На минувшей неделе состоялся очередной, уже пятый аукцион по продаже имущества предприятия-банкрота - ФГУП «Магаданские авиалинии». С молотка ушло 5 единиц автотранспорта, а также планер (самолет без двигателей) Ил-76ТД - всего на сумму 7 млн. 884 рубля. Однако несмотря на успех этих торгов, положение дел в авиакомпании по-прежнему остается печальным. Процедура банкротства «Мавиала» длится уже третий год.

 

В прошлом мощная региональная компания с налаженной сетью авиамаршрутов, собственным авиапарком, сегодня «Мавиал» продает все свое имущество, чтобы погасить огромные долги. Список кредиторов впечатляет - всего более 700 юридических и физических лиц, среди которых несколько крупных коммерческих банков, налоговая служба и оптовый поставщик топлива. Общая сумма задолженности авиакомпании-банкрота составляет астрономическую сумму - почти 700 млн. рублей, в том числе долги по зарплате бывшим работникам авиакомпании (515 человек) - более 53 млн. рублей.

 

Все сотрудники были уволены еще в 2007 году, но до сих пор ждут, когда с ними рассчитаются. И это несмотря на то, что оцененная рыночная стоимость имущества компании-банкрота составляет более 230 млн. рублей (и это без учета воздушных судов и авиадвигателей), то есть в несколько раз больше долгов по зарплате.

 

Напомним, что решением от 25.06.2007 г. арбитражный суд Магаданской области признал ФГУП «Магаданские авиалинии» банкротом и назначил конкурсного управляющего, задача которого - организовать инвентаризацию и продажу имущества авиакомпании. Согласно законодательству РФ средства, вырученные от реализации имущества должника, в первую очередь идут на погашение задолженности по заработной плате и различных компенсаций работникам и только потом выплачиваются долги перед остальными кредиторами.

 

- Проблема в том, что имущество авиакомпании продается очень плохо, поэтому мы не можем погасить долги авиакомпании, - говорит конкурсный управляющий Виктор Радский. - Все здания и сооружения, выставляемые на торги, в хорошем состоянии, но покупателей они, к сожалению, не привлекают. Может быть, это связано с кризисом, ведь сейчас люди пока не спешат приобретать недвижимость.

 

Согласно отчету конкурсного управляющего с декабря 2008 года по апрель 2009-го состоялось четыре аукциона, на продажу выставили недвижимость, автомобили, мебель, оргтехнику и другое имущество - всего на сумму более 200 млн. рублей. На первые три аукциона организаторы не получили ни одной заявки. По результатам четвертых торгов, прошедших 30 апреля, нашлись покупатели на здание техслужбы и два автомобиля - всего на сумму почти 2 млн. рублей. Очевидно, что такими темпами «Мавиал» не сможет погасить долги по зарплате даже в обозримом будущем.

 

Между тем такой ситуации могло бы и не быть. Еще в 2006 году совет директоров ОАО «Аэрофлот» принял решение о создании в Магаданской области филиала крупнейшего отечественного авиаперевозчика. Предполагалось, выкупить у «Мавиала» три самолета Ту-154М для круглогодичного обслуживания магаданского направления, а также основную часть имущества, на базе которого создать региональный филиал компании. В итоге был приобретен лишь один самолет, а через некоторое время в «Аэрофлоте» началась программа по модернизации авиапарка - перевозчик полностью отказался от устаревших «тушек» и даже на некоторое время прекратил полеты на Колыму. Сегодня «Аэрофлот», похоже, не строит таких амбициозных планов: рейсы в Магадан сокращены до одного раза в неделю, и не исключено, что после окончания отпускного сезона перевозчик опять уйдет с нашего авиарынка.

 

- «Аэрофлот» высказывал желание приобрести ангары, технический домик, здание авиационно-технической базы и другую недвижимость, но в последний момент отозвал свою заявку, - сказал Виктор Радский. - По-видимому, в следующих аукционах «Аэрофлот», на который мы очень рассчитывали, участвовать не будет.

Все надежды конкурсный управляющий по-прежнему связывает с продажей наиболее ликвидного имущества - самолетов и авиадвигателей. Всего в авиапарке «Магаданских авиалиний» осталось 9 воздушных судов - один Ил-62М «Валентин Цветков», два Ил-76ТД, три Ту-154М и три Ту-154Б2. Между тем терпение бывших работников авиакомпании, ожидающих своих денег, почти на исходе, они указывают на то, что до наступления процедуры конкурсного производства задолженность по зарплате исправно гасилась. После того как все дела были переданы Радскому, через счет компании прошло более 24 млн. рублей, но ни копейки из этих денег никто из них так и не увидел.

 

- Самолеты и авиадвигатели не ремонтировались годами, и с каждым месяцем они устаревают морально и физически. Если бы технику выставили полгода назад, ее можно было продать по гораздо более высокой цене, чем сейчас. Покупатели по-прежнему хотят купить это имущество, но, судя по темпам ведения конкурсного производства, это произойдет не скоро и цена будет уже намного ниже, - говорит бывший работник авиакомпании Александр Суворов.

 

Кстати, о затягивании процедуры банкротства говорят и в Территориальном управлении Росимущества по Магаданской области, куда поступают отчеты об оценке объектов имущества авиакомпании. Специалисты проверяют эти документы на соответствие стандартам оценки и законодательству оценочной деятельности.

 

По словам начальника отдела госсобственности, реестра и приватизации Галины Тигуновой, с июня 2008 года по май 2009-го от конкурсного управляющего поступило 146 отчетов об оценке, из которых только 62 получили положительное заключение.

 

- Остальные отчеты мы возвращали на доработку, причем не один раз, - говорит Галина Тигунова. - Нам непонятно, почему конкурсный управляющий выбрал компанию оценщика из г. Чехова Московской области. Комитет кредиторов компании указывал, что это может привести к серьезным задержкам конкурсного производства. В результате так и произошло.

 

По информации «МП», в марте 2008 года конкурсный управляющий заключил договор с фирмой «Эксперт» на оценку нескольких воздушных судов. Был выплачен аванс - 1,8 млн. рублей, но впоследствии из-за взаимных претензий договор расторгли, и теперь эту работу выполняет магаданская фирма. Сейчас на оценке находятся три Ту-154М и один Ил-76ТД, но, как считают бывшие работники «Мавиала», на прохождение всех процедур уйдет несколько месяцев и, даже если самолеты продадут, деньги поступят в лучшем случае только осенью.

 

За этот период пеня за задержку зарплаты станет еще больше, и все опять начнется с начала. Со стороны работа по банкротству компании действительно напоминает сизифов труд: имущество почти не продается, а долги продолжают расти (к слову, расходы на проведение конкурсного производства составили уже более 24 млн. рублей, то есть почти половину от суммы долга по зарплате!). Получается, что конкурсный управляющий не гасит задолженность авиакомпании, а, наоборот, ее увеличивает!

 

Однако справедливости ради следует отметить, что хозяйство конкурсному управляющему досталось непростое. Имущество «Магаданских авиалиний» находится в нескольких регионах, перед выставлением на аукцион самолеты, автотранспорт, недвижимость, оргтехнику и мебель необходимо инвентаризировать, по каждому объекту составить подробный отчет, а работа эта стоит больших денег. В практике банкротства случай с «Мавиалом» уникален, ведь обычно в такие ситуации попадают предприятия без всяких перспектив на дальнейшее существование.

 

Несмотря на большие долги, у авиаперевозчика была возможность встать на ноги и возобновить полеты. Как правило, такие предприятия не банкротят, а если это и происходит, то называется совсем по-другому. Сам Радский жалуется и на бухгалтерский учет, который к моменту его прихода в авиакомпанию велся «просто отвратительно», теперь юристы с трудом составляют иски о взыскании дебиторской задолженности (не стоит забывать, что и у «Мавиала» были должники). Кроме того, по словам конкурсного управляющего, политика руководства компании незадолго до получения статуса банкрота только способствовала росту долгов. Так, например, заключались заведомо невыгодные договоры на аренду воздушных судов и ремонт авиадвигателей, списывалось имущество на сотни тысяч рублей - создавалось впечатление, что никто не беспокоился о завтрашнем дне.

 

И все-таки в работе конкурсного управляющего контролирующие органы нашли серьезные нарушения. Как сообщил старший помощник магаданского транспортного прокурора Максим Иванов, установлено, что в 2007 - 2009 годах Виктор Радский вопреки очередности требований кредиторов (в том числе и бывших работников предприятия) неоднократно направлял средства, поступавшие на счет компании, на выплату вознаграждения себе и своим помощникам - всего более 12 млн. рублей.

 

По этому факту следственная группа линейного отдела внутренних дел на транспорте проводит проверку наличия признаков уголовно наказуемых деяний. Кроме того, некоторые кредиторы уже обратились в суд с требованием отстранить конкурсного управляющего от обязанностей. Ирония заключается в том, что на данном этапе это может только ухудшить ситуацию: смена конкурсного управляющего еще больше затянет и без того медленный процесс реализации имущества. Так что точка в этой истории пока не поставлена…

 

Виктор Пчелинцев,

внештатный корреспондент РИА «Восток-Медиа» в Магадане.

«Восток-медиа».