Заседание гордумы Биробиджана
Заседание гордумы Биробиджана
Чем заканчивалась публикация «Деградация в апогее», опубликованная в прошлом номере?
 
Моим мнением: «Наличие властных полномочий и неоправданно высокой зарплаты при отсутствии необходимого уровня интеллекта, совести и должного контроля со стороны вышестоящих инстанций приводят к полной деградации власти, будь то городская, областная или еще какая-нибудь».
 
Ну, что ж, с этих слов и начнем сегодня, поскольку за прошедшую неделю я еще больше утвердилась в своем мнении и готова каждое слово подкрепить доказательствами.
 
Должна сказать, что после выхода нашей публикации события в сфере дошкольного образования нашего города начали развиваться стремительно. Информация посыпалась, как из рога изобилия.
 
Сначала мы выяснили, что жалобы на нарушения прав детей, страдающих пищевой аллергией, в прокуратуру поступили в течение первого квартала этого года от нескольких родителей. То есть, нарушение прав детей приобрело массовый характер.
 
Далее: управление здравоохранения правительства ЕАО потребовало от главного врача областной детской больницы отменить распоряжение об отказе родителям в выдаче справок детям-аллергикам.
 
Цитирую ответ заместителя начальника управления здравоохранения правительства ЕАО прокуратуре города:
 
«Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области на ваш запрос сообщает следующее.
В управление на рассмотрение поступила одна жалоба в части законности содержания письма ОГБУЗ «Детская областная больница… Проанализировав указанное письмо, сообщаем, что информация, указанная в нем, противоречит требованиям Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В связи с чем дано поручение главному врачу ОГБУЗ «Детская областная больница» довести до отдела образования мэрии г. Биробиджан информацию о необходимости соблюдения требований СанПиН… дошкольными образовательными учреждениями, провести разъяснительную работу среди врачей-гастроэнтерологов, врачей-педиатров в части правомерности выдачи соответствующих медицинских справок…».
 
Но письмо это, если верить проставленной в нем дате, направлено в прокуратуру, только в начале июня. Поэтому врачи детской больницы продолжали и в апреле, и в мае выполнять распоряжение господина Борисенко не выдавать детям справки. В результате некоторые родители были вынуждены везти своих детей в Хабаровск, чтобы показать их тамошним врачам и получить необходимую справку о наличии у ребенка аллергии на определенные продукты питания.
 
Что еще мы узнали за прошедшую неделю? Например, нам стало известно, что руководителей детских садов обязали предоставить в управление образования правительства ЕАО и заместителю председателя правительства ЕАО информацию о количестве детей с пищевой аллергией в их дошкольных учреждениях.
 
Мы обратились в прокуратуру с вопросом о том, какие меры были приняты для того, чтобы пресечь незаконные действия начальника отдела образования мэрии Биробиджана М. Авачевой. Нам ответили, что в понедельник 20 июня мэру города выдано предписание о необходимости исправления допущенных нарушений.
 
В общем, информации за прошедшую неделю поступило очень много. Не было только одного ожидаемого нами сообщения.
 
Какого именно? Да самого главного: сообщения о том, что госпожа Авачева, осознав свою ошибку, отозвала из детских садов города свое пресловутое письмо, в котором требовала от директоров этих дошкольных учреждений, говоря простым языком, грубо нарушать российское законодательство в отношении детей.
 
Вот я все о письме Марины Авачевой и в прошлом номере в статье «Деградация в апогее», и в этой статье, а сам текст письма так и не привела. Пора исправить эту ошибку. Процитирую самые значимые, на мой взгляд, выдержки:
 
«Уважаемые руководители! В связи с увеличением количества детей, страдающих непереносимостью отдельных пищевых продуктов и заболеваниями кишечно-желудочного тракта, направляемых в детские сады города, и многочисленными обращениями граждан по вопросу организации питания в дошкольных образовательных учреждениях, сообщаю, что:
1) Дети, страдающие аллергией и заболеваниями желудочно-кишечного тракта, нуждаются в организации лечебного питания…
Поскольку дошкольные общеобразовательные учреждения города являются образовательными учреждениями общей направленности, а не лечебно-профилактическими, организация лечебного питания в дошкольных образовательных учреждениях невозможна по нескольким причинам…
2) Осуществлять замену продуктов, как указано в пункте 15.8 СанПиН 2.4.1.3.3049-13, детям с заболеваниями сахарным диабетом, пищевой аллергией в общеобразовательных дошкольных учреждениях не имеют права на основании п. 15.10…, указывающего на принадлежность данных заболеваний к сфере деятельности специализированных учреждений…».
 
На самом же деле в упомянутом документе говорится совсем о другом: не о том, что в обычных детских садах нельзя заменять продукты питания детям-аллергикам, а о том, что при составлении меню в детском саду необходимо учитывать состояние здоровья детей, что руководство детского сада (обычного, а не только специализированного) обязано обеспечить детей-аллергиков соответствующим питанием.
 
Этот документ легко прочесть и понять, если, конечно, захотеть. А может, я ошибаюсь, может, госпоже Авачевой понимание законов и нормативных актов дается трудно, и она именно поэтому заявляет в своем письме следующее: «Довожу до вашего сведения, что дошкольное учреждение вправе отказать в предоставлении места ребенку при наличии «медицинских противопоказаний»…», и при этом ссылается на п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
 
Я полагаю, что человек, занимающий такую высокую должность, отвечающий за образование в городе Биробиджане, все-таки должен научиться читать законы от начала и до конца. И вообще, такой человек должен любить читать. Вот если бы Марина Авачева любила читать, то прочла бы в упомянутом ею законе, что ограничение на прием детей в образовательную организацию для получения начального общего образования при наличии медицинских противопоказаний касается только детей, достигших возраста шести лет и шести месяцев. То есть, речь идет о малышах не детсадовского, а уже школьного возраста.
 
А в детские сады детей обязаны брать без всяких ограничений. Начальник отдела образования, не знающий этого, не может быть начальником отдела образования. И вообще, руководитель сферы образования города должен всегда действовать в интересах детей, категорически не допуская никакой дискриминации в отношении несовершеннолетних.
 
А что мы наблюдаем сегодня?
 
Первое: грубейшее нарушение законных прав детей? Да.
 
Второе: еще и дискриминацию детей по медицинским показаниям. А что будет завтра или послезавтра? Госпожа Авачева распорядится принимать детей в детские сады по внешним признакам? Например, только светловолосых или исключительно с голубыми глазами? Абсурд? Да! Но ведь и распоряжения Марины Авачевой, касающиеся маленьких жителей нашего города, - это тоже абсурд!
 
Третье: замечу, что почти все родители, чьи дети страдают аллергией, добросовестно оплачивают их питание в детском саду. Но в тех детских садах, в которых добросовестно исполняют распоряжение Марины Николаевны, вместо того, чтобы заменить детям продукты, их просто не кормят. Получается, родители оплачивают услугу, которую их дети не получают!
 
Вся эта история, длящаяся уже несколько месяцев, возмутила всех жителей Биробиджана, в том числе, и некоторых депутатов городской думы. Марина Николаевна была приглашена двадцать первого июня на совместное заседание думских комиссий.
 
Я приведу некоторые фрагменты аудиозаписи этого заседания. Председатель думской комиссии по образованию Андрей Голубь предложил Марине Авачевой объяснить, на каком основании она составила и направила в детские сады такое письмо:
 
«М. Авачева: - Что касается питания детей с пищевой аллергией, хочу сказать, что прежде, чем написать письмо в учреждения дошкольного образования, с нашей стороны также была проведена работа, мы тоже изучали этот вопрос, хочу сказать, что мы его и продолжаем изучать, потому что это проблема не только города Биробиджана, эта проблема, которая касается всех регионов России, потому что дети с пищевой аллергией - это дети особые и, соответственно, организовывать питание нужно по-особому.
 
Никто не говорит, что организация питания - это не обязанность детских садов. Они организуют питание. И мы знаем, что питание, которое организует детский сад, он обязан это делать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями… Распинаться я не буду, тут много чего есть. Если говорить о том, что, сколько детей с пищевой аллергией у нас в детских садах со справкой от врача- аллерголога, могу сказать, что таких детей восемь, один - от гастроэнтеролога, от дерматолога три. Все остальное - это со слов родителей и по справке от педиатра…
 
А. Голубь: - Сколько всего детей-аллергиков?
 
М. Авачева: - Со справкой - восемь. А так - 145 - 148 - 149 детей. Получается такая картина… Если говорить о питании детей, которые имеют пищевую аллергию, то этим детям необходимо предоставлять лечебное диетическое питание. Если вообще говорить о том, кто организует у нас медико-санитарную помощь, то это орган исполнительной власти в сфере здравоохранения. Соответственно, мы должны работать в упряжке с учреждениями здравоохранения…».
 
Вот и сработали «в упряжке» Марина Авачева и Дмитрий Борисенко. Так сработали, что аж уголовные статьи засветились от нетерпения приклеиться к кому-нибудь из них!
 
Речь Марины Николаевны была пространной, но ответа в ней на поставленные вопросы так никто и не услышал. Она говорила почему-то исключительно о лечебном питании, которое имеет отношение к санаториям, но не имеет отношения к детским садам. А вывод сделала, на мой взгляд, потрясающий.
 
М. Авачева: - … Сказать, что мы готовы на сегодняшний день осуществлять лечебное питание диетическое, я не могу! Со своей стороны Дмитрий Федорович (Борисенко) скажет, как он это видит…
 
А. Голубь: - Я цитирую ваше письмо: «…Довожу до вашего сведения, что дошкольные учреждения вправе отказать в предоставлении места ребенку при наличии медицинских противопоказаний»…
 
М. Авачева: - Нет, это неправильно написано. Этот пункт… абзац… с этим я согласна… Да, в нашем регламенте было, мы все проверили, посмотрели, да, действительно, у нас было написано так. Мы еще раз открыли, посмотрели, увидели (!!!)…
 
А. Голубь: - … Я не понимаю, откуда у вас, Марина Николаевна, данные. Вот ответ заместителя прокурора г. Биробиджана Н. Карабуты, в котором сказано, что 82 ребенка имеют соответствующие справки от врача о заболевании. А вы говорите - 8…
 
М. Авачева: - Я еще раз говорю: 67 детей - со слов родителей, справки от аллерголога - 8, дерматолог - 3, гастроэнтеролог - 1, остальные справки от педиатра…
 
А. Голубь: - Мы не будем сейчас подвергать сомнению справки врачей. Есть справка у ребенка? Ну и что, что от педиатра? Мы что, будем сейчас компетенцию врачей проверять?.. Главный врач детской больницы, оказывается, тоже написал письмо. Он пишет, что в сады должны ходить только здоровые дети. У нас нарушаются все законы Российской Федерации и этические нормы! Почему только здоровые дети должны посещать детские сады?.. На каком основании вы вообще такие письма пишите?
 
С. Бурындин: - … До сих пор письмо ваше из детских садов не отозвано.
 
М. Авачева: - Мы его не отзывали.
 
С. Бурындин: - Если вы сами признаете, что ваше письмо составлено, как минимум, не корректно, почему вы его до сих пор не отозвали? Письмо датировано мартом…
 
М. Авачева: - На сегодняшний день организовать питание для детей с пищевой аллергией мы должны в соответствии с тем, чтобы это не повлекло за собой последствия на здоровье детей…».
 
И так - несколько минут: обо всем и ни о чем конкретном. Ни одного конкретного ответа.
 
Еще один «письмописец» из этой упряжки господин Борисенко минут десять - двенадцать рассказывал депутатам о том, как надо организовывать питание в специализированных детских санаториях, как надо обучать специалистов-диетологов, и так далее… По делу - ни слова.
 
В общем, все это заседание длилось без малого час. Председатель комиссии Андрей Голубь предложил принять решение: ходатайствовать перед руководством мэрии о применении дисциплинарного взыскания в отношении госпожи Авачевой. И проголосовал за него сам в единственном числе!
 
Оказалось, что остальные депутаты - члены комиссии - грубейшие нарушения госпожи Авачевой расценивают, как случайную ошибку. Так что предложение депутата Сергея Бурындина, не являющегося членом этой комиссии, ходатайствовать перед руководством мэрии об освобождении М. Авачевой от занимаемой должности наши жалостливые депутаты вообще восприняли как жестокое обращение с чиновниками! Жалко же Марину Николаевну. Детей-то, которых в садиках столько месяцев заставляли по ее приказу голодать, никто из депутатов в лицо не видел, а Марина Николаевна - вот она, своя, родная.
 
Я вот думаю: может перед каждым заседанием думы или думских комиссий с депутатами тренинг надо проводить? Ну, чтобы сели, расслабились, закрыли глаза и представили тех, о ком пойдет на заседании речь. В данном случае - трех-четырехлетних детей, одних, без мам и пап, в группе, где воспитатели смотрят на них, как на изгоев, потому что у них аллергия на мясо, или на рыбу, или на что-то еще, где дети без пищевой аллергии на глазах у этих голодных малышей с аппетитом поглощают обеды и ужины. Может, тогда сработает та кнопочка внутри каждого народного избранника, которая отвечает за совесть?
 
Ладно, думаю, избиратели итак уже поняли, кого они избрали. Завершу эту публикацию цитатой из представления прокуратуры, направленного мэру города: «… Нарушения закона стали возможными в следствии ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами отдела образования мэрии… Требую: решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения Федерального законодательства...». Подписано представление заместителем прокурора г. Биробиджана.
 
То есть, заместитель прокурора требует наказания, а большинство депутатов - против! Видимо, они в той же «упряжке».
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», № 24