Сихотэ-Алинь. Фото Сергея Балбашова.
Сихотэ-Алинь. Фото Сергея Балбашова.
Большой скепсис вызывают потуги федеральных властей остановить бегство населения с Дальнего Востока. Такие же чувства будит последнее изобретение полпреда и Минвостокразвития: предоставление бесплатно в пользование одного гектара земли на человека. Для комсомольчан такой земельный участок будет находиться на расстоянии 10 километров от черты города, т.е. 10 км от пос. Старт, пос. Западный. Для хабаровчан расстояние увеличено вдвое - 20 километров от черты их города.
 
В глухой тайге простолюдину обещают дать гектар земли, так как люди с достатком уже давно прикупили землицу в Краснодарском крае.
 
Если простолюдины собьются в ватагу, то этой ватаге тоже могут выделить большой кусок земли. А землица, то какая?
 
Как в Рассеи: «от Волги до Енисея леса, косогоры, да степи».
 
Группа «Любэ» слегка переборщила про наши края - просто леса, да косогоры. И на этих неудобьях горожанину, видно бросившему КнААЗ и прочие заводы в Комсомольске уже к нынешнему лету, нужно будет вести рентабельное сельское хозяйство. Каково это?
 
Государство никакого вспомоществования оказывать не намерено, действует по принципу: кошка бросила котят, пусть плодятся, как хотят.
 
Царский режим в конце ХIХ для поддержки переселенцев давал на каждую семью безвозвратную ссуду в размере 200 рублей. В те времена это были немалые деньги.
 
Царская Россия оставалась крестьянской страной, и основное требование крестьян было: земля и воля. Эти два слагаемые крестьянского счастья легко находили на Дальнем Востоке. Крестьяне тогда были труженики, не испорченные цивилизацией люди, они не знали о восьмичасовом рабочем дне и не слышали про два выходных дня в неделю. Все это способствовало бурному развитию дальних рубежей России.
 
Население в Хабаровском крае сейчас в основном городское, привыкло к благам цивилизации. Я что-то не наблюдаю неуемного желания огромных масс городского населения поменять тёплые клозеты на удобства во дворе.
 
Возможно, найдется один или два отшельника на тысячу городских жителей готовых уехать в глушь в тайгу. Но они «погоду» не делают. Так и останутся основными путями миграции Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург.
 
Каким образом заселялись Сибирь и Дальний Восток? В первую очередь, конечно, это были вольные хлебопашцы.
 
Во вторую, в царские времена и во времена ГУЛАГа Дальний Восток был местом ссылок. Ссыльно-каторжные, которым некуда было возвращаться, потихоньку оседали на Дальнем Востоке.
 
«Забайкальские комсомольцы» (ЗК) составили определенную прослойку среди жителей города Юности. Мне самому приходилось строить ТЭЦ-3 в бригаде со спецперсоналом - «химиками».
 
Разумеется, были и настоящие комсомольцы, которые ехали строить величие социалистической страны на Дальнем Востоке. Но постепенно революционный порыв слабел, незаметно формировалось советское общество потребление. Во времена Леонида Ильича заманивали на БАМ и другие молодежные стройки «длинным рублем».
 
Ничего плохого в этом не было. Системой экономического стимулирования, разработанной во времена «развитого социализма», пользуются либералы и консерваторы капиталистического уклада жизни.
 
С 60-х годов прошлого века сохранились «три кита», якобы, государственных гарантий освоения северных территорий: районный коэффициент, северная надбавка и проезд к месту использования отпуска.
 
В советское время это действительно были государственные гарантии и компенсации. А сейчас название сохранилось старое, но никакого участия государства в предоставлении льгот и гарантий вообще не просматривается.
 
Все обязанности по предоставлению «государственных гарантий и компенсаций» действующая власть переложила на предпринимателей и предприятия.
 
Интересно получается, гарантирует один субъект, а расплачиваются другие люди. Напрашивается такая аналогия - в ресторан зашла группа людей и самый наглый говорит: «Я гарантирую, что за банкет заплатит Вася».
 
И вот этому предпринимателю «Васе» приходится изворачиваться и выполнять те гарантии, которые он на себя не брал.
 
Предприниматель, который работает в Москве, не обязан выполнять государственные гарантии. Следовательно, для развития бизнеса Москва имеет существенные конкурентные преимущества, которые не изменят ни ТОСЭРы, ни бесплатные гектары.
 
Ни Комсомольск, ни Хабаровск при такой экономической политике никогда не станут территорией опережающего развития. При этом правительстве Дальний Восток как был, так и останется депрессивным регионом.
 
Был такой анекдот про хренового военврача, который делил таблетку на две части и говорил больному: «Одна половинка от больной головы, а вторая от боли в животе. Смотри не перепутай!»
 
Государство, как хреновый врач, заставляет предпринимателей северных территорий делить свои расходы по оплате труда на две части: одна часть заработная плата, а вторая это районный коэффициент и северная надбавка. Так что, уважаемые товарищи и господа, нет ни каких государственных льгот и гарантий для развития Сибири и Дальнего Востока. Все это полная профанация!
 
«Российское могущество будет прирастать Сибирью», - заявлял некогда Михаил Ломоносов.
 
Для современного московского правительства жители Сибири и Дальнего Востока - «замкадыши» - т.е. живущее за московской кольцевой автомобильной дорогой.
 
Мое предложение о государственных гарантиях состоит в следующем.
 
Все государственные гарантии и компенсации должны оплачиваться не за счет прибыли предприятия или предпринимателя, а за счет государственного бюджета.
 
Размер районного коэффициента должен быть фиксированным и иметь одно и тоже значение для всех категорий населения определенной северной территории.
 
«Солнце светит всем одинаково» - вслед за синоптиками утверждает Вера Брежнева в своей песне. Так почему же в Комсомольске работнику с зарплатой 10 000 рублей начисляют 2 000 районного коэффициента, а с зарплатой в 100 000 начисляют 20 000 рублей такого же районного коэффициента.
 
Создается впечатление, что богатые и бедные, выходя из квартиры, попадают в разные климатические пояса: для бедных зимой у нас -5, а для богатых -50.
 
Цель районного коэффициента компенсировать жителю северного региона неудобства, связанные с неблагоприятными климатическими условиями. Климат для всех одинаков на одной территории, а компенсации почему-то разные. Это недоразумение нужно устранить.
 
Одним гектаром не отделаетесь, господа министры, нужно коренным образом реформировать всю систему, якобы, государственной поддержки жителей Сибири и Дальнего Востока.