Концепция "я лучше тебя" регулярно встречается в межрелигиозной среде. Пожалуй, это самый иллюстративный пример, где совершенно нет ни уважения, ни мудрости. Мне кажется, два человека разной национальности будут терпимее друг к другу, чем два человека разного вероисповедания. Иной облик, иной цвет кожи легче принять, чем иные суждения, иной образ мысли.
 
Что касается музыки, то противостояние между музыкальными направлениями (допустим, попса и рок) превращается в подобие религиозных войн. Сейчас стало наблюдаться огромное множество всевозможных взаимопроникновений между стилями, но до сих пор ещё встречаются ортодоксы, для которых важна именно чистота одного направления, как нечто абсолютно непогрешимое, что является чуть ли не единственным критерием оценки чьего-либо творчества.
 
Такое часто можно наблюдать в среде бардовской песни. На фестивалях бардов регулярно проводятся конкурсы, где вечно кого-то судят. Судьи кто? Те самые ортодоксы. Я перестал посещать эти фестивали, потому что порядком устал от их критериев оценки. Не говоря уже о том, что всё современное бардовское направление никак не трогает мою душу. Всё там закончится раздачей памятных дипломов, сувениров и пьянкой в конечном итоге.
 
Смешные заявления можно услышать и от самих бардов - допустим, в адрес всё тех же рок-музыкантов: "Барды несут в этот мир свет, дружбу и любовь, а рок - одну деструктивность." Наивное рафинированное суждение, типичное "я лучше тебя". Детальный разбор будет на протяжении всей статьи. Но нелепость очевидна: чем-то все эти барды лучше других по моральным показателям? Среди них столько пьяниц и алкашей беспутно живущих, а среди рок-музыкантов можно встретить сейчас немало людей абсолютно трезвых и даже вегетарианцев - уже это как минимум говорит о том, что дело вовсе не в музыкальном жанре. Нет такого особенного деления по человеческим качествам, которое бы разделяло бардовскую песню и рок-музыку на два лагеря - добро и зло.
 
Впрочем, и сами эти жанры поделить становится всё труднее, когда уже появилось направление "бард-рок".
 
Возможно, вы будете удивлены, но существует такой стиль - христианский блэк-метал. Кто искушён в тяжёлой музыке, у вас челюсть ещё не отпала? А всем музыкальным экспертам вопрос: хороший ли это стиль - христианский блэк-метал? Что он несёт - свет, добро или одну деструктивность? Сломайте ваши головы.
 
Блэк-метал - ещё один стиль, в котором обитают ортодоксы (трушники). Настоящий "трушный" блэк-метал должен звучать отвратительнейшим образом набором шумов, рычаний и криков, а темы песен должны сводиться к смерти и сатанизму. Такая протестная идеология, однажды зародившаяся в Скандинавии в противовес христианству. Сопровождалось это поджогами церквей.
 
Суровые норвежцы вкладывают в этот музыкальный стиль идеологию, движуху, без которой форменное следование, использование атрибутики будет обычным позерством. И тут христианский блэк-метал! Да их за это всех надо на берёзе повесить!
 
Самая одиозная группа блэк-метал сцены "Mayhem" (в истории которой один участник совершил самоубийство, другой был убит, третий сел в тюрьму за убийство второго) в поздние годы давно отошла от темы прямолинейного сатанизма и переключилась на темы мирового заговора, контроля сознания, психотронного оружия, глобальных катастроф. Нынешний вокалист группы, выполняющий роль автора текстов и продюсера, придерживается вегетарианства. В момент возвращения в группу он признавался, что был шокирован обилием свиных голов и мёртвых животных во время их выступлений на сцене и даже сомневался, стоит ли ему продолжать всем этим заниматься. Но мясо на сцене - только образ. Спустя какое-то время, одни атрибуты сменились другими: свиные головы убрали, участники нарядились в чёрные балахоны.
 
Сами по себе мрачные темы в творчестве ещё не являются фактором деструктивности. Миром правит Сатана, князь мира сего. Об этом прямо в священном Писании и говорится. Если прибавить к этому, что нас спасёт только Господь Иисус Христос - всё. Христианский блэк-метал готов.
 
Этот утрированный пример нам говорит о том, что не стоит торопиться со своими оценками, дабы не сесть в лужу. К сожалению, невежественно судят о разных стилях музыки многие люди, занимающие административные должности.
 
В этой публикации я разбираю негативные случаи и поминаю худое. Но, увы, практически нереально полностью избежать встреч с людьми, с которыми не складывается взаимопонимание. Важно вовремя определить, с кем приходится иметь дело, чтобы дальше не погружаться в ненужное общение. Это полезное умение быть разборчивым. С далёкими от вашей темы людьми у вас ничего путного не выйдет, даже если каким-то чудом вам удастся их убедить.
 
Встречаются ещё люди слишком эмоциональные. Сегодня он вам дифирамбы поёт, а завтра без повода вас грязью поливает. С таким вы тоже не сварите каши. Психов держите от себя подальше.
 
Граждане, вмещающие в себя все эти качества одновременно, тоже реально существуют - то есть недалёкие психопаты на административных должностях. В сегодняшней культуре самодуры попадаются часто - лучше вообще с этой "культурой" не связываться. Не один случай я описывал в книге "Галоп по нищим сёлам", но здесь хочу дополнить ещё ряд примеров.
 
В годы начала моих гастролей за пределами Хабаровска довелось мне иметь дело с человеком, чуть ли не адмиралом флота. Концерт он организовал неплохой, но там всё было просто - рота матросов, которых согнали в зрительный зал.
 
В те времена я хватался за каждую возможность. Нынче бы я от такой "возможности" отказался, так как для меня теперь имеет значение, с каким человеком я имею дело. Если я чувствую, что не смогу с ним подружиться, то и концерт делать не стоит.
 
За неделю до самого концерта я с ним встретился по наводке общей знакомой. Он был нарочито любезен, а своим подчинённым представлял меня высокими эпитетами - "великий артист" и тому подобное. Но общаясь с самими подчинёнными, он не выбирал слова. Не сказать, что он был груб, нет… Он пускал в свой обиход такой набор чрезвычайно пошлых солдафонских острот, которые не стеснялся употреблять в присутствии приглашённого человека. Нужно к этому привыкнуть, если бы не одно "но": всё-таки этот человек был здесь по культурной части. У меня это вызывало чувство неловкости.
 
Но меня чуть не вывел из себя его дальнейший разговор со мной. Я был открыт к диалогу, и он устроил мне разнос как своему подчинённому. Провалиться бы прямо на этом месте! Сдался мне проповедник в форме, ещё оправдываться перед ним! Он стал самодовольно расписывать, чего добился в мои годы, какое звание имел и должность, кем уже командовал... Мол, а ты кто? Я пытался что-то объяснять ему, но лучше было сидеть молча. Он понимать не желал.
 
Каждый делает своё дело. Один музыкой занимается, другой матросов на плацу строит. Разумеется, у меня нет регалий, погон, привилегий и прочего. Надо оно мне? Я тогда уже вступал на путь занятия чистым искусством со всеми вытекающими трудностями.
 
Но после наездов мой почти пожилой собеседник снова стал любезным. Он рассказал про своего сына, который тоже увлекается музыкой, слушает "Наутилус Помпилиус". Ему, как отцу, очень хочется понять увлечения и вкусы сына, внутренний мир вообще молодого поколения, поэтому он хочет с этой целью провести мой концерт.
 
Далее он подвёл к самому главному. Он посмотрел на меня так, словно я должен сейчас зарубить себе на носу. Он сказал мне, что сам является автором исполнителем, лауреатом фестивалей, и что у него записано три альбома. Сколько у меня альбомов, я не стал ему говорить, дабы пощадить самомнение седого чиновника. Надо было закруглять этот диалог - лучше смолчать.
 
Через неделю мы провели концерт. Он был любезен, дружелюбен, но за глаза потом делился с общей знакомой тем, что обо мне думает: "Заигрался в песенки. С головой не всё в порядке."
 
Конечно, я потом в интернете поискал записи этого автора, который назвался судьёй. Чего тут сказать… Можно было не любопытствовать, так как мне изначально было понятно, что он принадлежит ко всем этим до оскомины банальным бардам, которыми наполнены фестивали, чьи песни похожи одна на другую. Ни своей музыкой из нескольких типичных аккордов, ни своими текстами, воспевающими бытовуху и очевидности, они не делают вклада в развитие отечественной музыки. О вкладе в мировое искусство говорить уж точно не приходится. Только самомнением блещут все эти господа - отличительной чертой серости. Никто их не похвалит, поэтому они нахваливают себя сами.
 
Разумеется, такие не все, но раздутое эго характерно для тех, кто что-то умеет немного выше среднего уровня, у кого недавно начало что-то получаться. А если кто-то находится на среднем уровне и ниже и при этом из себя что-то мнит - этот либо недоросль, либо неизлечимо тупой.
 
Скромно себя ведут в основном любители и настоящие таланты, гении. Последние тише мыши сидят, потому что хорошо понимают, с чем имеют дело всю сознательную жизнь: творческая сфера - это вселенная, в которой твои результаты ничтожны, нужны только тебе самому и твоим последователям, поклонникам. Смешно думать, что ты чего-то достиг. Достигают вершин, но на этом пути вершины нет. Чем выше поднимается настоящий творческий искатель, тем шире и дальше начинает видеть. Всего объять нереально. Он не может одолеть свой собственный путь и никогда его не одолеет. Браться судить других при этом, значит считать, что достиг какого-то значимого уровня, в то время как абсолютно ясно, что сам мизерной доли не прошёл.
 
А если ты не в состоянии увидеть, что осуждаемый тобой человек идёт совсем другим путём, значит ты других направлений не видел. Значит ты не поднимался выше пары ступеней. Как далеко ты можешь обозреть со своих двух ступеней? Только эти две ступени. Ты лезешь рассуждать о ком-то со своими несколькими критериями оценки, демонстрируя только собственную ограниченность и убожество. А этот кто-то всю жизнь идёт своим собственным путём, и для него твои слова всего лишь характерный признак того, на каких ступенях ты сам стоишь и разглагольствуешь. С твоего обзора Земля плоская. Он только покачает головой и дальше пойдёт.