Спасать мир можно только призывом: "Спасайся, кто может!" И кто хочет. Сегодня нет дефицита информации о том, как уметь выживать с минимумом средств, как выходить из системы и как разорвать порочный круг. Не говоря уже про цели человеческой жизни, что были описаны ещё тысячи лет назад в священных трактатах и писаниях. Всё доступно. Только это всё нужно ничтожному проценту. В этом убеждаешься, когда начинаешь постоянно общаться с большим количеством людей. Хоть я не считаю себя проповедником, но проповедники говорят то же самое.
 
Для меня творчество является также поводом для общения. У людей настолько разные мнения, что одни и те же произведения могут вызывать реакцию от восторгов до неприятия. Комментарии бывают самые различные, бывают сходные, но никогда не бывает двух одинаковых. На фоне такой пестроты суждений совершенно нелепо смотрится чьё-то высказывание с претензией на экспертное мнение, когда некий человек упорно лезет со своей вкусовщиной, будучи твёрдо убеждённым, что только его совет имеет ценность, он лучше автора знает, как надо писать песни, хотя сам не написал ни одной. Кто-то другой тоже будет настойчиво убеждать в чём-то своём. Настырных глупцов хватает. Впрочем, обстоятельные и умные тоже встречаются, чьи комментарии всегда уважительны, конструктивны и не претендуют на истину в последней инстанции.
 
Хороший способ увидеть срез общества - выйти на стрит со своей музыкой. Известное дело, что играя в публичных местах, лучше всего исполнять всем известные вещи либо что-то такое, требующее не более двух секунд на беглую оценку, чтобы случайному человеку было сразу понятно, стоит ли слушать дальше. Тогда на вас обратят больше внимания. А чтобы вам накидали побольше денег в коробку, работайте на потребу широкой публике. Если вы играете на скрипке, то выбирая между Бетховеном и популярным матерным певцом российской сцены, видимо, второе будет более кассовым предпочтением. Во всяком случае это проще и в исполнительском плане, да ещё звучать будет оригинально - надо же, на скрипке слабал! И пусть несколько граждан поморщатся, проходя мимо, вас это не волнует - вы получите своё, когда несколько пьяных рядом станцуют и раскошелятся.
 
Я давно не стритую. В период освоения гитары пробовал со своим другом, и с тех пор завязал. В последние пару лет ещё раз пытался несколько раз выйти на улицу с гитарой, с аппаратом и завязал окончательно. Российским срезом общества наелся по уши.
 
Недавно меня водили по московскому зоопарку. В обезьяннике, наблюдая за гориллами и шимпанзе, меня посетила мысль: "Кого они мне все напоминают?"
 
- Как считаешь, почему они так себя ведут? - спрашиваю у своего компаньона.
 
- Это детское поведение. Человек до определённого возраста похож своим поведением на обезьяну. В другом случае, если человек умственно недоразвит, то он всегда будет на обезьяньем уровне.
 
Практически это верно. Человек от обезьяны принципиально отличается только наличием речевой функции. Обезьян даже успешно обучали языку жестов, которым общаются глухонемые. Тем самым удавалось наладить общий язык с обезьяной. Она поддаётся обучению и способна развиваться на уровне человека с умственной отсталостью.
 
А напоминает мне всё это даже не пациентов псих-интерната, а злачные заведения, куда приходят потусоваться вполне здоровые люди. С концертами в алкогольных заведениях тоже пора завязывать, потому что после дозы спиртного клиенты местного паба превращают это место в обезьянник. Рассказывают те, кому доводилось там работать, что после дозы водки безобразно себя ведут порой даже очень приличные люди - всякие директора, бизнесмены и прочие...
 
Не зная подходящих альтернатив в новых для меня городах, приходится порой соглашаться на такие варианты выступлений. Если потом остаётся обратная связь с приглашёнными зрителями, приходится слышать от них, что сильно мешала пьяная компания. Комментарий может прозвучать примерно такой: "Сейчас не времена "King Crimson". Они не способны воспринимать такую музыку. У них же мозг простой! Им надо мясо и потанцульки! И всё. Это их потолок."
 
На последних уличных выступлениях я старался собирать целевую аудиторию. Я предварительно звал друзей и знакомых в уговоренное место, потому что мне нужны люди, для которых пою. Петь для мимо проходящих - всё равно что в пустоту. Но опять выступление омрачали посторонние пьяные, как будто это не открытое место перед всем честным народом, а тот же кабак. И неважно, что это центр Москвы или центр Хабаровска - они как из-под земли вырастают, ведут себя невоспитанно и развязно, всё время требуют, чтобы специально для них сыграли - того же Цоя или "Отель Калифорния". Я ничего не имею против известных имён и хитов, но я всё-таки готовился играть свою музыку, не по заявкам чего угодно, и тут даже собрались люди, которые хотят послушать что-то новое. Почему бы вам не отойти в сторону? Но их некому пристыдить - демократия! Вы ещё перуанских индейцев попросите подудеть Цоя на пан-флейте или на барабане мурку настучать - попросят!
 
Кто считает, что кол-во зрителей на концерте определяет ценность артиста, могут ставить самую высокую оценку русской попсе и говорить, что это вершина искусства. Достойные музыканты, кого я знаю, чуждые тривиальщины и склонные к экспериментам, сегодня страдают от неспособности доносить своё творчество. И это доходит до той стадии, что создаваемые произведения становятся искусством в чистом виде, ни для кого в сущности, хотя всё это выкладывается в сеть, но практически нигде не исполняется, либо в очень узком кругу друзей.
 
Почти каждый музыкант мечтает выступать на какой-нибудь сцене, но в сложившемся домашнем положении ему приходится привыкать существовать подобно композитору для фильма или спектакля - всегда быть за кадром. В этом есть один воспитательный момент: автор сможет создавать свои произведения только из внутреннего побуждения, из потребности к самовыражению, но никак не из расчёта быть завтра на сцене. В противном случае автор будет испытывать давление спроса, идти на постоянные соглашения и компромиссы, чтобы оставаться востребованным, и от этого будет страдать чистота посыла. Хотя я не сторонники идеи творческого затворничества. Достойное должно быть услышано!
 
Настоящее творчество - способ постижения мира. Это похоже на то, как в школе мы пишем сочинение или изложение на заданную тему. Когда вы своими словами пытаетесь выразить какую-то мысль, вы тем самым учитесь формулировать свои мысли, и от этого лучше постигаете суть того, о чём хотите сказать. Занимаясь творчеством, вы погружаетесь в предмет своего исследования - истину.
 
Настоящее искусство погружает. Я всегда тяготел к тем произведениям, от которых испытывал состояние погружения. Их можно переслушивать сотни раз, и долго не надоедает - наоборот, всякий раз открываются новые смыслы и образы. Первый раз - только знакомство. Когда композиция переслушивается, фильм пересматривается, книга перечитывается - это делается с целью погружения, чтобы лучше понять заложенный замысел, обнаружить какие-то свои смыслы и ассоциации, а может даже найти ответы на вопросы. Значит там есть что искать и понимать. Значит каждое приобщение к этому произведению обогащает тебя.
 
Вся соль таких произведений не лежит на поверхности, а скрыта глубоко внутри. Известными они становятся главным образом за счёт авторитета тех, кто приложил руку к их созданию и распространению. Зацепить фишкой - вряд ли. Скорее всего, такое произведение останется вообще незамеченным, если не найдётся гида, способного открыть его для непосвящённых. Нужно обладать исключительным рентгеновским зрением, чтобы за толщей воды видеть жемчужины в глубине. Не так много в обществе проницательных людей, способных смотреть сквозь толщу "воды", суеты, видеть суть явлений, понимать истинные причины всего происходящего. Поэтому не так много почитателей жемчужин. Не все способны оценить.
 
Большинство людей видят только воду - что-то видимое, осязаемое, что не требуется догонять умом. Если это фильм, то экшн, где много происходит различных событий, и все они очевидны без пояснений. Если это музыка, то с постоянным ритмом на три или четыре четверти, типовыми структурами гармонии и мелодии, а весь текст по смыслу сведён к нескольким темам. Про классику мировой литературы уже не говорю - сегодня это стало высоким уровнем, это мало кто читает.
 
Если вы давно занимаетесь творчеством, и в какой-то момент вас перестали воспринимать, это ещё не значит, что вы исписались, ваш уровень упал, и вам пора прекращать этим заниматься. Если у вас есть основания считать, что вы достаточно развились, вы убеждены в этом, так как посвящали этому силы и время, но вас не воспринимают, то, видимо, ваше творчество вышло за пределы способностей широкой массы людей к его восприятию. Если раньше вы стритовали, то теперь вам точно не надо это делать. Оставьте подземный переход для студентов баянистов, зажигателей на волынках, бедных скрипачей филармонии, неформалов-каверщиков, завывателей про любовь голосом Шатунова, гоп-стоп-шансонье и разных халтурщиков. А вам надо искать целевую аудиторию, также как вы ищете истину.
 
Я не хочу сказать, что выступать на улице - низкий уровень. Бывают достойные уличные музыканты. Но весь формат стрита предполагает интригу с первых же секунд и предельную ясность. Это музыка и самореклама одновременно.
 
Современные люди стали поглощать огромное количество информации, но при этом упало качество её усвоения. Статьям в интернете и всевозможным видеороликам отдаётся больший приоритет, чем серьёзной литературе. Объём обычной книги намного больше статьи, и прочтение её требует значительно большей концентрации. Современный контент подчинён законам шоу и рекламы: кричащий заголовок, многообещающее начало, предельно конкретное сжатое содержание. В таком формате можно проталкивать что угодно, но, чтобы разобраться, где истина, требуется погружение и серьёзное исследование конкретных вопросов - это тяжело, времязатратно и точно не для обывательского ума.
 
Представьте себе, как доцент кафедры устроит стрит-лекцию. И даже если будет выступать большой учёный, который участвует на больших международных симпозимах с научными докладами - много он соберёт народу, выступая просто на улице? У него даже внешность типичная - серый костюм, галстук, усы, седина. Кому он интересен? Лучше бы чечётку сплясал в костюме клоуна - больше бы обратили внимание.
 
Чтобы нести в массы какие-то серьёзные идеи, нужно быть популяризатором. Вас полюбят за доступность, за обаяние, но где гарантия, что вы не Геббельс? Что люди получат от вас - на вашей совести.
 
Вы можете привлечь внимание людей к какой-то теме, но, чтобы донести истину, от людей потребуется то, на что у них часто не хватает сил - концентрация, внимание, напряжение коры головного мозга. Но самое главное - желание.
 
Возвращаясь опять к музыке, чтобы погружаться в чьё-то творчество, нужно слушать не сборник его "лучших песен", а сами альбомы. Если это не гламурный поп-певец, то именно в альбомах и нужно искать его всестороннее проявление личности, во всех тех произведениях, что не проходили отбор рыночного спроса.
 
Поскольку способность к погружению в предмет у современных людей сильно снизилась, поэтому сейчас стало популярно поверхностное творчество. Творчество такой широко известной группы "Машина времени" (если брать период расцвета) сейчас вышло за пределы способностей широкого населения к восприятию. Сейчас принято ругать Макаревича за его политическую позицию, и даже появились необоснованные обвинения в присвоении авторства песни "Паузы в словах", якобы текст которой написал Окуджава. Эта байка до сих пор гуляет по интернету, хотя ничем не подтверждена - в сборниках текстов Окуджавы нет текста этой песни, а в сборнике Макаревича - есть. Пускай сегодня он уже "не торт" - не повод отрицать прошлые заслуги. В общем, Макаревича невзлюбили, зато превозносят оголтелого матерного певца-пересмешника, в чьи произведения вообще погружаться не надо - там всё пьяному ежу понятно. Популярный матерный певец открыто плюёт вам в лицо и прётся с этого, и его считают гением. За что? Наверное, он отвечает нашему желанию видеть везде одну мерзость, гадство и пошлятину. Нам же хочется опустить Макаревича? Но подниматься в своём понимании до уровня творчества раннего Макаревича - вскипят извилины. И это не единственный пример.
 
Мы такие, каковы наши кумиры. Были раньше одни идолы, стали другие. Какие? Чтобы наглядно проиллюстрировать, хочу привести дословно интервью с Михаилом Борзыкиным. Лидер группы "Телевизор", известной в 80-х, прокомментировал выходку всё того же матерного певца, который в своё время сочинил глумливую песню в адрес защитников химкинского леса.
 
Пиар-человек, давно прикормленный на кремлёвских корпоративах, по-другому рассуждать о жизни он и сам уже не умеет. К сожалению, так рассуждает большинство российских граждан. Если кто-то что-то делает, то он делает это за бабки. Он судит по себе. Он всю жизнь так живёт, насколько я могу видеть. Экстраполирует своё собственное пиар-сознание на всех окружающих. Это с одной стороны. А с другой стороны, это принесёт ему дополнительный пиар в его вояжах, в его корпоративках на крейсерах. Он от этого несомненно выиграет благосклонность всей этой братии. В принципе, его проект был для меня чистым пиар-проектом. Я никогда не видел там никакого искусства, никакого творчества никогда. То есть он продолжает вот эту традицию, довольно унылую, на мой взгляд. То есть, чтобы это было ещё каким-то искусством, там должно быть ещё внутреннее сопереживание, чтобы оно вызывало сопереживание. В данном случае это ёрничество обычное, обычное глумление над всем и вся. Собственно, у него таких песен много. Они почти все такие.
 
Проще всего глумиться в нашей стране. И эту позицию поддерживают 90 процентов населения страны, которых вынудили стать циниками время и обстоятельства. Очередной такой плевочек в искусство, в искренность, в романтику, в веру, в людей. То есть это какой-то очередной всплеск на болоте.
 
Эта жижа высоко не взлетит. Поскольку его новая группа, насколько я знаю, практически не собирает людей в последнее время. Этот проект неудачный. Это полностью укладывается в его же концепцию: "Ты - лузер со своей группой. Решил поднять свой же рейтинг." С помощью анти-пиара в сторону тех, кто пиарит проблему защиты химкинского леса. Пиар-ход для человека, который хочет снова собирать сегодня стадионы. Если рассуждать в его же манере, хотя она мне противна, то всегда можно выдвинуть вот такой же, собственно, упрёк. Конец цитаты.
 
Любой матерный певец смеет то, о чём тайно мечтают многие. Но учитывая то, как это сегодня пиарится, это давно стало трендом. Сейчас уже несложно стало сметь открыто и громко сквернословить. Несложно сметь прыгать голым по сцене, если не забыть соблюсти формальность - указать "18+" на афише. Никто не будет преследовать и наказывать, отчитывать на партсобрании, лишать привилегий, как бывало раньше. Вас могут пожурить одни, но вам ничем это не грозит. Ещё больше других вас поддержат. Смело называйте людей свиньями, мажьте дёгтем святыни - это очень модно. Если для вас такое чересчур, можете выбрать что-то одно - политический режим, к примеру. Хотя вся эта "народность" сегодня, выраженная в нигилизме и осуждении, в сущности один примитивизм, но это позиция весьма удобная, так как она полностью вас во всём оправдывает.