Юрий Ковалев: Тюнинг на советском внедорожнике - гарантия вырваться из дебрей Приамурья
Юрий Ковалев: Тюнинг на советском внедорожнике - гарантия вырваться из дебрей Приамурья
15 июля в 17 часов в актовом зале Политехникума запланирована официальная встреча владельцев внедорожной, спортивной и иной специальной колесной техники с сотрудниками ГИБДД и МРЭО по Комсомольску-на-Амуре. Представители органов получат возможность напрямую услышать общественное мнение и осмыслить комментарии правозащитников по поводу «стихийной, жесткой и безосновательной» реализации Техрегламента Таможенного союза.
 
Охота на внедорожника: новый сезон
 
Служебная директива, поступившая к середине июня без каких-либо предварительных публичных обсуждений в управленческие аппараты МВД, вновь обязала отечественных гаишников останавливать и с особым пристрастием осматривать машины с дополнительным техническим оборудованием. Приказ есть приказ. Люди в погонах его не обсуждают, а выполняют.
 
Последствия запрета на изменение конструкции автомобиля без согласования с автоинспекцией пока широко не освещалась официальными СМИ Хабаровского края, но за несколько недель они буквально потрясли десятки тысяч владельцев тюнингованного транспорта. Почти полмиллиона подписей россиян стоят под соответствующими Интернет-петициями к президенту РФ.
 
В разгар лета на дорожных постах от Калининграда до Владивостока выписываются штрафы и составляются протоколы, предписывающие в течение 10 дней представить полицейским транспортные средства (ТС) в «стоковом» виде. То есть в состоянии, предусмотренном заводом-изготовителем на момент их выпуска. В ином случае, как предупреждают инспекторы ДПС, регистрация ТС будет аннулирована.
 
«Проще говоря, дорожный патруль, бросившись огульно выполнять поступивший сверху приказ, взвалил на себя функции технадзора и полномочия экспертной комиссии, - констатировал на приеме у прокурора Виктора Кононенко организатор предстоящей встречи общественности с сотрудниками полиции. - В итоге постовые на глазок определяют несоответствие машин техрегламенту. Инспекторы требуют от водителей буквально «раздеть» свое авто, демонтировав за несколько дней «силовые» бампера и лебедки, выносные воздухозаборники и экспедиционные багажники, дополнительное освещение и увеличенные колеса».
 
Тем временем в Интернет-сети появились сомнительные предложения - быстро, но дорого оформить документы на дополнительное оборудование, «сертифицировать по предоплате любой тюнинг для джипов, спорткаров и мотоциклов». Возможно, что быстро испеченная госинициатива вдохновила авантюристов и коррупционеров, нацеленных нагреть руки на «автолохах» в период межведомственной неразберихи.
 
Автор материала пока не называет ни поставщиков весьма сомнительных услуг, не оглашает фамилии респондентов и госномера автовладельцев, которые также рискуют стать фигурантами соответствующих протоколов. Комсомольчане не исключают, что подобные сведения могут превратиться в служебную информацию для сотрудников ГИБДД, которые вплоть до 8 июля продолжали «ловить» по несколько внедорожных ТС за сутки. По данным на минувшую субботу, крайним в этой полицейской операции стал владелец усовершенствованного микроавтобуса Павел Лесницкий.
 
Нарастание указанной протокольной массы в ГИБДД насторожило и бизнес, пробивающий себе путь из города на периферию с помощью дополнительно оборудованных машин. Причем среди привлеченных к административной ответственности во имя торжества «Техрегламента Таможенного Союза» вовсе нет взбесившихся от жиру олигархов или «золотой молодежи».
 
- Эта «охота» - шок для многих семей комсомольчан, не имеющих возможности выполнить скоропалительные требования, - заявляет Андрей Захаров, лидер общественного движения Народный Комсомольск, которое готово было поддержать назревающий автомитинг. - Как свидетельствуют автовладельцы, приспосабливающие свои ТС к дальневосточным условиям эксплуатации, тюнинг - вовсе не прихоть особо состоятельных особ.
 
Глас народа с бездорожья, …на подступах к ДВ-гектару
 
- Как известно, без специальных силовых агрегатов просто немыслимо передвижение по бездорожью, а значит и освоение Востока России, - убежден Денис Решетников, представитель общественной организации «Планета Тайга», развивающей наиболее перспективные направления «экологической туриндустрии» в ДФО. - Это не палка, а настоящая дубина в колеса таежных первопроходцев.
 
- Без шноркеля никак не преодолеть бесчисленные водные преграды, - напоминают журналисту комсомольчане Максим и Александр, строящие объекты по заказу лесопромышленных компаний. - В рабочие дни нам зачастую по несколько раз приходится курсировать между городом и тайгой. На пути к объектам, которые мы возводим в горно-таежной местности, постоянно ныряем и в речные стремнины, и в котлованы. Без выносного заборника воздуха велик риск гидроудара двигателя со всеми печальными последствиями для авто. Как нам теперь быть?
 
- А как без металлического бампера пробиваться по лесным направлениям, заваленным сухостоем, заросшим травой и кустарником? - подключаются к разговору работники геологоразведки. - Мы затратили немало средств, чтобы в соответствии со всеми нормами и инженерными расчетами установить на заводские крепления УАЗов и Тойот силовые обвесы. Они ведь не запрещены категорически никакими существующими нормами законодательства.
 
- Тогда тоже самое надо требовать и от парка спецмашин, и от служебных, ТС и от внедорожников, предлагаемым военно-промышленным комплексом для гражданского населения РФ и других стран, - рассуждает военнослужащий ВКС Сергей. - Они ведь полностью обвешаны «опасным железом». Начнем убирать с дорог и уважаемых байкеров от Крыма до ДВ? Ведь их мотоциклы - это фактически полная техническая самодеятельность. Будем таким образом на корню губить возрождение военно-патриотических инициатив молодежи и технических видов спорта? Только кому и зачем нужны эти «репрессивные меры»?
 
- Выписывая протокол об устранении «несертифицированного оборудования», сотрудник ГИБДД зачем-то пытался доказать нам бесполезность электролебедки, - говорят рыболовы-спортсмены, которым соответствующий штраф и протокол сильно испортили настроение при въезде в Комсомольск накануне Дня Рыбака. - Конечно, если ездить на джипе только от дома до службы, тогда инспектор прав. Но если свой единственный автомобиль горожанин готовит к дальним походам, без оборудования никак. Мы не раз попадали в липкую глину и вязкий снег на мари. Там не было мобильной связи, а до ближайшего населенного пункта десятки километров. Только лебедка и «якорь» были нашим спасением.
 
- Не до каждого «дальневосточного гектара» можно добраться из городов без увеличенных колес, - уверены супруги Л., военные пенсионеры. - Мы вместе со взрослыми детьми почти 8 лет целенаправленно копили деньги на новый достойный внедорожник. Первым делом, как и многие жители Приамурья, увеличили просвет над дорогой, чтобы следовать по разбитым грунтовым трассам, ползти по таежной колее вслед за грузовиками и гусеничной техникой. Лифтинг, отработанный нашими джип-клубами, также необходимость для первопроходцев к «дальневосточному гектару»! Неужели и это надо теперь объяснять авторам и исполнителям этой директивы? Почему региональные законодатели заняли роль молчаливых наблюдателей за попыткой лишить нас вынужденно доработанного автомобиля?
 
- Мы развиваем фермерское хозяйство в окрестностях Комсомольска, - сообщают СМИ местные аграрии. - После дождя до дальней пашни без специального тюнинга проехать, мягко говоря, проблематично. Недавно поменяли старенькую советскую «Ниву» на более надежный и комфортный «Хай Люкс» выпуска начала 90-х. Заказали заводские проставки, создав для ходовой максимальный дорожный просвет. Только за 10 летних и зимних колес (вместе с запасками), позволяющих двигаться по грязи и снегу, отдали 100 тысяч рублей. «Разуться по полной программе», как того требуют гаишники - значит обанкротиться!
 
«Раздеть» и анулировать
 
Пока на этом фоне в индустриальном центре 27 региона только назревала акция протеста против «вероломной расправы с тюнингом», армия джиперов Камчатки и Сахалина организовала многолюдные автомитинги.
 
В Петропавловске-Камчатском владельцы внедорожников, возмущенные требованиями вернуть автомобилю первоначальный вид, затем получить разрешения на каждый вид модернизации в «неведомом сертификационном центре» и только после вновь установить на машину усовершенствованные детали взамен заводским, собирают подписи под обращением к Владимиру Путину.
 
- Всем понятно, что для дальневосточников такая процедура не просто разорительна, она изначально нереальна, - заявляет профессиональный путешественник Александр Зенин. - Модернизированный джип, купленный в 2014, без вопросов поставили на учет в ГИБДД. На паркетнике далеко не уедешь - 9 месяцев в году на полуострове пурги. А дорог с твердым покрытием - меньше половины.
 
- Я вожу туристов и машина с конструктивными изменениями - единственный источник дохода семьи, - констатирует житель Петропавловска Артемий Кононенко. - Где найти сотни тысяч рублей и сервисных волшебников, чтобы в течение 10 дней, как того требует протокол, демонтировать доп. оборудование? Мы рассчитываем добиться отмены подобного диктата.
 
Сахалинцам, благодаря встрече автовладельцев с сотрудниками УМВД на главной площади административного центра, уже удалось приостановить «самодеятельные» экспертизы на дорогах.
 
Инспектор отдела технического надзора и экзаменационно-регистрационной работы Евгений Шевлюков не смог ответить на большинство наболевших вопросов населения. Он так и не привел ни одного статистического подтверждения того, что железные бампера - источник повышенной опасности. Зато юристы Сахалина сообщили специалисту УМВД факт: судом вынесено первое решение по дополнительному оборудованию авто. Оно, как гласит вердикт, нужно не для того, чтобы передвигаться, а чтобы обеспечивать безопасность в условиях бездорожья.
 
Прецедентное право в РФ не действует, но сахалинцы напомнили первым лицам РФ и о снежных циклонах, когда именно владельцы машин с дополнительным оборудованием спасают не только себя, но и всех застрявших участников движения. Кроме того, ни законодатели, ни исполнительные органы власти с 2011 года никому не предъявляли соответствующих претензий, не проводили никакой разъяснительной и организационной работы.
 
- Автоинспектор в соответствии с законодательством не имеет права прямо на дороге выносить собственное заключение об опасности ТС, - резюмирует сахалинский юрист. - Это прерогатива экспертов. Когда «нарушители техрегламента» прибыли в ГИБДД на так называемую комиссию, «эксперт» предстал в лице гаишника, показавшего «нарушителю» фото с сайта «Дром». На что он ссылается!? Можно ли признать коммерческий Интернет-ресурс документом для руководства госинспектору?
 
В результате сахалинские правозащитники, сумев добиться от местных полицейских устного обещания приостановить «джип-стриптиз», направили главе государства следующие просьбы (цитируется в сокращении):
 
«…Конкретизировать, что является внесением изменений в конструкцию ТС, а что является простой заменой узлов и агрегатов, с указанием ссылок на нормативно-правовые акты. Прекратить преследование ТС, имеющих изменения в конструкции, находящихся на данный момент в эксплуатации, согласно п. 74 главы V Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011. Упростить процедуру внесения дополнительной информации в регистрационные документы путем отмены обязательного требования предъявления автомобиля в «стоковом» состоянии: «К находящимся в эксплуатации транспортным средствам не применяются требования настоящего технического регламента к наличию подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение.» Уполномоченным органам дать правовую оценку законности требований сотрудников ГИБДД в нарушение статьи 29.7 КоАП РФ «Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении», тем самым нарушая и ст. 49 Конституции РФ»...»
 
Ситуация на дорогах, как отмечают сахалинцы, ведет к обострению социальной напряженности, оказывает негативное влияние на уровень жизни дальневосточников, вынуждая их заваливать исками суды.
 
Протокол вне права
 
Действительно, в начале июля в суд Комсомольска-на-Амуре стали обращаться автовладельцы, которым протоколы, выписанные сотрудниками ГИБДД, грозят аннулированием личных ТС. Депутат-правозащитник Олег Паньков оказывает содействие водителям в составлении аналогичных исковых заявлений. Один из них - комсомольчанин Максим Коблов, собственник «Сузуки Эскудо» 1996 года выпуска.
 
В данном иске административный ответчик - старший лейтенант полиции М.Б. Карев. Сотрудник ГИБДД, согласно заявлению, составил 30 июня в отношении М.С. Коблова протокол и вынес постановление по делу об административном правонарушении - управлении автомобилем, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения ГИБДД (металлический силовой бампер с лебедкой, шноркель, экспедиционный багажник на крыше).
 
- Требование устранить перечисленные «нарушения», - как убежден заявитель, - противоречит, кроме прочего, статье 209 Гражданского кодекса РФ, нарушает гарантированные статьей 35 Конституции России право собственности, лишая меня права использовать транспортное средство по своему усмотрению.
 
Кроме того, административный регламент МВД исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185, не предусматривает возможности для инспекторов ДПС ГИБДД вносить обязательные для исполнения требования. Нацелен также обжаловать предписания, нарушающие принцип презумпции невиновности, определённый статьей 49 Конституции РФ.
 
Пунктом 74 Техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» установлено: «К находящимся в эксплуатации транспортным средствам не применяются требования настоящего технического регламента к наличию подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение».
 
Во время покупки автомобиля на нем уже были установлены силовой бампер с лебедкой, шноркель, металлический багажник. Ежегодно я проходил технический осмотра и не было никаких замечаний к его техническому состоянию. Инспектор ДПС фактически присвоил себе полномочия эксперта, утверждая без наличия каких-либо доказательств внесения изменений в конструкцию ТС.
 
Факты, изложенные в этой статье, автор материала предварительно обсудил с прокурором города Борисом Кононенко и начальником УМВД по Комсомольску-на-Амуре Евгением Грачевым.
 
Руководитель надзорного органа взял на личный контроль ситуацию и намерен отслеживать ход судебных процессов, инициированных вполне законопослушными автовладельцами, которых вдруг объявили «нарушителями» ПДД. Кроме того, Виктор Борисович обещал либо лично присутствовать в аудитории, где запланирована встреча полицейских с водителями, либо обеспечить присутствие в зале компетентного коллеги.
 
Руководитель городского полицейского аппарата, проанализировав предложенный видеорепортаж об акции на Сахалине, также внимательно выслушал информацию о протестных настроениях сотен комсомольчан, которым в связи с «самодеятельными экспертизами» на дорогах грозит аннулирование регистрации ТС. Евгений Владимирович предложил журналисту содействие по организации расширенного брифинга сотрудников МВД при участии владельцев транспортных средств.
 
Автор материала, готовя встречу, провел, кроме прочего, переговоры с руководством городских отделов ГИБДД и МРЭО. Главный автоинспектор города Александр Лютов и начальник регистрационно-экзаменационного отдела Юрий Богатырев с пониманием восприняли достаточно тревожную информацию о назревавшей акции протеста. Офицеры полиции выразили готовность к совместному поиску решения по острой проблеме и к конструктивному анализу ситуации вместе с водителями, которые, напомню, будут ждать его 15 июля в 17.00 в актовом зале Политехникума.
 
- Как специалист по изготовлению и монтажу дополнительного автооборудования, я лично не против наведения порядка в этой сфере, - признает индивидуальный предприниматель Максим Комогорцев, достаточно известный в регионе мастер по джип-тюнингу. - Но надо требовать с водителей только то, что они в силах выполнить. Необходимо, как минимум, предоставить владельцам внедорожников и прочей дооборудованной колесной техники четкую пошаговую инструкцию, направить их к конкретным экспертам, обнародовать официальный прайс на услуги сертификации бамперов, лебедок и прочего, создать условия «одного окна». Только тогда можно будет избежать социального конфликта и по закону спросить с энтузиастов, нацеленных преодолевать дальневосточное бездорожье.
 
Юрий Ковалев,
представитель Общественного Совета при УМВД.