Олег Белозеров |
|
В ходе ее, как известно еще не многим, все учебные заведения СПО федерального подчинения были переданы на баланс субъектов РФ. Именно с тех времен (с 2012 и с 2013 гг.) было полностью прекращено и без того весьма скромное финансирование большинства техникумов и колледжей Хабаровского края по 310 коду - приобретение основных средств (оборудования, станков, компьютеров, столов, стульев и т.д.).
Данную ситуацию сложно назвать нормальной, так как без современных образцов оборудования, говорить о каком бы то ни было развитии СПО - пустая трата времени. Для комплексной оценки тенденций развития системы среднего профессионального образования необходимо учитывать ряд нормативных документов принятых министерством образования и науки Хабаровского края в последнее время.
Итак, 29.03.2012 года краевое минобразования издало приказ №10 «О внесении изменений в ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) краевыми государственными учреждениями, подведомственными министерству образования Хабаровского края». Данный приказ вносит изменения в ведомственный перечень утвержденный приказом того же министерства за №388 от 12.06.2011 г. в соответствии с постановлением правительства Хабаровского края от 15.11.2008 г. № 265-пр «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения краевого государственного задания».
В п.п. 9.1 этого утвержденного ведомственного перечня госуслуг приведена «образовательная услуга», оказываемая учебными заведениями СПО: реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования базовой подготовки. Категории потребителей данной услуги: физические лица. Единица измерения показателя объема: количество обучающихся. Показатели, характеризующие качество государственной услуги: выполнение контрольных цифр приема, доля получивших документ о среднем профессиональном образовании от количества зачисленных на первый курс, и доля выпускников, направленных на работу, а также, доля выпускников закрепившихся на производстве в течение двух лет.
Нельзя не отметить, что данный ряд требований, на фоне далеко не совсем благополучной ситуации в промышленном секторе экономики Хабаровского края, ставит учебное заведение в достаточно жесткие рамки, так как задача сохранения численности учащихся вступает в прямое противоречие с обеспечением требуемого уровня знаний и компетенцией выпускников.
Если говорить о количественных показателях сохранения численности учащихся, то, согласно протоколу «Об итогах работы в 2011 году и задачах на 2012 год» краевого совещания с директорами учреждений профессионального образования, подведомственных минобразования края, проходившего в Комсомольск-на-Амуре с 27 по 28 марта 2012 года, руководители обязаны обеспечить не только определенное количество обучающихся, но и количество отчисленных по неуважительным причинам должно быть не более 5% (в соответствии с показателями эффективности деятельности образовательных учреждений СПО).
Параллельно начался процесс сокращения штатной численности работников учебных заведений СПО, которая, согласно распоряжения краевого минобразования №844 от 16 апреля 2012 года «О мерах по оптимизации бюджетных расходов», должна уменьшиться на 5%.
Проводимая в настоящее время реформа образования затрагивает не только среднее профессиональное образование (СПО), но и начальное профессиональное образование (НПО), которое, согласно новому закону «Об образовании», будет существовать только в составе СПО, как его начальная ступень. Профессионально-техническое училище, осуществляющее подготовку по профессиям НПО, как самостоятельная структура, выходит, «канет в лету»...
Очевидно, что количество студентов учебных заведений СПО, в особенности переданных с федерального бюджета на краевой, неизбежно будет сокращаться, по причинам уменьшения контрольных цифр приема и проведения политики специализации учебных заведений.
На коллегии Минобрнауки России «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015» было акцентировано внимание на «…приведении содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда…».
«В регионах должна быть разработана система прогнозирования», - подчеркнул директор департамента развития профобразования Минобрнауки России Геннадий Шепелев, посетовав на то, что работодатели на местах сейчас не имеют прогнозов на срок более 2-3 лет.
И действительно, без четкого представления о направлениях и объемах развития производственного сектора Хабаровского края на срок 5-10 лет попытка приведения количества учебных заведений под потребности экономики субъекта спровоцирует разрушение системы СПО.
Можно предположить, что при сохранении текущих тенденций количество обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования (СПО) может уменьшиться к концу 2015 года в 1,5-2 раза. Происходит это в том числе и по той причине, что краевое минобразования уменьшает контрольные цифры приема, последовательно проводя политику ограничения количества специальностей в подведомственных учебных заведениях - определяя профильность учебного заведения и устраняя дублирование специальностей.
К примеру, специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», по которой ведут набор несколько учебных заведений СПО края, скорее всего будет признана профильной для Хабаровского автодорожного техникума. В этой связи хотелось бы отметить, что специализация учебных заведений не должна исключать разумной конкуренции между ними. Необходимо учитывать и географическую протяженность крупных городов Хабаровского края - Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
По мере уменьшения количества студентов в учебном заведении последовательно будет уменьшаться и его финансирование, что рано или поздно приведет к невозможности оплачивать расходы по содержанию зданий и сооружений. Излишнее, неэффективно используемое имущество, согласно п.п. 7.2 ведомственного плана повышения эффективности расходов на период до 2013 года, утвержденного распоряжением минобразования Хабаровского края за №1011 от 29.09.2011 г., будет передано в казну края.
Внешне, на первом этапе, это может выглядеть как укрупнение учебных заведений путем их объединения. Но не хочется думать, что мы можем стать свидетелями очередного передела собственности!
Эти проводимые реформы опираются на весьма благие цели: повышение в значительной степени утраченного престижа СПО, налаживание тесных связей с работодателями - предприятиями Хабаровского края, возврат к системе распределения выпускников, последовательное обновление материальной базы учебных заведений СПО, повышение требований к преподавательскому составу, увеличение заработной платы преподавательского состава, повышение уровня образования выпускников и т.д. Тем не менее, при проведении реформ такого масштаба следует придерживаться пословицы - «Семь раз отмерь, один раз отрежь», т.к. образовательное учебное заведение СПО выполняет еще и воспитательную функцию для не слишком благополучной подростковой среды, что влияет на криминогенную ситуацию и политическую стабильность общества, тем более, уже в 2014 году нам предстоят выборы депутатов краевой и городской законодательных дум.
Нельзя так же не вспомнить печальный опыт реформирования системы детских садов Хабаровского края: когда детей было мало, сады сокращали, имущество продавали, а потом, спустя несколько лет, после частичного выправления демографической ситуации, приобретали вновь.
Напомню, после «реформирования» системы дошкольного образования проблема с местами в детских садах до сих пор не решена. Но колледж - это не детский сад. В саду 90 детей, а материальная база - кровати, книжки и погремушки. В колледже (техникуме) 1000 студентов, станки, оборудование, компьютерные классы, лаборатории, мастерские (слесарные, сварочные, механические, электротехнические и т.д.). И все это стоит очень дорого.
Очевидно, что в Хабаровском крае имеется именно такое количество учебных заведений СПО, которое отвечает потребностям края в квалифицированных специалистах. Если есть демографическая проблема и проблема стагнации промышленного комплекса, то их и нужно решать в первую очередь. Когда будут решены эти две проблемы (демографии и роста экономики), хотя бы частично, можно будет реформировать систему образования, тем более что предпосылки для этого в крае имеются.
Для среднего профессионального образования края актуальны и проблемы кадрового потенциала. Где взять квалифицированный технически грамотный педагогический состав с опытом работы на современном производстве, если промышленность в Хабаровском крае, да и во всей стране, переживает не лучшие времена?
Выпускник технического вуза, даже закончивший его с «красным» дипломом, не может, работая преподавателем, передать необходимый уникальный практический опыт, потому, что у него его просто нет. И это является аксиомой. Как привлечь специалиста-практика, если оклад преподавателя не превышает 5500 руб. (5500х1,6=8800 руб.), а основная заработная плата заключена в стимулирующих выплатах, приобретение которых растягивается на долгие годы. Именно по этой причине преподаватель вынужден «набирать» максимальный объем нагрузки.
Учредителя (минобразования) такая ситуация вполне устраивает, так как среднюю зарплату преподавателей по региону рассчитывают как среднюю зарплату конкретных людей, а не как среднюю зарплату педагога на одну ставку. Теряется ли при таком объеме работы качество преподавания? Разумеется! Кроме потери качества образования, преподаватель так же не может уделять достаточно большое внимание и воспитательному аспекту образовательного процесса.
Если коснуться взаимодействия любого учебного заведения СПО и учредителя, то нельзя не заметить, что с переходом на краевое финансирование, оно стало весьма сумбурным: бумаги, отчеты, мероприятия. Такое ощущение, что у чиновников проводятся соревнования, кто «сгенерирует» больше бумаг и мероприятий, «быстрее, еще быстрее».
Многие мероприятия готовятся целенаправленно к приезду официальных лиц, о чем учебное заведение ставится в известность за неделю. Хорошие мероприятия, которые проводились на высоком уровне из года в год, делятся на бесконечное количество частей, что неизбежно приводит к ухудшению их качества.
Выглядит этот таким образом: конкурс плакатов «Этих дней не смолкнет слава», конкурс патриотической песни «День Победы», конкурс чтецов «И помнит мир спасенный», конкурс сочинений «Мир, который спас солдат» и т.д. Очень сомневаюсь, что все эти мероприятия, проведенные в высоком темпе, способны заронить в души подрастающего поколения любовь к Родине...
Красиво отчитаться можно, вопросов нет. Статистические данные, часто одни и те же, запрашиваются многочисленными структурными подразделениями учредителя в разных интерпретациях практически каждую неделю. Работа на корзину. Возможно, такая ситуация возникла по той причине, что на федеральном бюджете все учебные заведения Дальнего Востока контролировал и координировал один специалист, а на краевом: управление профессионального образования, Институт переподготовки и повышения квалификации, Центр бухгалтерского учета, Центр психологического сопровождения и т.д.
Могу предположить, что денежных средств, которые тратятся на содержание этих «помощников» образования, с лихвой хватило бы на обновление материальной базы всех учебных заведений СПО Хабаровского края и повышение заработной платы преподавателям. Если бы подбирал название для этого периода, то лучшим было бы следующее - бессмысленная гонка на выживание.
На фоне сказанного как минимум двусмысленно выглядит утвержденная правительством Хабаровского края (Постановление от 12 июля 2011 г. №216-пр) краевая комплексная целевая программа «Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011 - 2013 годы», где, среди наиболее важных тенденций, характеризующих состояние и развитие системы образования Хабаровского края, утверждается, что в крае «…улучшились условия работы образовательных учреждений, обновляется их материально-техническая база …».
К великому сожалению, как уже было сказано, никакого улучшения условий работы и обновления материально-технической базы учебных заведений СПО Хабаровского края нет и близко. Несколько показательных учебных заведений СПО, в которые можно привозить московские комиссии есть, но что делать остальным?!
Следует отметить, что начальные сдвиги, дающие надежду на благоприятный исход ситуации, уже есть. И появились они с момента назначения 10 октября 2013 года А.Б. Левинталя на должность первого зампреда правительства Хабаровского края по экономике. Если политика губернатора В.И. Шпорта будет столь же последовательна и прогрессивна, то следует ожидать улучшений уже в ближайшее время.
Во-первых, назначения на должность министра образования и науки Хабаровского края представителя технической отрасли или экономиста, что подчеркнуло бы необходимость развития промышленности, так как именно подготовка профессиональных рабочих кадров и техников является, с учетом складывающихся перспектив развития Дальнего Востока, приоритетной задачей для всей системы профессионального образования края.
Во-вторых, проведения серьезного анализа работы краевых чиновников данной сферы, а также структурных подразделений минобразования Хабаровского края, на предмет определения положительной динамики их влияния на подведомственные учреждения. Данный процесс позволит не только устранить дублирующие функции, но и значительно сократить аппарат управления системой образования, сделать его деятельность более эффективной.
В-третьих, усиления роли совета директоров СПО, так как именно директорский корпус должен являться той движущей силой, которая будет реализовывать все преобразования в системе: самостоятельно осуществлять проведение научно-методических советов, участвовать в составлении планов по развитию материальной базы и модернизации учебных заведений, реализовывать повышение квалификации сотрудников и преподавателей на базе наиболее технически оснащенных учебных заведений и т.д.
В-четверых, увеличения финансирования материальной базы учебных заведений СПО с целью оснащения мастерских и лабораторий современными образцами оборудования. Обучения преподавателей и мастеров производственного обучения работе на этом оборудовании. Создания механизмов способствующих укреплению социального партнерства с предприятиями, как Хабаровского края, так и Дальнего Востока в целом.
В-пятых, взвешенного и осторожного подхода к процессу реформирования учебных заведений СПО Хабаровского края. Безусловно, ряд учебных заведений нуждается в реорганизации, но проводить ее необходимо с учетом мнения Совета директоров СПО, причем, после тщательного изучения перспективного плана развития Дальнего Востока и с учетом предполагаемых потребностей экономики края в специалистах на перспективу 5-10 лет.
Кроме вышеизложенного, следует также отметить, что значительное количество учебных заведений СПО, оборудованных по последнему слову техники, не только формируют производственный потенциал, но и повышают социальную привлекательность региона для молодежи, что является так же немаловажным конкурентным преимуществом Хабаровского края.
Безусловно, все перечисленные аспекты необходимо учитывать при принятии решений по реформированию учебных заведений СПО и утверждению контрольных цифр приема. Без взвешенных реформ образования мы очень рискуем растерять то хорошее, что еще сохранилось, а не хотелось бы!
Олег Белозеров,
заместитель директора по учебной и воспитательной работе
Дальневосточного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.
Хабаровск.