По дороге к самым населенным точкам Русского: Церковная, Шигино, Подножье, Бабкина, Воевода, Рында - можно проехать только на танке
По дороге к самым населенным точкам Русского: Церковная, Шигино, Подножье, Бабкина, Воевода, Рында - можно проехать только на танке
О планируемой 14 марта в 16 часов акции по перекрытию дороги рядом с «парадным» входом на территорию Дальневосточного федерального университета жители Русского узнали из краткого сообщения в социальной сети.
 
Популярная среди островитян общественный экскурсовод по историческим и другим достопримечательным местам острова, работник строящегося океанариума Елена Пикалёва выступила с такой инициативой. Случилось это 13 марта ровно в полдень. А спустя всего пару часов ее инициативу поддержали уже сотни людей.
 
Оперативно откликнулись на нее и представители власти. Из полиции позвонили и предупредили Пикалёву, что ее задержат и привлекут к административной ответственности, так как акция не разрешена и будет признана незаконной.
 
Там, где кончается асфальт…
 
О чудо-острове с говорящим названием Русский сегодня знают во всем мире. Именно здесь состоялся саммит глав государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) 2012 года. В сентябре 2015-го в кампусе ДВФУ прошло и другое знаменательное событие - первый Восточный экономический форум. На нем президент РФ Владимир Путин произнес пророческие слова: «Одним из центров нашего (со странами АТР) взаимодействия становится Дальневосточный федеральный университет. Рассчитываем, что он станет площадкой для выработки новых идей, решения задач развития для России и всего Азиатско-Тихоокеанского региона».
 
Увы, пока не стал. Как не превратился и в территорию опережающего социально-экономического развития, которую также обещал курировать «лично» президент РФ. Просто потому, что нельзя уж слишком заброшенную, неблагоустроенную территорию называть «опережающей». Ведь на ней возможны и практически неизбежны акции протеста, подобные состоявшейся.
 
Поводом для нее стало раннее и излишне «дружное» таяние снега, скопившегося на острове за зиму. Дело в том, что автотрасса с твердым покрытием на Русском проложена от прекрасного вантового моста через пролив Босфор-Восточный… практически только до ДВФУ. Далее асфальт обрывается и начинается грунтовка, по которой весной, да и осенью в распутицу не всякий мощный внедорожник проедет.
 
Вот и на этот раз движение по ней из-за ям и колдобин, глубоких луж-морей прекратилось почти полностью. К населенным пунктам, расположенным вдоль грунтовой дороги по кромке правого берега бухты Новик (здесь расположено большинство микрорайонов острова), редко прорывались крупные автобусы и большегрузы. Ни «скорая помощь», ни юркие «газели» или грузовички, подвозившие продукты и другие товары первой необходимости в торговые точки, преодолеть непролазную грязь не могли.
 
Люди неоднократно обращались с заявлениями, письмами к городским и краевым властям. Взывали о помощи. Но власти, как у нас нередко бывает, отмалчивались. Очевидно, рассчитывая, что необычайно теплый и не очень дождливый март справится с бедой без их «высокого» вмешательства.
 
Не справился. И терпение у людей иссякло. Вот что особенно интересно: как только из оживленной переписки в интернете стало понятно, что акция протеста состоится, власти обеспокоились. И еще за день до акции в 23 часа 45 минут 13 августа (в воскресенье!) отправили из континентальной части города на остров мощную дорожную технику - грейдеры, тракторы, бульдозеры. А на следующий день представители мэрии Владивостока (в том числе и заместитель главы администрации Леонид Вильчинский) были в гостях у Елены Пикалёвой, пригласили ее проехать по островной грунтовке, познакомиться с уже проделанной работой. Многие лужи и ямы на самом деле были засыпаны.
 
Не имеют права?
 
И здесь чиновники предприняли последнюю попытку «обелить себя». Мол, они «без вины виноватые», потому что грунтовка до сих пор находится в собственности Минобороны РФ. И городские службы «не имеют права» ее приводить в порядок. Но это оказалось прямым враньем. Министерство обороны давно передало дорогу в собственность города. И еще 25 метров земли вдоль нее в придачу.
 
Ситуация, конечно, странная. Что же это за торги такие: дорога ваша, а вся прочая земля острова - наша! И сохранится в нашей собственности. Разумеется, в чисто «оборонительно-стратегических» целях. Каких именно - не очень понятно.
 
Правда, как-то в печати промелькнуло сообщение, что Минобороны РФ в районе Ворошиловской батареи на острове Русском решило построить развлекательный полигон. Поэтому необходимо оставить землю в собственности военного ведомства? Или, как рассказывают старожилы и знатоки Русского, потому что на берегу одной из чистейших и красивых бухт острова развернуто грандиозное коттеджное строительство. Здесь будут дачи то ли государственные, то ли частные. Для наиболее авторитетных в государстве вип-персон.
 
А на акции протеста, которая состоялась в точно назначенное время, всплыла еще одна интересная деталь. Городские власти расформировали и ликвидировали дорожно-эксплуатационное управление, много лет исправно действовавшее на острове. Сделали безработными десятки специалистов. А имевшуюся в распоряжении ДЭУ мощную технику забрали на континент. Зачем, почему? Кто ответит?
 
Впрочем, сегодняшняя ранняя весенняя распутица - отнюдь не единственная проблема острова Русского. В конце концов, уже на мирном митинге протеста (никто закон не нарушал и дороги не перекрывал) люди говорили, что владивостокские дорожники за 20 часов ударной работы действительно исправили нетерпимую ситуацию. Представители мэрии пообещали и в дальнейшем… Хотя…
 
Обещать - не значит жениться
 
По этому нехитрому правилу, к сожалению, живет немало наших высокопоставленных чиновников и депутатов. Ведь та же мэрия Владивостока в свое время уже обнародовала план облагораживания грунтовых дорог и улиц в поселках у бухты Новик острова Русского.
 
Городские власти известили, что асфальтирование уличной сети общей протяженностью 38 километров будет разбито на пять этапов. Уже к концу 2013 года должна была появиться техническая документация (почему не раньше, если собирались привести в порядок все дороги еще к саммиту АТЭС?) и начаться реконструкция дороги от мыса Вятлина к поселку Экипажному. Это первый этап. Второй - дорога от Экипажного до Подножья; третий - от Подножья до бухты Воевода и т. д.
 
Правда, о сроках проведения работ, их окончании чиновники скромно умолчали. Продлится ли реконструкция год, два или десять лет? Никто не проинформировал. Уловка известная: назвать точные даты - значит принять на себя обязательства. По ним можно и спросить. А за «благие намерения» какой спрос? Вот уж более трех лет минуло с момента объявления о «пятиэтапной реконструкции». Никто палец о палец не ударил. И тишина…
 
Зато карты в недавнем прошлом секретно-закрытого острова Русского в интернете сегодня сверхпопулярны. Все дорожки и тропы на них обозначены подробно. С комментариями: по этой можно проехать на обычной легковушке, по другой - на кроссовере, а отдельные направления доступны лишь мощным внедорожникам. Пояснения точные и объективные. Ими, показала практика, пользуются.
 
Саммит АТЭС завершился в конце сентября 2012 года. Стояли еще теплые деньки золотой приморской осени. И сразу после открытия для свободного движения моста через пролив Босфор-Восточный на остров устремился поток машин.
 
Муниципальные власти обещают (когда?) островные грунтовки «закатать в асфальт». Никто не против такого наступления цивилизации. Никто не возражает против тротуаров и освещения улиц в поселках. Но при одном непременном условии: автомобилисты, приезжающие на остров отдохнуть, не должны оставлять свои машины на диких и обустроенных пляжах острова ближе, чем за 20-30 метров от кромки воды.
 
Так принято во всех цивилизованных странах мира. Не только и не столько из вежливости по отношению к тем, кто будет вынужден лавировать между машинами, чтобы пробраться к морю. Поэтому, прежде чем «катать в асфальт» грунтовки, надо позаботиться о вместительных автомобильных стоянках, оборудовать места для приема пищи и разжигания костров. Возможно, даже построить навесы для мангалов, на которых люди смогут готовить шашлыки и прочие отбивные.
 
Сейчас набирает обороты кампания по выборам депутатов Государственной думы РФ. Неплохо бы в ее рамках провести общественные слушания по «пяти этапам» реконструкции дорог и улиц, по благоустройству, сохранению островных исторических и природных памятников. На тех же слушаниях необходимо обсудить вопрос о придании острову Русскому особого статуса, который законодательно обяжет и власти, и граждан заботиться об экологии «жемчужины Приморья».
 
От щедрых обещаний благоденствия, если они не исполняются, пользы нет. Остров Русский, несмотря на то что является частью Фрунзенского района Владивостока, остается на обочине столицы Приморья. И пока наши чиновники, депутаты не научатся обязательности, он обречен не быть «райским уголком» для жизни и работы людей, а по-прежнему оставаться неблагоустроенным островом невезения.
 
Александр Климов,
«Новая газета во Владивостоке», №330, 17.03.16
http://www.novayagazeta-vlad.ru/330/mesto-sobytij/ostrov-nenuzhnyh-lyudej.html