные имена, на кого билеты проще продать. И желательно чтобы молодые артисты, которых активно проталкивают. И неважно, что масса типичных, середнячков, а то и просто бездарей с пижонскими псевдонимами. Главное - больше новинок, звучных фамилий. Но перевалил возрастом за 30, за 40 - интерес падает. Не зовут ни в большой зал, ни в малый, ни в какой, ни с музыкалками толком не договориться.
 
Бах остаётся Бахом. Кто-то лучше его сыграет, кто-то хуже. Большинство даже не разберётся, кто лучше играет Баха. Потому что не только надо слушать, но и понимать Баха. Так вот все эти приказчики из филармонии по всей видимости понимают Баха на уровне своих билетёрш.
 
В те времена, когда консерваторский пианист играет на московском вокзале, а в это время во Дворцах Культуры идут тошнотворные постановки, людям искусства приходится искать обходные пути. Массовое бескультурие стало стихийным бедствием. Чтобы возродить интерес к Баху, теперь будет мало умереть за Баха. Людей надо просвещать, вести с ними диалог об искусстве. Слушателями подобных лекций об искусстве сделать не только всех желающих (если таковых наберётся), но в обязательном порядке сажать за парты культурных работников.
 
Ввести бы в учебных заведениях нечто подобное клятве Гиппократа, в которой прописать, что, овладев музыкальным искусством, обязуюсь своей работой содействовать возвышению человеческой души. Давать клятву выпускниками в торжественной обстановке в специальном зале для церемоний перед ликами великих композиторов.
 
Едва ли не вся современная музыка создаётся без таких обетов и клятв - как зачесалось, без оглядки на какие-либо принципы. А голодным до высокого искусства людям сегодня на концертах нужно нечто большее, чем просто музыка, поскольку саму музыку они послушают в интернете. И так всем наелись. Пустые слова, пустые звуки, пустые песни. Пусто. Нужно нечто большее. Насыщение чем-то таким, что рассеет грызущее ощущение бессмысленности и высветит вечное, сущее, сделает это осязаемым, что можно потом унести с собой. Ничего этого нет. Пришли с надеждой, ушли с сомнением. Что получили, будто не совсем то - хотели что-то большее.
 
Если программа рассчитана на час классической музыки, то можно смело её растягивать на два часа за счёт диалогов об искусстве. В этих диалогах нужно устанавливать связь между великим, вошедшем в историю, и сегодняшним насущным. Сегодня полные залы без всякой дополнительной рекламы и методов маркетинга собирают те, кто может решать злободневные проблемы людей.
 
Сможет ли Бах решить мои семейные и финансовые проблемы? Сперва надо решать проблемы духовные, а потом все остальные - это и попробуй объяснить им. Тяжелее всего это объяснять культработникам, потому что они сами привыкли всех учить.
 
Спрашивается, что понимают они в целях искусства? Должно ли оно нести опыт жизни, мудрость, понимание высших ценностей и цели существования? Как они сами это представляют? Почему приоритет юнцам на сцене - что эти могут передать населению, кроме очередного шоу, демонстрации мастерства исполнения (в лучшем случае) и смазливую внешность? Если мне скажут, что виртуозность признак высоты, я отвечу, что нет. Высота - то, что невидимо, и догоняется ясным умом только.
 
Владивосток - сложный город в вопросах культуры. Я давно перестал там проводить концерты. Не знаю, чем это объяснить, но все мои попытки достучаться до местного творческого сообщества практически не находили отклика. Последняя такая попытка была связана с поиском художников для работы над фильмом "Как хорошо на свете жить". Писал самым разным творческим людям, ходил в местный Колледж Искусств - бес толку. К слову, в Хабаровске Колледж Искусств и одна художественная школа шли мне навстречу, организовывали встречи с учащимися, где я проводил показ первой серии фильма и ставил задачи для дальнейшей работы. Биробиджан - целый ВУЗ откликнулся, хотя я туда даже не ходил. В других местах откликнулись самые разные люди: в столице, за рубежом, из деревень. Владивосток - как об стенку.
 
Поэтому я не удивляюсь, что никто из Академии Искусств не пришёл на концерт поддержать коллегу по искусству, хотя у них висела большая афиша. Сам артист рассылал приглашения - обещали прийти, и не пришёл ни один!
 
Владивосток утрировано демонстрирует повсеместную беду всего общества. Если бы у этих учащихся было то, чего сейчас у них нет, то не понадобятся большие афиши. Где-нибудь на информационном стенде можно повесить объявление: "В субботу Бах и Рахманинов во столько-то в таком-то зале." Имя пианиста можно в скобках написать. Придут, как правоверные мусульмане в мечеть на службу без уговоров, потому что Бах это святое!
 
Но в наше похабное время всё не так. Они там себя лучше пианиста считают что ли? Или лучше Баха? Или им это не надо вовсе? Академистам Бах не нужен - вот приехали!
 
В общем, Бах безнадёжно устарел. Музыкальный классик сегодня не вывезет конкуренции с попсой и матерными певцами, особенно в большом портовом городе на Дальнем Востоке.
 
Если им не нужен Бах, то зачем они идут учиться искусству? Или от культуры одно название осталось, и там их учат совсем другому? То ли делают из них элементов оркестра, которым всё равно что играть. Ещё одни винтики системы. Механические исполнители: какие ноты перед глазами положили - то и будут они воспроизводить. И больше ни на что они не способны, и ничего им не надо. Об этом ещё будет разговор. Но если вкратце, то там нет подобающего отношения на мой взгляд. Учить теорию, гаммы гонять, этюды разучивать - скукота и рутина сплошная. Их уже задолбал Бах, ещё идти его слушать - помилуйте!
 
Видимо, не получается устанавливать нужную связь. Учителя вкладывают в своих студентов одно, но времена так быстро меняются, что эти студенты смотрят на сторону и видят себя в совсем других направлениях музыки. Налицо конфликт поколений, но у меня есть основания считать, что всё гораздо хуже.
Всё бы это не было проблемой, так как истинные ценности с временами не меняются. Если бы вкладывали именно неизменное и вечное первым делом, далее учили основным музыкальным навыкам, а далее играйте, чего хотите, ибо со вкусами не поспоришь - проблем было бы меньше. Глядишь, и к Баху потянутся.
На сегодня мы имеем то, что как у людей искусства, так и у простых людей в целом нет насущной потребности приобщения к высокому. Нет постоянной нужды ходить на орган, как, допустим, в храм сходить раз в неделю на службу. Проведение досуга - гонять шары в боулинг.
 
Пиетет, уважение отсутствуют к признанным мировым вещам. Нет затаённого дыхания. Ушла энергетика из того, что призвано нести духовную составляющую.
Если бы у людей была потребность восстанавливать в себе то, что постоянно выхолащивается, то не надо было бы специально зазывать в залы филармонии - они бы ломились от прихожан все дни недели, где все бы слушали замерев. Приобщение к высокому - не просто так, к сведению. Это как молитву читать - должно становиться естеством в конечном итоге.
 
Концепция "я лучше тебя", прочно сидящая в головах россиян - механизм,  рождающий гениев, но в то же время большая беда нашей страны. Настоящих гениев всё равно не признают опять же из-за этой эгоистичной концепции. Потому что гении едва ли не поголовно все - большинство мнимые. Отсюда и разобщённость.
 
Даже если вы прекрасный музыкант, не удивляйтесь тому, что ваши друзья не ходят на ваши концерты. Ведь они тоже хотят быть гениями. С чего это они должны вам поклоняться?
 
Но что я могу про тебя сказать, мой дорогой меломан, который на концерты не ходит? Хороший ты человек. Но ты не лучше его. Смирись с этим. А на Баха сходил бы для своей же пользы. Иначе рискуешь пополнить стабильно растущую российскую статистику психических расстройств.