Остров Русский, являющийся неотъемлемой частью столицы Приморского края, и находится всего в восьми километрах от Владивостока. И это в дальней его части. От полуострова Эгершельд до Русского можно «дочихнуть», но от этой близости к городу островитянам ничуть не легче.

 

Всего двадцать минут хода и взгляду открывается величественная панорама острова. Серые, подернутые сединой сопки укутаны утренним туманом, и оттого Русский представляется «таинственным островом» Жюля Верна. Путь парома лежит через канал, прорытый более ста лет назад. Вдумайтесь только — власть в стране поменялась несколько раз, а он стоит себе и продолжает исправно служить людям. Правда, давно нуждается в ремонте, но нынешние власти это, по всей видимости, не интересует. Может, считают, что ремонтировать должен тот, кто строил, а может, вся надежда на мост, который, возможно, появится через пять лет.

 

Еще несколько минут и паром пристает к причалу на «Подножье». Единственное, что здесь радует взгляд — новый причал. Хоть что-то сделали. Дождались, пока старый совсем развалится и «Крузера» богатых отдыхающих не смогут съезжать с парома и тут же построили новый. Островитянам пришлось просить построить новый недолго — лет семь. По меркам решения островных проблем, как вчера попросили, а власть тут же отреагировала. Интересно, на сколько его хватит?

 

Сразу за причалом начинается тихий ужас. По другому «это» не назовешь. Грунтовое «направление» (дорогой назвать - язык не поворачивается) в непотребном состоянии. Яма на яме. Представьте, что здесь творится в дождливую или снежную погоду, если сейчас проехать и не оставить на этой дороге подвеску можно только при наличии определенного мастерства.

 

И так по всему острову, ездить надо или на «БТРе», или на «Камазе». Предлагаю краевой администрации новый проект по повышению привлекательности Владивостока для туристов. На Русском надо организовать (под эгидой «Единой России», естественно) «гонки на выживание» или автопробег, по типу «Кэмэл-Трофи». Затрат ноль — бездорожье уже есть, а экономические и имиджевые прибыли — закачаешься. И приурочить все это к форуму «АТЭС». Туристы рванут толпами, а мы на их «буржуйские» деньги построим рай на отдельно взятом острове.

 

«Отдельная песня» на острове — поселки. Живет (или выживает) здесь почти пять тысяч человек. Две с половиной - взрослые, остальные — маленькие дети и подростки. Условия, в которых они живут, не пожелаешь и врагу. Практически во всех домах протекают крыши, полы и стены насквозь прогнили. Основная часть жилого фонда острова - двух- и трехэтажные дома, построенные более шестидесяти лет назад. Капитального ремонта в них никогда не было. Представляете состояние квартир?

 

Зато счета на коммунальные платежи приходят с завидной регулярностью. Иногда доходит до абсурда. В одном двухэтажном доме в поселке Аякс пару лет назад из-за плохого состояния проводки случился пожар в квартире. Жилье выгорело полностью, но квитанции на квартплату приходят ежемесячно до сих пор, в том числе и за электроэнергию, по среднему тарифу. Хозяйка квартиры, Мария Николаевна, неоднократно обращалась в различные инстанции с просьбами освободить ее от платежей, но... «жировки» как приходили, так и приходят.

 

И такие случаи не единичны. В поселке Экипажный зимой работает единственная маленькая кочегарка, построенная три года назад. Температура в квартирах не поднимается выше 15 градусов. Горячей воды нет более десяти лет. Правда, перед выборами теплотрассу подлатали, но вот выдержат ли, стоявшие столько лет без дела и прогнившие трубы в домах?

 

Единственные, кому хочется пожелать жить в таких квартирах - сотрудники краевой администрации. Многие спросят — а почему не городской? А при чем тут мэрия Владивостока? Когда город принял от Министерства обороны жилой фонд острова на свой баланс, дома уже были в плачевном состоянии.

 

Чтобы наладить более или менее нормальную жизнь в поселках о. Русский, надо два(!) городских бюджета. У краевой администрации деньги есть, но давать их городу она не намерена. Власть на эти деньги построит театр оперы и балета! Здесь же! И будут дамы и господа в дорогих вечерних платьях и смокингах трястись в дорогих иномарках по бездорожью любуясь из окон на разруху.

 

Единственная поселковая больница ютится в небольшом, одноэтажном здании, деля его с поселковым опорным пунктом. Ночью в больнице дежурят всего два человека. Палаты в ужасном состоянии, медкабинеты пропахли не лекарствами, а плесенью. Узких специалистов практически нет.

 

Может, стоило бы построить новую больницу? Нет, шалишь. Мы построим пять пятизвёздочных отелей и десять четырехзвездочных! Может, после форума всех больных на острове будут госпитализировать в «президентские» люксы (а кем еще будут заполнять эти отели)? В таком случае я и сам перееду на остров.

 

Хочется пожелать вновь избранному депутату городской Думы и губернатору Дарькину прибыть на остров (они вообще здесь когда-нибудь были?) и взглянуть на все своими глазами. Может быть тогда жизнь на острове наладится.

 

Евгений Саблин,

«Арсеньевские вести», № 50.