|
Законодательное Собрание области постоянно что-то меняло в областном законе, после чего происходили бурные обсуждения поправок или изменений в местных средствах массовой информации, звучали порой категоричные заявления областных депутатов от так называемых оппозиционных партий.
Скажу больше, именно они и затевали эти бурные обсуждения. А представители партии власти обязательно отвечали в СМИ, давая свои разъяснения.
В результате жители города и области узнавали о новшествах регионального избирательного законодательства и даже, суммируя высказывания, пояснения и заявление депутатов от разных партий, имели возможность вникнуть во все тонкости причин внесения в закон изменений.
Не скажу, что постоянная «подгонка» областного закона о выборах имела позитивные результаты для самих выборов, напротив, это раздражало избирателей, способствовало росту недоверия к тем, кто постоянно инициировал внесение поправок и изменений в закон. Но информация об изменениях имела место быть, она доходила до избирателей через СМИ.
Совсем другое дело - нынешние выборы. Никаких обсуждений в СМИ или просто какой-либо информации о серьезных изменениях в областном законе о выборах в течение прошедшего года не наблюдалось, а стало быть, искать этот закон, перечитывать его повода особого не было. Все спокойно ждали лета 2016 года, когда будут объявлены выборы в Государственную думу, Законодательное Собрание ЕАО и довыборы в городскую думу Биробиджана.
Это произошло на прошлой неделе. И тогда мы открыли областной закон о выборах, чтобы просто освежить в памяти его содержание, и… сначала не поверили своим глазам. Даже позвонили в Избирком, чтобы удостовериться: то, что мы увидели, - не опечатка.
А увидели мы следующее: предельная сумма избирательного фонда для кандидатов в депутаты городской думы, баллотирующихся от общественного объединения (партии) теперь составляет один миллион рублей.
Иными словами, партийный кандидат может потратить целый миллион, чтобы разрекламировать себя, развесить по всему городу баннеры и плакаты, доставить в каждую квартиру свои листовки и во всех имеющихся средствах массовой информации каждую неделю публиковать о себе статьи.
А предельная сумма избирательного фонда беспартийного независимого кандидата-самовыдвиженца составляет всего пятьдесят тысяч рублей, что в двадцать раз меньше фонда кандидата от какой-либо партии! На пятьдесят тысяч рублей сегодня можно разместить две публикации в печатных СМИ, и все. Даже на листовки не хватит! И каким образом независимые кандидаты смогут на равных конкурировать с партийными выдвиженцами на предстоящих довыборах в городскую думу Биробиджана?
Дело, как вы понимаете, уважаемые читатели, не в самих деньгах, а в том, что независимые кандидаты просто не смогут донести до избирателей округа информацию о себе, о своей программе, соблюдая закон о выборах и не выходя за рамки указанных в нем пятидесяти тысяч рублей. А если они за эти рамки выйдут, то будут тут же исключены из списка кандидатов.
Кстати, еще два года назад избирательный фонд кандидата-самовыдвиженца, согласно областному закону, составлял сто пятьдесят тысяч рублей. Это давало ему возможность проводить полноценную предвыборную агитацию.
Листовки, плакаты, баннеры, выступление на местных телеканалах, рекламные публикации в печатных СМИ - все это стоит не дешево, но без этого невозможно провести избирательную кампанию и, уж тем более, конкурировать с кандидатами от партий, которые в средствах, скажем так, не стеснены.
Когда же это случилось? Когда Законодательное Собрание ЕАО снизило размер избирательного фонда независимого кандидата до пятидесяти тысяч рублей?
Оказывается, через семь месяцев после выборов в городскую думу Биробиджана, на которых в одном из округов победил кандидат-самовыдвиженец. Видимо, такой прецедент не порадовал партийную элиту, и она решила ограничить в средствах, необходимых для проведения предвыборной агитации, беспартийных независимых кандидатов.
Хочу обратить ваше внимание на то, что говоря о партийной элите, я имею в виду не только партию власти, но и все остальные партии, присутствующие в Законодательном Собрании области и именуемые себя исключительно оппозицией.
Ни представители ЛДПР, ни коммунисты, ни справедливороссы, судя по всему, не протестовали против принятия такого «обрезания» избирательного фонда независимых кандидатов. Во всяком случае, никто из них в прессе свое несогласие с этим «обрезанием» не озвучивал. О нем вообще нигде ни разу не упоминалось.
Почему? Я думаю, потому что ограничение в средствах на агитацию независимых кандидатов одинаково выгодно всем без исключения партиям.
Это только на словах они за демократию, а на деле они чутко блюдут исключительно свои интересы, понимая, что чем меньше возможностей у простых граждан, не обремененных какими-нибудь партийными билетами, быть избранными в Городскую Думу, тем больше шансов у партий провести во власть своих «обилеченных» товарищей.
Вам не кажется, уважаемые читатели, что при приеме Законодательным Собранием ЕАО решения урезать избирательный фонд независимых кандидатов имел место «картельный сговор»? А что? «Картель четырех»: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» против кандидатов-самовыдвиженцев - простых граждан с активной жизненной позицией, которые не могут спокойно наблюдать за тем, как, извините, «гробят» наш город? Получается так?
Все прекрасно понимают, что независимые кандидаты, прошедшие на выборах в городскую думу, не станут защищать интересы чиновников или партий. Они идут на выборы, чтобы обеспечить защиту интересов избирателей, таких же простых граждан, как и они сами. Они не станут голосовать за нужные чиновникам решения, их никто не сможет заставить поддержать предложения, одобренные партией. И самое важное, их совесть не будет находиться в постоянном конфликте с партийной дисциплиной.
Я уверена, что город ждет, когда, наконец, в городской думе таких депутатов будет большинство.
Видимо, принимая ограничения, о которых в этой публикации идет речь, партийная элита ЕАО решила продлить эти ожидания на неограниченный срок. А наша региональная правозащитная организация «Стоп, коррупция!» с таким решением не согласна.
В пятницу 24 июня председатель правления организации обратился в прокуратуру ЕАО:
«Прокурору ЕАО Дьяконовой Л.В.
от председателя правления региональной
правозащитной организации «Стоп, коррупция!»
Семенова М.А.
Уважаемая Лидия Валентиновна!
23.06.2016 на территории ЕАО стартовала избирательная кампания, в рамках которой пройдут дополнительные выборы в городскую думу г. Биробиджана.
В процессе изучения нормативно-правовой базы, регламентирующей избирательный процесс на территории автономии, мной выявлен факт возможного нарушения прав неопределенного круга лиц, обладающих пассивным избирательным правом.
Так, в соответствии со ст. 28 Закона Еврейской автономной области «О Выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в ЕАО» № 679-ОЗ от 18.03.2015 предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда на выборах депутатов представительного органа городского округа не может превышать 50 000 рублей.
Обращаю Ваше внимание на то, что в прошлой редакции областного закона № 468-ОЗ от 25.02.2014 сумма предельных расходов была увеличена с 70 000 до 150 000 рублей. И это было сделано для обеспечения равных возможностей всех участников избирательной кампании.
Приняв закон № 679-ОЗ от 18.03.2015, депутаты Законодательного Собрания ЕАО в три раза снизили максимально допустимый предел избирательного фонда кандидата в депутаты - самовыдвиженца, что в условиях нынешних расценок на печатную продукцию агитационного содержания (плакаты, листовки, баннеры) не позволяет в полном объеме ознакомить избирателя с необходимой информацией о кандидате.
Кроме того, агитационный период в СМИ длится 28 дней, в течение которых печатные СМИ выходят 4 раза. При существующих расценках на размещение в них публикаций предельная сумма 50 000 рублей ограничивает право и возможность кандидата-самовыдвиженца использовать этот ресурс для предвыборной агитации.
Кандидаты-самовыдвиженцы таким законом поставлены в неравное положение с кандидатами от политических партий. Предельная сумма кандидатов от объединений (политических партий) упомянутым законом определена в 1000 000 рублей, что в 20 раз больше предельной суммы расходов, определенной для кандидата-самовыдвиженца.
Таким образом, нарушаются права неустановленного круга лиц, обладающих избирательным правом, т.к. они не в состоянии проводить предвыборную агитацию в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002, а также Конституции РФ.
В связи с изложенным прошу Вас в кратчайшие сроки принять меры по пресечению нарушения конституционных прав граждан, проживающих на территории городского округа г. Биробиджан.
Председатель правления РОПО «СК»М.А. Семенов»
Мы надеемся, что прокуратура ЕАО оперативно отреагирует на это обращение. Хотя, если честно, она могла отреагировать сразу, когда это решение принималось. Ведь на заседании Законодательного Собрания всегда присутствует представитель прокуратуры. Почему же он тогда промолчал?
А может быть, никакого решения об «обрезании» избирательного фонда кандидатов-самовыдвиженцев вообще не принималось, и это просто опечатка? Пропустили единичку перед пятерочкой случайно? Хотелось бы, чтоб было именно так, тогда исправить опечатку много времени не понадобится.
Но даже если этого не произойдет, независимые кандидаты все равно будут принимать участие в довыборах в городскую думу.
Ведь, по большому счету, деньги в период избирательной кампании хоть и играют важную роль, но она далеко не определяющая. Можно ограничить независимых кандидатов в средствах, но невозможно таким образом заставить избирателей не голосовать за них.
Практика показывает, что чем больше препон возникает на выборах перед независимыми кандидатами, тем больше горожан принимают решение голосовать именно за них. И это решение - правильное!
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №25.