Борис Сухинин
Борис Сухинин
В условиях рынка главное - экономическая
целесообразность в угоду социализации общества
Автор.

 
Проанализировав состояние стратегического менеджмента в Сахалинской области, понял, что сегодня Россия, как никогда, нуждается в коренной перестройке управления народным хозяйством.
 
В соответствии с требованиями современного менеджмента в условиях развития рыночной среды, Россия как страна с 85-ю субъектами, так и Сахалинская область с 20-ю муниципалитетами, административно разделены на старых принципах партийного управления территориями, представляющие собой территории как неуправляемые хозяйственные системы.
 
Такое административное деление было удобно для партийной руководящей элиты КПСС, для тотального контролирования поведения населения на любых территориях, и это деление сегодня требует коренного преобразования.
 
В этой связи, в свое время президент России сделал архиважную попытку преобразования управления государством, создав ныне девять федеральных округов (до 2010 года - 7, до 2014 года - 8), которые возглавили полномочные президента России.
 
Однако перечень функций и задач полномочных представителей президента России в федеральных округах, которыми наделил их президент, вошли в очевидное противоречие с распространенными оценками деятельности института этих представителей и самого существования федеральных округов как «новых единиц территориального устройства страны».
 
Однако далее этого, все-таки прогрессивного шага, руководство страны не пошло.
 
Сегодня в руководящих органах правительства Сахалинской области и его аппарате, в большинстве своем, работают чиновники партийно-советской закалки, представленные определенным кланом, руководимый до последнего времени господином Хорошавиным, который, считаю, не был заинтересован в реорганизации неэффективной системы управления областью, как и его чиновничья рать. Не будет же чиновник рубить сук, на котором сидит?
 
Свою значимость областные чиновники подтвердили, приняв закон Сахалинской области «Об администрации Сахалинской области», состоящий из 14 статей. В котором не нашлось места статьям: о сложении полномочий, о самороспуске, и т.д., что, кстати, прописано для правительства России в Основном законе.
 
Пять статей этого, вышеназванного Закона, по большому счету, можно отнести к регламенту взаимодействия главы администрации и его администрации. Весь смысл закона сводится к участию администрации области в формировании консолидированного бюджета и не более того.
 
Вспомнился один эпизод из жизни, который произошел на заре становления партии «Единая России», и он связан с моим выступлением на партийных посиделках под названием областная конференция, на которой обсуждался проект Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправлении в Российской Федерации», впоследствии заимевший номер 131-ФЗ.
 
Так вот, на этой конференции мной был обнародован доклад, тезисы которого были предварительно согласованы с партийными бонзами от «ЕР», который раскрывал мое видение преобразования административных границ области, но главная мысль, озвученная в докладе, сводилась к тому, чтобы Сахалинская область непременно должна была слиться с Хабаровским краем.
 
После публичного озвучивания этой фразы из доклада, делегат конференции - господин «Б» (на тот момент являвшийся чиновником от администрации области, руководивший отделом культуры), сидевший в средних рядах конференц-зала, принадлежащего сегодня Театру кукол, вдруг вскочил на ноги и громко затопав ногами.
 
Он начал сбегать вниз к сцене, к трибуне, где был озвучен мною доклад, вернее полдоклада. Поскольку далее топот башмаков чиновника заглушил шум аплодисментов делегатов конференции, захлопавших продолжение моего доклада. Естественно мне пришлось покинуть конференцию.
 
Делегаты конференции, представленные в основном чиновничьей ратью, не могли знать, да и вряд ли хотелось им узнать, что мой доклад, вернее та ее часть, которая вызвала шквал возмущений, отталкивалась от Конституции Российской Федерации, признавшей местное самоуправление.
 
В недочитанной части доклада было сказано, что в соответствии с Основным законом и проектом Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прописано, что органы местного самоуправления имеют и управляют самостоятельно муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы и т.д. А это значит, что они могут, вполне, обходится без региональных органов управления.
 
Отдельные функции по управлению органами местного самоуправления, делегированные федеральной властью региональным структурам власти, полагаю, в будущем должны перейти к органам власти Дальневосточного федерального округа.
 
Необходимо только однозначно изменить и административно-территориальное деление Сахалинской области, которое должно быть представлено 3-я - 4-я районами (северный, средний, южный, отдельно островной, включающий все Курильские острова) - как наиболее оптимальными административными структурами для управления, представляющие собой хозяйственные экономические системы на принципах взаимосвязанности, взаимообусловленности и саморазвития внутренней среды.
 
При этом Северокурильский район необходимо отнести к Камчатке, поскольку он ни каким образом не связан с Сахалинской областью. Если не считать единой связкой островов когда то провозглашенный Советами лозунг «Единственная островная область СССР».
 
Для согласованной деятельности вновь образованных районов по управлению социально-экономическими функциями в области должен быть создан координационный центр, который должен замыкаться на органы власти Дальневосточного федерального округа. Только таким образом, область - как система, станет управляемой, и это будет соответствовать концепции современного менеджмента об управляемости общественных систем.
 
Кстати, вместо послесловия к настоящему изложенному материалу - после того конференц-случая, один чиновник от «ЕР» сказал, что если область отойдет к Хабаровскому краю, то жизнь наша островная станет совсем худой, на что я ему ответил, что хуже уже никогда не будет, поскольку мы уже давно плохо живем, а значить так нам и надо…
 
Б.М. Сухинин,
экономист, член союза журналистов России
Южно-Сахалинск
 
Кстати
 
Сегодня проблема управления сложно построенных субъектов федерации двояко оценивается специалистами. С одной стороны, признается, что эти субъекты федерации есть конституционно закрепленная реальность, с другой стороны сложносоставные субъекты Российской Федерации воспринимаются как своеобразный правовой курьез, не имеющий аналогов в мировой практике.
 
Уникальность этих субъектов РФ состоит не в том, что пространственно обширная административно - территориальная единица (область, край) включает меньшие по площади административно - территориальные единицы (районы, муниципалитеты), а в том, что в России - и первые и вторые признаны равно статусными. Их органы власти одинаково самостоятельны и теоретически не вступают в отношения иерархической соподчиненности.
 
Только финансовая нищета заставляет муниципалитеты попадать в зависимость региональных властей. Лишь последние изменения, внесенные недавно в Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ закрепляют зависимость глав муниципальных образований от губернаторов субъектов.
 
Справка
 
Известно, что из всех принятых планов развития народного хозяйства в СССР, был выполнен только лишь один - план ГОЭЛРО. Этот план предусматривал увязку строительства электростанций с производством и потреблением электроэнергии и охватывал все основные отрасли экономики и положил начало экономическому районированию.

 
Для реализации этого плана территория страны была разделена на восемь экономических районов, что и определило успех выполнения и перевыполнения плана ГОЭЛРО.
 
Впоследствии планирование в СССР осуществлялась на основе административного деления территории страны по партийным, а не экономическим принципам, что повлияло на дальнейшее развитие экономики страны в целом. Только благодаря жесточайшему централизованному управлению страна просуществовала около 80 лет.
 
В шестидесятые годы прошлого столетия в СССР Н.С. Хрущевым были предприняты попытки научного подхода к управлению народным хозяйством страны, вызванные сложившимися негативными тенденциями в экономике страны. Предполагалось перейти к производственному принципу построения руководящих органов партии сверху вниз, то есть создание на местах двух обкомов партии и двух облисполкомов - промышленных, сельскохозяйственных.
 
Но партийное руководство территорий свело на нет эти попытки, усмотрев прямое покушение на их единоличную власть, несмотря на то, что к тому времени в стране сложилось и структурировалось 18 территориальных экономических районов, которые могли бы стать фундаментом управляемой экономической системой государства.