Фото С.Балбашова
Фото С.Балбашова
Приняв поправки к закону о рыболовстве во всех инстанциях, крупнейшие рыбодобытчики Севера и Дальнего Востока, представители верфей совместно с представителями регулирующих органов собрались на обсуждение назревших вопросов, напрямую касающихся будущего отрасли. Данное совещание прошло недавно в Росрыболовстве, и возглавил его заместитель руководителя ФАР Петр Савчук. И действительно, обсуждать нашлось что.
 
Энтузиазма с запасом - все собрались обновлять флот, строить его на российских верфях и оснащать российскими орудиями лова. Документально готовы «импортозаместить» всё что угодно. На самом деле, по словам экспертов, присутствовавших на совещании, со стороны рыбодобытчиков неоднократно высказывалась серьёзная обеспокоенность относительно способности судостроительных предприятий обеспечить качество, исключающее необходимость долгой настройки и даже доделки судна после сдачи его заказчику.
 
Серьёзной проблемой могут стать поправки, вносимые Минпромторгом в постановление правительства «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации». Эти поправки призваны обязать использовать на новых судах лишь отечественные двигатели: Не странно ли?
 
Нет, конечно, в нашей стране производятся двигатели для судов, но современными их назвать нельзя. Они не отличаются ни мощностью, ни экономичностью, скорее прожорливостью, а ведь себестоимость добытой рыбы - это на 70% стоимость топлива. А если кто-нибудь всё-таки возьмется построить крупнотоннажный супертраулер-завод? - Таких двигателей в него придется напихать с десяток, чтоб он смог догнать рыбный косячок. Тут, всё же, придется поучиться у тех, у кого это дело получается. Всё-таки умельцы в нашей стране есть, и если их отправить куда-нибудь на Запад перенимать опыт, они не только запомнят, как построить современный мощный и экономичный двигатель, но упростят его и удешевят его производство.
 
Что касается орудий лова - в нашей стране есть пара компаний, которые способны производить приближенные к мировым стандартам тралы. Например, в славном городе Калининграде, который так удачно расположен по отношению к Дальнему Востоку, есть компания «Фишеринг сервис», и у них, на самом деле, есть несколько довольно успешных траловых серий. Выпускают их около трехсот штук в год, часть из которых даже идет на экспорт. К сожалению, эта компания - лишь исключение из грустного сложившегося правила. Вот поправки, поднимающие минимальные стандарты на мировой уровень пригодились бы.
 
Помимо тралов есть ещё множество орудий лова, которые у нас практически не производятся. Да и не факт, что свежесобранные российские суда смогут далеко уплыть. На совещании было высказано мнение о возможной целесообразности, как для заказчика, так и для верфи постройки первого судна серии на иностранной верфи (конечно, без обеспечения его инвестквотами) для приобретения верфями опыта организации строительства последующих судов серии, заказчиком - для формирования команды сопровождения и приемки траулеров. Кроме того, был обсужден вопрос о строительстве серийных судов, что обеспечит лучшее качество строительства и удешевит его.
 
Основной вывод, к которому пришли участники встречи - формат встречи хороший и надо будет повторить - авось и продуктивность попрёт, и вопросы решаться будут.
 
Макс Фишман