На самом южном острове Курильской гряды 29 января 2014 года был официальный траур. В этот день похоронили четверых из тех десяти человек, что входили в досмотровую пограничную группу, и погибли 24 января у берегов Кунашира. Все они были на борту пограничного плавсредства, которое перевернулось. Люди оказались в ледяной воде. У них не было шансов выжить. Отсутствие официальной информации о подробностях этого трагического ЧП уже породило массу неточностей и домыслов.
 
Напомним, первое (и, пожалуй, пока единственное) официальное сообщение с некоторыми подробностями этого ЧП исходило из ФСБ России.
 
В частности сообщалось: «24 января около 22 часов в бухте Южно-Курильская в пяти кабельтовых юго-западнее Южно-Курильска при доставке осмотровой группы сотрудников пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области в сложных метеоусловиях (снежные заряды, порывы ветра) произошло опрокидывание бортового плавсредства, на котором находились 10 человек. На месте происшествия организованы поисково-спасательные работы, в которых задействованы 8 кораблей и судов и 2 вертолета».
 
Также сразу стало известно, что пограничники должны были досмотреть судно «Астор» под флагом Сьерра-Леоне, что стояло на рейде, в 600 метрах от берега, под присмотром корабля наших морских пограничников.
 
Согласно сообщению ФСБ России, накануне пограничный сторожевой корабль задержал судно «Астор» за незаконный улов в территориальных водах РФ.
 
Далее, как почти единогласно сообщили в первые сутки после ЧП многие СМИ, для досмотра со сторожевого погранкорабля было спущено плавсредство, на борту которого находились семеро военнослужащими досмотровой группы. Позднее это же плавсредство приняло на борт еще троих сотрудников южнокурильской зональной инспекции ПУ ФСБ России по Сахалинской области. Затем плавсредство направилось к задержанному судну для проведения досмотра. Спустя некоторое время с ними была потеряна связь.
 
Заметная неточность в сообщениях СМИ появилась 27 января, когда некоторые из них заявили, что в Южно-Курильской бухте обнаружено пять тел погибших. На самом деле, по данным на 30 января, найдены только четверо. Однако это расхождение в неофициальных сообщениях вскоре нашло свое объяснение. Выяснилось, что пограничники, которые вели поиск своих утонувших товарищей, действительно, нашли пятое тело. Однако его не удалось забрать у моря. Более того, случилось так, что чуть не погибли еще трое пограничников. Их лодка тоже перевернулась. Все трое тоже оказались в ледяной воде, но сумели добраться до берега (он, к счастью, был значительно ближе, чем в первом случае). На берегу всех троих, искупавшихся в ледяной купели, сразу взял на борт вертолет и быстро доставил в больницу.
 
Подробности этого уже «поискового» инцидента сообщило «Аstv.ru»:
 
«28 января удалось побеседовать с очевидцем разворачивающейся на Кунашире катастрофы. Мы надеемся, его рассказ позволит пролить свет на ситуацию. Отметим, что все изложенное далее, приводится со слов местного жителя.
 
- Как дела у вас там? Что сейчас происходит?
 
- Это .... На лодке почти все шикотанские были, местных четверо. Вот представляешь, сейчас трупы ищут. Выходят в море в бушлатах. Это жесть какая-то. Увидели покойника, решил багром подтянуть. И всё. На… Лодка перевернулась. Один в реанимации, двое более-менее - с обморожением.
 
- И что, даже экипировки нормальной у поисковиков нет?
 
- Какая экипировка? Они натурально в бушлатах на лодках. И всё замалчивают, всё. Никому ничего не сообщают.
 
Связь пропадает, собеседник перезванивает минут через пять. Утверждает, что мобильную связь глушат.
 
- А тела из морга родственникам отдали?
 
- Вроде бы, сегодня можно будет забрать. Здесь на острове патологоанатома нет. Ждали, когда из Южного прилетит. А без вскрытия не отдадут. Вот так.
 
- Кто поисками занимается?
 
- Местных не допускают. Хотя многие вызвались. Но ищут только шикотанские…
 
- Слушай, ну скажи, что говорят. Зачем их вообще туда ночью послали?
 
- Краба конфискованного отпускать…
 
Мы попытались взять комментарии у врачей районной больницы Южно-Курильска. Никаких данных о состоянии пострадавших, обмороженных участниках поисковой операции нам не дали. Сообщили только, что сейчас ни одного пограничника в южно-курильской больнице нет. А в региональном минздраве нам объяснили, что сейчас все происходящее на Кунашире уже относится к военной и государственной тайне. Так что любую информацию, мы, скорее всего, будем получать лишь из своих, неофициальных источников».
 
Итак, завеса тайны над этим трагическим ЧП чуть приоткрылась, и опять захлопнулась. Тем не менее то, что рассказ житель Кунашира, объяснило путаницу с количеством обнаруженных тел. Кроме того, он подтвердил версию (ее высказали на интернет-форуме) о том, что пограничники отправлялись не просто на досмотр. Они должны были потом проследовать на судне «Астор» до берегов острова Итуруп, и там выпустить контрабандного краба назад в море. Анонимный источник даже указал, что на борту транспортного рефрижератора «Астор» находилось якобы 60 тонн живого краба (у скупщиков он ценится дороже, чем замороженный).
 
А коль скоро на ТР «Астор» был именно живой краб, возможно, в этом надо отчасти искать ответ на вопрос, который с возмущением задают многие читатели: зачем надо было отправлять пограничников на досмотр, глядя на ночь, неужели нельзя было дождаться утра?! Но тогда получается, жизнь крабов дороже, чем человеческая?
 
Один из участников обсуждения на интернет-форуме задал и такой вопрос: «Кто не дал поставить судно-нарушитель к причалу и заниматься досмотром в безопасных условиях?! Зачем это ненужное, в мирное время, геройство?!»
 
- Не дали погода вкупе с размерами судна-браконьера, - ответил ему кто-то из посетителей форума.
 
- Насчет размера, сомневаюсь, - не согласился участник дискуссии. - Обычно это небольшие суда типа японских рыболовных шхун. Кроме того, рядом есть очень хорошие бухты для укрытия - Малокурильская и Крабовая на Шикотане. Тем более, что в этих бухтах есть причалы и пограничные подразделения.
 
Тем временам в некоторых СМИ появились уже явные домыслы. Так, сразу несколько информагентств выдвинули версию о том, что пограничники стали жертвой гигантской волны-убийцы:
 
«Шторма в этот день не было, волнение - в пределах нормы. Неожиданно, как утверждают очевидцы, лодку с инспекторами перевернула гигантская волна. Ранее РИА «Восток-Медиа» сообщало об уникальном исследовании сахалинских ученых. Они изучают так называемые волны-убийцы, которые загадочным образом возникают в тихую погоду. Такие волны способны в считанные секунды уничтожить даже крупный корабль или буровую платформу. Не исключено, что курильские пограничники могли стать жертвами проявления такого аномального явления».
 
Возможно, автор этой версии не в курсе, что существует такое явления, как прибойная волна, из-за которой плавсредствам находиться близко к берегу даже опасней, чем в открытом море. Кроме того, управлять перегруженной резиновой лодкой с мощным мотором, как утверждают специалисты, достаточно сложно. Любое перемещение массы на борту даже при малой волне - практически стопроцентный оверкиль, если у руля не профи...
 
Но вернемся к подробностям трагического ЧП. Как это уже нередко бывало, более трезвую и, действительно, заслуживающую внимания информацию удалось найти на одном из сахалинских интернет-форумов. Вот это сообщение дословно:
 
«Дорогие форумчане, я прошу Вас воздержаться от бессмысленных дискуссий и помолиться за погибших ребят. Ситуация развивалась следующим образом. В 19.00 в бухту Южно-Курильская прибыл ПСКР (пограничный сторожевой корабль. - Ред.) и задержанное судно «Астор» (банановый флаг) с крабом на борту. Для выпуска краба, на данное судно выдвинулась группа сотрудников службы. Первая лодка (резина с пластиковым дном) взяла 5 человек с пирса, и с большим трудом добралась на ПСКР.
 
В пути их несколько раз заливало волной. Из-за чего на вторую ходку двигатель не завелся, и было решено отправить РШПМ (тип кунгас, вместимость 12 человек). Именно поэтому решено было сразу забрать оставшихся 10 человек. После отхода шлюпки от пирса, ее несколько раз заливало волной и не доходя до ПСКРа связь со шлюпкой была утеряна. По первым данным все думали, что на шлюпке заглох двигатель, и ее вместе с людьми сносит к берегу. Через 10 минут после потери связи, по берегу выдвинулись поисковые группы, а с моря поиск осуществляла лодка ПСКР.
 
В поисках участвовало много людей, но о масштабе трагедии узнали только в 00.00, когда обнаружили в районе маяка тело Кузьмина Толика. В это же время в эфире было доведено до всех судов, подняты по тревоге экипажи судов, находящихся у пирса («Надежда», «Рейдовый»). Через час нашли тело Николаева. Признаков жизни он не подавал, просто кто-то обратил внимание на послесмертные судороги, что позже подтвердила реанимация. Среди найденных погибших - все были в спасательных жилетах. Остальных пока не удалось найти, видимо, потому, что они не надели спасжилеты. В эту ужасную ночь не было возможности поднять авиацию из-за плохих ГМУ».
 
Другой неофициальный источник сообщил: «Поверьте, делалось все возможное,чтобы спасти ребят. Бездействовал только командиры, которые не ведали, что происходит. А кто подставил ребят в этой ситуации - решать следствию. (...) Данную шлюпку нельзя было увидеть на экранах радаров из-за плохой погоды и характеристик этих самых радаров. (…) 27 января, рискуя жизнями моряки-пограничники, пытались добраться до обнаруженного пятого погибшего. Но их лодка также опрокинулись. Только чудо и профессионализм летчиков позволил спасти еще три жизни».
 
В заключении. Официальные ответы на все вопросы теперь должно дать, видимо, следствие. Оно продлиться не один месяц. И, будем надеяться, не увенчается обвинением «лодочника». Однако выводы из этого трагического ЧП необходимо сделать уже сейчас. По поводу экипировки! Иначе в борьбе за жизнь крабов и прочих ракообразных могут быть новые человеческие жертвы.
 
Ирина Харитонова, Константин Пронякин
 
P.S. К нам в редакцию по поводу гибели пограничников на Кунашире от читателя пришли вопросы. Вот они:
 
1. Корабль с 60-ю тоннами краба должен был быть отбуксирован на пост Корсаков и там досматриваться. А почему это происходило около Кунашира?
 
2. Зачем было посылать пограничников в шторм в 9 часов вечера? Они два часа отказывались выйти в море. А их заставили выйти приказом? Кто?
 
3. Почему о том,  что лодка пропала с радаров и связи было сообщено только через два часа после происшедшего? Почему 2 часа молчал сторожевой катер?
 
4. Были ли пограничники экипированы индивидуальными спасательными средствами (жилетами)? Ведь в каждом жилете есть сигнальная ракета.
 
5. Почему  у судна не были включены  габаритные огни?
 
6. Какая была высота волн в момент происходящего?
 
7. А где еще фамилии 2-х человек?
 
8.А где же сейчас это судно и кто его досматривал после этого?
 
Думаем, на часть из них мы ответили. Но точку ставить еще рано. Следствие продолжается.