Николай Козинский.
Николай Козинский.
Недавно размещенная статья «О рулевых коммуны «Смирныховской»» на сайте «Аргументы неделi» - Сахалин» сразу после прошедших выборов главы муниципального образования городской округ «Смирныховский» начиналась с информации о том, что вновь, господин Козинский Н.И., в очередной раз, стал главой района. В той статье были описаны лишь два эпизода из жизни муниципалитета, к которым Козинский Н.И. не просто прикоснулся, а стал главным их фигурантом.
 
Теперь же, когда немного улеглись страсти по прошедшим выборам, стоит оглянуться и проследить в динамике наиболее значимые вехи «творческой» управленческой деятельности Николая Ивановича за относительно долгие лета его правления с перерывом в четыре года самым удивительным районом области, имеющим наивыгоднейшее географическое положение, которое можно было выгодно использовать для интенсивного развития социально-экономической жизни района.
 
Однако! Все прошедшие годы для муниципалитета, возглавляемого Николаем Ивановичем, были не простыми, как, между прочим, и для других муниципалитетов. Строилась новая Россия, и вмести с ней, строились административные структуры островной области. Тяжесть перехода была, в первую очередь, обусловлена созданием и организацией муниципальных образований, которые, в свою очередь становились на рельсы самостоятельности. Вот эта самая самостоятельность стала оценочным мерилом деятельности глав муниципалитетов, не стало это исключением и для Козинского Н.И.
 
Вспоминается слова из песни Володи Высоцкого «Ведь с нами тот, кто все за нас решит...» Так было прежде, в прежние годы, в прежней стране. Теперь же, надо было принимать самостоятельные решения, которые в этот период времени, принимались не просто. Не многие управленцы выдержали перестроечные процессы, и им пришлось сойти с дистанции. Оставались только те, кто не жил задним умом. Однако были и те, кто стал перестроечным приспособленцем, благодаря старым партийным связям. Ведь множество бывших партийцев от КПСС, одномоментно открестившись от партии, стали членами создаваемых одна за другой партий власти и заняли в конечном итоге соответствующие места в иерархии элитарной власти. Предполагаю, что и господин Козинский Н.И. этим же путем занял кресло мэра в Смирныховском районе Сахалина?
 
Одной же из главных вех в деятельности Козинского Н.И. на этом отрезке времени, стала передача войскового недвижимого имущества из ведомства Министерства обороны в муниципальную собственность, которая как дамоклов меч до сих пор весит над районом, поразившая муниципалитет множеством, до сих пор, нерешенных проблем. И эти проблемы как раковая опухоль обволокли не только район, но души людей.
 
А началось это с Указа Президента Российской Федерации от 25 ноября 1996 года № 1592, которым было положено начало освобождения Министерства обороны Российской Федерации от несвойственных ему функций по эксплуатации объектов социальной инфраструктуры.
 
Указом предписывалось до 1 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (в ред. Указов Президента РФ от 12.08.1997 № 864, от 23.05.2002 N 507).
 
Постановлением Правительства РФ: «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность» от 06.10.1999 года № 1131 был определен порядок передачи объектов. Этот порядок, соответственно, был закреплен Приказом Министра обороны РФ от 21.01.2000 года № 35.
 
В соответствии с этим порядком, Министерство обороны РФ должно было обратиться в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с согласованным и утвержденным перечнем передаваемых в муниципальную собственность муниципальных образований Российской Федерации объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения по каждой квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) квартирно-эксплуатационного управления, входящего в тот или иной военный округ Министерства обороны РФ.
 
В тоже время, Собрания депутатов муниципальных образований, планировавших прием в муниципальную собственность соответствующих объектов, принадлежащих Министерству обороны РФ, должны были принять решения по передаче объектов совместно с Минимуществом России в соответствии с перечнем этих объектов, согласованных с Министерством обороны РФ и Администрацией соответствующего субъекта РФ,
 
В соответствии с установленным порядком, Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 1999 года № 995-р, были переданы объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения в собственность муниципальных образований в соответствии с утвержденными перечнями объектов в 15-ти субъектах Российской Федерации, в том числе и объекты, расположенные в пос. Гостелло и пос. Леонидово Поронайского района Сахалинской области.
 
Распоряжением Правительства РФ от 12 июня 2002 года № 958-р дополнительно были переданы объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, расположенные в военных городках Леонидово-1, Леонидово-4, Леонидово-6, Гостелло-9 Поронайского района Сахалинской области.
 
Распоряжения Правительства РФ по передаче объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, расположенных в Смирныховском районе Сахалинской области не принималось.
 
В 2004 году заместитель Министра обороны РФ А. Гребенюк в своих письмах от 30 сентября за №№ 14719/1/19747, 14719/1/19748, 14719/1/19749, 14719/1/19753 с приложениями списков объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, согласованных с руководителем Бочинской КЭЧ Андреевым А.Г. и утвержденными Главковом ВВС РФ В. Михайловым, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Смирныховский», находящихся в введении Бочинской КЭЧ Дальневосточного военного округа обращался в адрес руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Назарова В.Л. о передаче вышеназванных объектов в муниципальное образовании МО ГО «Смирныховский», но решения Собрания депутатов городского округа «Смирныховский» согласованного с Минимуществом России и администрацией Сахалинской области не принималось. По какой причине это произошло, до сих пор не известно. Ни администрация МО ГО «Смирныховский», ни Правительство Сахалинской области такими сведениями до сих пор не располагает. Однако, полагаю, что этот секрет, все-таки знает Николай Иванович, поскольку его персона в это время могла заниматься подготовкой документов по передачи объектов недвижимости муниципалитету...
 
Таким образом, объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, расположенные на территории муниципалитета «Смирныховский», находившиеся в оперативном управлении государственного учреждения «Бочинская КЭЧ района» Дальневосточного военного округа, в ведение муниципального образования городской округ «Смирныховский», так и не передавались.
 
Несмотря, на изменение, впоследствии, правил государственной игры по передачи недвижимого имущества Министерством обороны в муниципальную собственность, это недвижимое имущество, и де-юре, и де-факто, до сих пор не передано муниципалитету, по одной банальной причине - нет правоустанавливающих документов. Нет документов, нет регистрации объектов, нет и свидетельств на право собственности объектов недвижимости, без которых, как в народе говорят и не туда и не сюда. И самое главное, из-за отсутствия правоустанавливающих документов объекты жилой недвижимости не могут быть включены в Жилищную государственную программу, согласно которой деньги должны выделяться из государственного бюджета на переселение людей живущих в ветхом и аварийном жилье.
 
А между прочим, в состав жилых объектов недвижимости военных, внесенных в свое время в реестр передаваемого муниципалитету имущества, входят не только три злосчастных многоквартирных домов, находящихся на территории бывшего Военного городка № 1, а множество и других одноэтажных одно, двух, четыре квартирных домов, находящихся вне территории военного городка.
 
Но не только жилые объекты военных, но и дома бывших леспромхозов, Буюклинского совхоза, остались за чертой государственного реестра недвижимого имущества государства. Жилье это, как правило, полуразрушенное, которое даже к ветхому и аварийному жилью нельзя причислить, а некоторых жилых домов, которые были вписаны в передаточный реестр, уже и вовсе нет, они давно снесены или сгорели.
 
Следующей вехой или одним из наиболее значимых итогов деятельности мэра последних лет первого этапа правления районом стали итоги прокурорской проверке по поводу противозаконной «раздачи слонов», то бишь, квартир. По этому поводу прокуратура Сахалинской области давала ответ на соответствующую жалобу одного из депутатов Собрания представителей Смирныховского района (письмо от 15 апреля 2005 года № 7/87-01). В этом ответе прокуратура, как всегда, сославшись на ряд государственных и муниципальных нормативно-правовых актов, перечисление которых заняло целую страницу текста письма, написала, что в ходе проверки был выявлен ряд нарушений требований жилищного законодательства в деятельности администрации п.г.т. Смирных при распределении жилой площади, среди которых было отмечено нарушение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствие комиссии по жилищным вопросам. На момент проверки было установлено, что в период с 1998 года по настоящее время перерегистрация граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрацией п.г.т. Смирных не проводилась, жилищные условия очередников не проверялись.
 
Отсюда, на основании принятых решений главой администрации поселка, на освободившиеся жилые помещения в 2003 году было выдано 15 ордеров, в 2004 году - 18 ордеров, в 2005 году- 2 ордера. Из них в 2003 году ордера на жилые помещения распределены 4-м гражданам, состоявшим на то время в списках очередников, 11 ордеров на жилые помещения выданы гражданам, не состоящим в списке, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
 
В 2004 году ордера на жилые помещения были выданы 4-м гражданам на законных основаниях из 18 ордеров. Т.е., 16 граждан, не включенных в списки очередников, получили жилье, среди них, если не ошибаюсь, получила жилье гражданка Никонова Т.В. - мать жены прокурора района Карпукова Н.П., которой был предоставлен ордер на однокомнатную благоустроенную квартиру в доме по ул. Горького в поселке Смирных...
 
В 2005 году - последнего года первого этапа пребывания на посту мэра Козинского Н.И. были выделены 2-е квартиры гражданам нестоящим в списке очередников. Очередникам в том году квартир не предоставлялось.
 
Таким образом, за 2003-2005 годы в нарушение требований жилищного законодательства администрацией поселка Смирных было предоставлено 28 квартир в нарушении закона.
 
Прошу читателя обратить внимание, что раздачу квартир производил глава поселка Лебедев В.М., за спиной которого, якобы, безучастно стоял мэр. И это происходило в то время, когда вступил в законную силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. В соответствии с 16-ой статьей этого закона к вопросам местного значения городского округа стало относиться - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Однако в развитии принятого закона ни в конце первого этапа, ни в продолжение второго этапа правления районом Козинским Н.И. ничего не было сделано в плане наведения порядка в жилищном хозяйстве района.
 
Несмотря на серьезность, мягко говоря, проступка Николая Ивановича, ему «слоны», то бишь, квартиры мэрского кресла не стоили. Наоборот, за совершенные дела с жильем он укрепил свои позиции тем, что в дальнейшем редуты на длинном его управленческом пути он брал невзирая ни на что. Ему прощалось все! Провозглашенная государственная самостоятельность на бумаге, на деле жестоко пресекалась, но это касалось других глав районов, именно их самостоятельность и инициатива была наказуема. Расплата за самостоятельность и инициативы в делах района, которые вершил Николай Иванович, обходила его стороной. Здесь я сознательно упускаю такие слова как социально-экономическое развитие, поскольку даже простое упоминание об этом вызывает своеобразный душевный протест. И этот протест не беспочвенен.
 
Непременно надо здесь вспомнить, как развалились Онорский, Победенский, Первомайский леспромхозы. Вспомним, как растаскивалась техника, принадлежащая этим леспромхозам, а оборудование ломалось и сдавалось на металлолом. Вспомним, как и куда исчез домостроительный комбинат в поселке Буюклы. А что стало со знаменитым совхозом с его отделениями в том же поселке Буюклы. Правды ради, необходимо отметить, что вина в этих делах Николая Ивановича была отчасти, поскольку одномоментно разваливалось и само государство благодаря младореформаторам, которым со страшной силой помогали на местах. Да, все это было, было еще и исчезновение из района нотариуса, БТИ, не появившись, исчез с поля зрения регистрационный орган недвижимости и люди из района вынуждены были решать проблемы, связанные с этими структурами государства, выезжая в столицу другого района - г. Поронайск. И все это, и многое другое, происходило на первом этапе правления районом Козинским Н.И.
 
Но главным вопросом все-таки на сегодня в повестке дня стоит вопрос о жилье. Несмотря на то, что дотационные муниципалитеты кормит правительство области во главе с губернатором нефтегазовыми деньгами, на местах необходимо хотя бы делать вид, похожий на работу.
 
Конечно, Николай Иванович не виноват в том, что после тайфуна Филлис в начале 80 годов прошлого столетия, построенное в селах жилье на принципах авось, небось, да как-нибудь, практически за 20 лет совсем обветшало. Ведь строили-то как? С сырого бруса, с засыпными опилками завалинками, с печами, сложенными прямо на деревянном полу, с крышами без пароизоляции, поскольку рубероид, предназначенный для крыш, пошел на обивку брусчатых стен под обивку вагонкой, в результате чего стены-то и сгнили.
 
Теперь читатель должен иметь целостное представление о жилищном фонде муниципалитета. С одной стороны, брошенное военными, лесниками, крестьянами жилье, с другой сляпанное жилье после тайфуна Филлис.
 
Кто же, в конце концов, должен нести ответственность за сложившуюся ситуацию с жильем? Вопрос этот, конечно же не риторический. И он конкретно касается главного фигуранта - главы муниципального образования городской округ «Смирныховский» Козинского Николая Ивановича. Только его дела, иного и не скажешь, как руководителя и не позволило муниципалитету включиться в программу о ликвидации ветхого и аварийного жилья.
 
Ну, не было у мэра время решать эту проблему, ни на первом этапе правления муниципалитетом, ни на втором, после четырехлетнего правления районом мэром Бабием В.Б.
 
Все его мысли, например, на втором этапе правления, полагаю, были направлены на освоение дорожных денег, выделенных из бюджета области, да реализацию имущества и объектов бывшего городка строителей газопровода по проекту «Сахалин-2» в селе Онор. Об этом как раз и было написано в той самой статье, где мной упоминалось о вконец опущенном районе.
 
Глядя на план мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту социально значимых объектов и благоустройству муниципального образования городской округ «Смирныховский» на 2013-2016 года просто хочется плакать.
 
Например, по первому разделу - на капитальный ремонт зданий учреждений образования в п.г.т. Смирных в сумме 18 млн 207 тыс. руб. будет выделено только в 2016 году. В 2015 году будут выделены средства на проектную документацию объектов образования в сумме 1,5 млн руб. В 2013 году должна быть разработана рабочая документация на пристройку школы № 1 на сумму 8 млн 33 тыс. руб. Насколько стало известно, год заканчивается, а по этой позиции, как говорят, конь не валялся.
 
Далее деньги в суме 3 млн руб. пойдут на ремонт фасада детской школы искусств в 2015 году, на ремонт памятников 10 млн руб. в 2014 году. Затем будут выделяться деньги на ремонт памятнику герою Советского Союза Л. Смирных, реконструкцию стадиона, и опять же на проектную документацию.
 
По второму разделу плана «Строительство» будут выделены деньги в 2015 году на строительство 12 квартирного дома на сумму 55 млн руб., а строительство двух 18-ти квартирных домов на сумму 120 млн руб. будет осуществлено в 2015-2016 года. Еще будут выделены деньги на строительство одноэтажных домов на селе, не сказано скольких и где, на сумму 59 млн 400 тыс. руб. в 2014-2016 годах, по 19 млн 800 тыс. руб. в год.
 
Но построят ли эти дома в п.г.т. Смирных, глядя, прямо-таки на героическую эпопею создания строительной площадки под эти дома на глазах у всего населения поселка.
 
Ну, вот и все! Все, что касается строительства жилья за эти годы, в остальном - в план заложены также деньги на капитальный ремонт жилья и других социальных объектов.
 
При этом прошу обратить внимание читателя на информацию, выложенную в интернете, о наличии всего жилищного фонда в Сахалинской области, включая ветхое и аварийное, а также на объем финансовых средств, необходимых для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья за период 2008 - 2015 годы. Здесь же есть и информация о том, что за эти годы в Смирныховском районе должны переселить только 295 человек из ветхого и аварийного жилья, от себя добавлю, из почти из 9000 нуждающихся человек. Почему от себя, да потому что в бытность моей работы в качестве первого вице-мэра района, лично каждый аварийный и ветхий дом обошел, осмотрел вместе с муниципальной комиссией. В моем архиве сохранилось несколько сотен фотографий о состоянии жилья в районе.
 
Почему же только 295 человек, да только потому, что только эти люди проживают в ветхом и аварийном жилье, включенным в реестр недвижимого имущества.
 
Неужели нельзя было что-либо сделать, чтобы и остальные ветхие и аварийные дома попали в жилищную программу переселения? Можно, если бы мэр этого захотел. Необходимо было пройти только процедуру признания такого жилья бесхозяйным в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ. За годы «славного» правления районом Николай Иванович мог это сделать более 10 раз.
 
Читателю полезно будет напомнить о том, что принятый важнейший для страны документа - Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 204 года № 188, который вступал в действие с 01 марта 2005 года в соответствии с принятым Федеральным законом от этой же даты под № 189-ФЗ прошел мимо муниципалитета. Со дня вступления в силу ЖК РФ и до сих пор не создано ни одного ТСЖ, нет ни одной управляющей компании. Есть только одно на весь муниципалитет, так называемое многофункциональное предприятие жилищно-коммунального хозяйства. Предприятие, пережившее до 10 банкротств, где исполняющим обязанности руководителя является господин Ермашов В.Н., когда-то назначенный, в махровые года первого этапа своего правления районом, Козинским Н.И. Его, и снять-то его с работы по закону нельзя, а значит и за коммунальное хозяйство в ответе Николай Иванович!
 
Представьте себе, каждое такое предприятие, после очередного банкротства, спокойно берет на себя новые обязательства по доведению предприятия до очередного банкротства. При этом, бросает все! Долги, накопившиеся за период существования, бросает долги по налогам, бросает долги различным фондам, включая пенсионный. Администрация Сахалинской области, а в настоящее время правительство являются доброхотами и спокойно созерцали и созерцают на деятельность этого летучего голландца системы ЖКХ, гасят его долги из бюджета области, выделяет деньги на покупку угля. Покупает котлы и оборудование, электрогенераторы для котельных, и все это делается для того, чтобы не дай бог, там наверху в Москве узнают, если случится что экстраординарное, не дай же боже заморозят район или останется район без электричества.
 
А главные доброхоты среди себе равных, господа вице-губернатор Сергей Григорьевич Шередекин, курирующий ЖКХ и министр ЖКХ Георгий Васильевич Митрик, стойко, как оловянные солдатики, переносят ЖКХовскую разруху в отдельно взятом островном муниципалитете. Ведь с ними тот - губернатор по Высоцкому, который все за них решит, а главное выделит денежку Козинскому Н.И. «на рукава от жилетки».
 
Ну, хоть что-нибудь построено в районе при Николае Ивановиче?…
 
Завершая свой краткий обзор многолетней деятельности Козинского Н.И. на должности главы муниципалитета, хочу загадать расхожую загадку: «Почему в России люди наступают на грабли дважды, а то и трижды?», и ответить на нее: «Да потому, чтобы не забыть где они лежат».
 
Население района, полагаю, на очередных выборах мэра муниципалитета в очередной раз наступило на грабли, видимо до сих пор считает, что лучше старый конь, который борозды не портит, чем новый, который может только глубоко пахать. Однако время перемен уже давно подошло, а для некоторых оно давно прошло, и они строят свою жизнь, созидая, не оглядываются на прошлое, но его учитывают и в настоящем стараются не делать ошибок, в том числе в очередной раз не наступать на грабли.
 
Полагаю, что район надо срочно спасать, в связи с чем, губернатор может, и власть употребить или еще целых четыре года созерцать на агонизирующий район.
 
Б.М. Сухинин,
экс-первый вице-мэр Смирныховского района.
п.г.т. Смирных - г. Южно-Сахалинск