Глава Хабаровского центра региональных геологических исследований Геннадий Роганов
Чем может быть интересен туристам Хабаровский край? Дикий и экстремальный отдых, охота, рыбалка, экскурсии к местам проживания коренных народностей и… геология, как это ни странно звучит!

Интерес к каменной летописи дальневосточной земли мог бы привлечь дополнительное внимание со стороны представителей научного туризма, например, к национальному природному парку на Шантарских островах. Такое, почти сенсационное, предложение высказал нашей редакции глава Хабаровского центра региональных геологических исследований Геннадий Роганов.

Просвещение с яшмой

- Шантарский архипелаг - это настоящий геологический музей под открытым небом, - говорит г-н Роганов. - В высоких скальных утесах, обрамляющих каждый из островов, можно наблюдать препарированные морским прибоем многие детали строения складчатой структуры палеозойских вулканогенно-осадочных образований.

По словам ученого Геннадия Роганова, начало геологического изучения Шантар принято связывать с в 50-60-ми годами прошлого столетия, когда были составлены первые геологические карты территории. В последующие годы исследования были нацелены в основном на поиски полезных ископаемых.

- Геологические данные, которые имеются сегодня, говорят о том, что для промышленного освоения эта территория малоинтересна, а вот для научного и просветительского вполне подходит, - продолжает глава хабаровского геоцентра.

Геннадий Роганов пояснил, что, особенности геологического строения Шантарских островов определяются их размещением в пределах восточной части Монголо-Охотской складчатой системы. По современным представлениям, стратиграфическая колонка островов включает три комплекса вулканогенно-осадочных образований: ир-нимийский, тыльский и тугурский.

В разных объемах здесь представлены так называемые вулканогенные породы основного состава, преимущественно базальты, разноцветные яшмы, иногда содержащие прослойки марганцевой руды, доломиты, известняки, микрокварциты, вмещающие залежи фосфоритов, песчаники и кремнисто-глинистые породы.

Обнаженные известняки

Геологи утверждают, что возраст и последовательность образования шантарских недр еще недостаточно изучены.

Кстати, кремнистые породы и их марганцовистые-родонитовые разновидности хорошо шлифуются и полируются. Когда-то они использовались камнерезами уникального предприятия «Далькварцсамоцветы» для изготовления разнообразных поделок.

- Содержание и запасы полезных компонентов в фосфоритовых и марганцевых рудах недостаточно высоки для их промышленного использования, - отмечает Геннадий Роганов, - но сами по себе обнажения этих весьма экзотических горных пород для людей геологической профессии интересны тем, что в них скрыты многие тайны рудообразования в геологическом прошлом.

Поделка из шантарского камня
В Хабаровском центре геологических исследований убеждены, что для изучения учеными на Шантарах будет интересен и Феклистовский массив, который сходен по составу, внутреннему строению и металлогении с широко известным концентрически зональным платиноносным массивом Кондер.

- Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о розовых известняках, обнажающихся на острове Большой Шантар в береговых утесах мыса Северо-Западного, - почти восторженно продолжает разговор ученый. - Это красивые хорошо полирующиеся породы, пригодные для изготовления художественной плитки и разнообразных поделок.

Все в парк

Отраслевики Хабаровска, похоже, впервые всерьез задумались о совершенно новом статусе Шантарского архипелага. По их мнению, чтобы подготовить территории эксклюзивного природного парка к геологическому туризму, нужно провести дополнительное геологическое доизучение территории, по материалам которого уже можно будет разработать путеводитель для проведения организованных научных экскурсий.

Кстати, как полагают в исследовательском гео-центре, именно в нынешний кризис к созданию и обустройству геологического парка могут быть привлечены волонтеры и студенты различных специальностей.

- Шантарский архипелаг - это лишь одна из потенциальных площадок для развития геологического туризма в нашем крае, - резюмирует Геннадий Роганов. - Если задаться целью, почти в каждом районе региона можно найти уникальные площадки, посещение которых будет интересно не только профессионалам от геологии и других отраслей, но и простым туристам.

А если найдут платину?

Портал «Дебри-ДВ», который первым выступил в защиту от хищнического и браконьерского использования Шантарских островов, сданных на много лет еще при прежнем губернаторе в аренду непонятным структурам, пока готов поддержать только открытое отраслевое обсуждение этого проекта Хабаровского центра региональных геологических исследований.

Хорошо, конечно, что ученые не стали реализовывать свои идеи, так скажем, в закрытом режиме, как это нередко происходит. Тем более, геологи ведут речь не о промышленном освоении этой территории, а о научном и туристическом. Во всяком случае - пока.

Охотское побережье. Фото Сергея Балбашова

А если в результате геологических «доисследований» на Шантарах вдруг обнаружат приемлемое для освоения месторождение платины или промышленные запасы полудрагоценной яшмы? Кто даст гарантию, что архипелагу впоследствии не «снизят» особоохраняемый от хозяйственной деятельности статус национального природного парка, которого добивались экологи региона десятки лет?

Мне самому, к сожалению, не довелось побывать на островах. Но немало моих друзей и знакомых летали туда в разные времена года. И все они утверждают, что Шантары - не просто жемчужина, но и непостижимая простым разумом территория. И, конечно, мы совершаем непростительную ошибку, что не исследуем острова во всех ипостасях.

Дебри Балбашова

Я всегда любовался видами Шантар и многих других таежных уголков Дальнего Востока, сделанные замечательным хабаровским фотохудожником и журналистом Сергеем Балбашовым, талант которого сегодня оказался невостребованным, в том числе и для той же туристической отрасли. Эти фотографии в свое время опубликовал портал «Дебри-ДВ», как мне показалось, оправдывая подобным образом и свое название, и ключевое внутреннее предназначение.

Из неизданной книги Сергея Балбашова - Охотоморье

Что говорить, как ни крути, изучать недра и дебри эксклюзивных не только для края и России, а и для всей планеты островов все же надо. Но, может, для начала в деле организации геотуристического направления в крае нашим ученым стоит «потренироваться» на других территориях, где, по словам того же г-на Роганова, имеются «уникальные площадки»?

Андрей Мирмович, специально для «Дебри-ДВ»