Очень интересный рецепт старой «каши из топора» придумали в Республике Саха (Якутия). Он называется - «продать все, что еще можно продать», и при этом еще очень хорошо доплатить за якобы «неликвид». После приготовления блюда умным инвесторам достаются акции, предприятию - ненадолго деньги, а бюджету Якутии - дырка от бублика. Навсегда.
 
Хитрый «стратегический инвестор»
 
В среду, 17 декабря 2014 года, в Москве состоялась презентация Республики Саха (Якутия) в посольстве Китайской Народной Республики в Российской Федерации. В числе прочих крупных якутских компаний в презентации приняла участие и  ОАО «Авиакомпания «Якутия».
 
С проектом «Привлечение стратегического партнера…» для якутского авиаперевозчика выступила генеральный директор авиакомпании «Якутия» Ольга Федорова.
 
Как сказано на сайте авиакомпании:
 
«В рамках презентации инвестиционного потенциала Республики Саха (Якутия) участникам была предоставлена возможность сразу после окончания официальной части программы сесть за стол переговоров.
 
Генеральный директор представительства южнокитайской авиакомпании в России господин Чжу Лян предложил два варианта сотрудничества. Это открытие новых регулярных рейсов из Дальнего Востока России в Южные провинции Китая в город Гуанчжоу и возможность перенаправления парка воздушных судов авиакомпании «Чайна Саузын Эрлайнз Лтд» в российский рынок авиаперевозок».
 
Вместе с тем недавно якутский сайт News.Ykt.Ru сообщил, что «сейчас менеджмент авиаперевозчика и руководство республики сосредоточили усилия на поиске стратегического партнера-инвестора, который бы позволил авиакомпании приобрести в собственность самолеты магистрального типа Boing-737-800 и регионального типа - Bombardier Q400».
 
Ольга Федорова, генеральный директор ОАО «Авиакомпания Якутия»:
 
- Сегодняшняя стратегия авиакомпании ориентирована на развитие авиаперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе, наиболее перспективным является привлечение стратегического инвестора из Китайской Народной Республики. В качестве возможных партнеров по нашему мнению могут выступить государственные (Air China (Dalian Airlines) или частные авиакомпании (Hainan Airlines Company Limited  (Tianjin Airlines), осуществляющие свою деятельность в северных провинциях Китая.
 
Стоимость акции авиакомпании «Якутия», согласно отчетам российских и международных фирм-оценщиков, имеет тенденцию к росту на протяжении 2010-14 гг. Инвестиции, полученные авиакомпанией, от реализации 49% пакета акций будут направлены на приобретение новых воздушных судов для обслуживания маршрутной сети в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для увеличения привлекательности прямых инвестиций в российскую авиакомпанию для китайских инвесторов возможно включение в схему взаимосвязанной сделки китайских лизинговых компаний (BOC Aviation, China Aircraft Leasing Company)...
 
Как сообщает News.Ykt.Ru, Ольга Федорова призналась, что время на поиск партнера сужается довольно быстрыми темпами, если стратегический партнер найден не будет, компанию может ожидать финансовая несостоятельность.
 
С другой стороны, если с привлечением стратегического инвестора все получится удачно, то, по версии менеджмента, к 2022 году акционерная стоимость авиакомпании «Якутия» возрастет с текущих 3 до 10 млрд рублей.
 
Стратегическое партнерство будет выглядеть так: авиакомпания «Якутия» проводит дополнительную эмиссию, после которой 49 процентов акций будет передано китайскому партнеру. На этом ясность заканчивается и начинаются разночтения.
 
По версии якутской стороны, вырученные от дополнительной эмиссии деньги и предполагаемые инвестиции от стратегического партнера, будут направлены на приобретение новых боингов и бомбардьеров. Летать они будут по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону.
 
Желания же китайцев кардинально другие - они хотят пристроить часть своих лишних воздушных судов в якутскую авиакомпанию и уже под флагом «Якутии» работать на прибыльных направлениях российского рынка авиаперевозок. Я думаю всем понятно, что передавать свои самолеты китайцы будут не бесплатно - на это как раз и уйдут деньги вырученные авиакомпанией «Якутия» от дополнительной эмиссии.
 
Их как раз хватит - исходя из озвученной Ольгой Федоровой текущей оценки стоимости авиакомпании в 3 миллиарда рублей, 49 процентов акций обойдутся китайцам в 1,5 миллиарда рублей. Или 28,3 миллиона долларов по текущему курсу.
 
Никаких новых бомбардьеров в этой схеме явно не просматривается потому, что в этом классе ВС китайская авиакомпания эксплуатирует бразильские самолеты Embraer E-190.
 
Ну как вам такое «стратегическое партнерство»?
 
Если же учесть, что сейчас собственник авиакомпании - правительство Республики Саха (Якутия) - проводит вот уже вторую за последних полтора года докапитализацию и вливает в «Якутию» уже 1 миллиард рублей, то ситуация, на мой взгляд, становится вообще анекдотичной. В результате допэмиссии бюджет Республики Саха (Якутия) вообще ничего не получает, наоборот, Якутия теряет 49 процентов акций авиакомпании и еще миллиард с лишним рублей приплачивает за это. После чего у нее останется акций на сумму чуть более 1,5 миллиарда рублей.
 
Вы что-нибудь понимаете в этом «гешефте»? Я лично нет.
 
Логичнее предположить, что если вы отдаете компанию «стратегическому инвестору», то пусть он спасает компанию и инвестирует в нее средства. А иначе зачем он нужен - этот «инвестор»? Пока же, как видим, авиакомпания «Якутия» получает ненадолго деньги, китайцы - навсегда акции, а народ Республики Саха (Якутия) как обычно - дырку от бублика.
 
Электрик авиатору не друг
 
Впрочем, даже это желание сохранить в собственности республики акций на 1,5 миллиарда рублей наталкивается на суровые рифы реальной действительности. Сейчас, в схожей с «Якутией» финансовой ситуации и по схожим причинам оказалась такая же региональная авиакомпания Utair. Сегодня Utair - это третья авиакомпания России. По данным Росавиации, за январь-октябрь текущего года она перевезла 7,5 миллиона пассажиров. Для сравнения: «Якутия» за тот же период перевезла почти в десять раз меньше - 866 тысяч и заняла 18 место. Соответственно, во столько же раз у «Якутии» меньше выручка и самолетный парк.
 
Так вот, по данным ММВБ, текущая капитализация Utair составляет всего 4 миллиарда рублей. Со всеми ее самолетами, доходами и долгами. А как мы помним, Ольга Федорова оценила стоимость «Якутии» в 3 миллиарда рублей. И что-то мне подсказывает, что китайцы тоже следят за котировками российских авиакомпаний, сравнивают и делают соответствующие выводы…
 
Не смотря на то, что Utair оказался в тяжелой финансовой ситуации (дошло до техдефолта и ареста воздушных судов), там не стали оригинальничать в поиске выхода из кризисной ситуации - просто провели оптимизацию затрат и резко повысили эффективность работы. Не стал спешить с плюшками в виде докапитализации и контролирующий акционер компании, коим является пенсионный фонд компании «Сургутнефтегаз» (75,64 %). Сами понимаете, организация далеко не бедная и нужду в деньгах явно не испытывающая.
 
Вместе с правительством ХМАО и Тюменской области НПФ «Сургутнефтегаз» создал консультативную группу, которая занимается спасением компании. К делу были подключены Сбербанк, Росавиация и правительство России. И хотя акционеры рассматривают все варианты спасения авиакомпании, пока никто никаких акций продавать не собирается, в планах авиакомпании уже к концу будущего года выйти на безубыточную работу.
 
Антикризисная программа, разработанная и примененная менеджментом Utair, позволила компании резко повысить эффективность своей работы и превзойти средние показатели по отрасли. Например, по данным Росавиации, за январь-октябрь 2014 г. процент занятости пассажирских кресел в авиакомпании вырос на 3,4 % - с 77,9 до 81,3 % (в среднем по России этот показатель равен 80,9%). Сами понимаете, что чем больше пассажиров везет самолет, тем выше выручка компании при тех же затратах. А значит, выше эффективность и рентабельность. И это все без денежных вливаний со стороны акционеров, а просто за счет повышения качества управления и проведения грамотных антикризисных мероприятий.
 
В авиакомпании «Якутия» за тот же период, несмотря на все «героические» усилия нового руководства рост составил всего 1,4 % (с 74,8 % до 76,2 %) и по-прежнему не дотягивает до среднероссийского уровня. По моему мнению, такой низкий уровень загрузки самолетов не позволяет компании работать с должной эффективностью и уж тем более самостоятельно выйти из кризисной ситуации.
 
Безусловно, в результате проводимых руководством Utair антикризисных мероприятий авиакомпания потеряет определенную долю рынка и сократит свой масштаб. Но в конечном итоге эти меры позволят собственникам, без всякой лишней траты денег, сохранить свою собственность, а регионам - стабильное транспортное обслуживание населения и предприятий.
 
Так может и народу Якутии вместо поиска «стратегического инвестора» найти хорошего антикризисного менеджера, хорошо разбирающегося в тонкостях авиаперевозок и способного грамотно управлять авиакомпанией? Пусть даже и китайца, если в России такового не найдем. Так смотришь, и никаких «стратегических инвесторов» не понадобится. А на лишний миллиард лучше построить еще 5 детских садов по 240 мест каждый - один садик как раз 188 миллионов рублей стоит. И даже денег на оборудование останется.
 
И без всяких очень умных китайцев инвесторов…
 
Александр Злобин.
yktimes.ru, 26.12.14
http://www.yktimes.ru/glavnoe/yakutiya-prodaetsya-ili-razbazarivaetsya/#comment-8813
 
P.S. Ну а если говорить совсем начистоту, то получается, что нынешнее руководство республики, которое несет прямую ответственность за республиканское имущество, попросту не умеет или не хочет им грамотно распоряжаться? Не думаю, что действия госпожи Федоровой не согласованы с руководством республики Егором Борисовым.
 
Однако если это действительно так, то, получается, что усилия руководства Республики Саха(Якутия) направлены не на повышение доходности предприятий, увеличения налоговых платежей в бюджет и вообще наращивания любой финансово значимой собственности республики. А возможно совершенно наоборот - прикрываясь кризисами, неблагоприятными тенденциями, сомнительными выгодами, руководство республики, по моему мнению, попросту «разбазаривает» наше имущество... Разве не так? Разумеется, подавая все это под сладким соусом будущих дивидендов, которые, как увы, показывает практика, так и остаются ничего не значащими посулами.
 
А то, что по реальной вероятности, к 2022 году мы вообще останемся без собственной стратегической компании, так это… пусть уже другой Ил Дархан разбирается.
 
yktimes.ru, 26.12.14