Верховный суд Республики Саха (Якутия) |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
По роду своей деятельности я обязана, в случаях опубликования недостоверной информации о деятельности суда, опровергать их. Однако в данном случае нет возможности обойтись кратким комментарием, ведь статьи Галины Мохначевской обширны не только в «творческом» плане, но и по объему, поэтому затрону только основные моменты.
В отличие от автора, из статьи в статью публикующей вымышленные факты, выдернутые из контекста слова других журналистов, вкупе со своим личным предвзятым мнением, я изложу только достоверные факты.
По ранее опубликованным в 2011г. статьям Г.Мохначевской Следственным комитетом РФ по РС(Я) проводилась проверка. По результатам проверки в возбуждении уголовного дела в отношении Г.Мохначевской было отказано. Однако не по причине того, что факты, изложенные в статье являются достоверными, а потому, что автор статей Г.Мохначевская при написании своих материалов была убеждена в своей правоте. В материалах проверки присутствует лингвистическое исследование, проведенное доцентом кафедры русского языка филологического факультета СВФУ им М.К.Аммосова, из которого следует, что «в тексте предоставленной на исследование статьи содержатся негативные сведения о деловых, морально-нравственных качествах Галины Ярич, Людмилы Горевой, Петра Пронина. Они порочат их честь, достоинство, подрывают деловую репутацию…. Статья содержит оскорбление Галины Ярич и Людмилы Горевой… Данное оскорбление является публичным. Подается как установленная и не требующая какой-либо проверки доминирующая часть негативной информации..». В Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указано, что «уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.130 УК РФ- оскорбление, … считаются уголовными делами частного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. В ходе проведения настоящей проверки от Ярич Г.Н., Горевой Л.Т., Пронина П.И. соответствующих заявлений о возбуждении уголовного дела не поступило, в связи с чем, необходимо отказать в возбуждении уголовного дела… в связи с отсутствием заявления потерпевшего».
Таким образом, налицо тот факт, что в опубликованных статьях Г.Мохначевской присутствует состав преступления, предусмотренный ст.130 Уголовного Кодекса РФ – оскорбление. Факт, что уголовное дело в отношении Г.Мохначевской не возбуждено лишь по причине отсутствия заявлений от потерпевших очевиден. Причину отсутствия заявлений можно понять из ответа председателя Верховного суда РС(Я), на пресс-конференции, которая была детально освещена СМИ, включая радио и телевидение.
На вопрос журналистов: почему судьи не защищают свои честь и достоинство в судебном порядке? Согласно стенограмме пресс-конференции, председатель Верховного суда РС(Я) ответила буквально следующее: «Я считаю, что данная мера не применима в отношении руководства Верховного суда, так как подать нам в суд означает поставить нижестоящие суды в двоякое положение. Это неэтично. Мы не имеем право ставить своих коллег в неловкое положение».
Заместитель председателя ВС РС(Я) П.И. Пронин: «Действительно судьи имеют право обратиться в суд, но тут же возникают другие вопросы, необходимо ли это и каковы последствия? Оценивая свое положение, административный ресурс, если хотите, я реально понимаю, каковы будут последствия моего обращения для гражданина. Поэтому не буду и не хочу обращаться в суд».
Лейтмотивом всех статей проходит мысль автора, что председатель Верховного Суда РС(Я) Л.Т. Горева недостойна занимать свою должность. Автор забывает о том, что дважды Президент Российской Федерации оказал ей доверие, назначив председателем высшей судебной инстанции в субъекте. Каждое назначение сопровождалось конкурсом, где участвовали несколько кандидатов. Членам Высшей квалификационной коллегии судей и Президенту России были предоставлены материалы многочисленных проверок профессионального и личного характера всех претендентов на должность, предпочтение было отдано только Л.Т.Горевой. Не скрою и тот факт, что за время работы Л.Т.Горевой в должности председателя ВС РС(Я) поступали жалобы от граждан, по каждой проводились многочисленные и разноуровневые проверки – все жалобы были признаны не соответствующими действительности.
Последняя статья от 24 ноября 2012г. полностью посвящена этой теме.
Автор вводит читателей и общественность в заблуждение, совершенно не владея информацией. Например, утверждается, что «… никто из более 50 судей Верховного суда не выставил свою кандидатуру» на должность председателя Верховного Суда республики.
При том, что в других СМИ опубликована достоверная информация о том, что в настоящее время три судьи Верховного суда и один председатель районного суда республики являются претендентами на эту должность. Причем, указанный автором судья ВС РС(Я) И. Николаев не подал документы и соответственно не участвует в конкурсе.
Тенденция обмана прослеживается в каждой статье, из этого, по моему личному мнению, складывается вывод, что Г.Мохначевская вводит в заблуждение читателя намеренно. В ходе опроса по первым статьям она указала, что считает приведенные в статье факты «абсолютно достоверными». Тогда в настоящее время, после проведения проверки и лингвистической экспертизы, направления в адрес редакции писем и документов, Г.Мохначевская, как минимум могла бы потребовать комментарий от руководства Верховного суда. Судьи фактически отказались преследовать ее по закону и чувство собственной безнаказанности позволяет ей продолжать публиковать далее лживые, оскорбительные слухи и домыслы.
Отдельно хочу отметить, что Г.Мохначевская также неоднократно поднимала тему возбуждения уголовного дела в отношении журналиста И. Грищенко. По этому поводу хочу сказать, что даже если следовать логике автора, и я действительно спровоцировала журналиста, то он, взрослый человек, адекватно воспринимающий действительность, в любом случае должен был понимать противоправность своих действий и без заключения договора ни в коем случае не должен был взять деньги, как бы я его ни уговаривала. Описывая это дело, Г.Мохначевская дает понять, что это наглая инсценировка со стороны руководства суда, пытающегося всеми способами не дать широкой общественности узнать правду. При этом ни одно СМИ, освещавшее это дело, включая Г.Мохначевскую не упомянуло, что такие прецеденты не редкость. В Интернете можно найти минимум четыре информации о возбуждении уголовных дел на журналистов по аналогичной статье. Акцент делался именно на том, что судебная система в лице пресс-службы ВС РС(Я) выступила в качестве инициатора.
В итоге получается, что судебная система вообще никаким образом не может защитить себя от посягательств и уж тем более в суде. После выхода каждой статьи об этом деле, общественное мнение, за небольшим исключением, оборачивалось против суда. Каким образом тогда можно восстановить справедливость, действуя в рамках закона?
Отмечу и то, что имеется письмо предпринимателя И.Грищенко Главе окружной Администрации г.Якутска Ю.В. Заболеву. В нем указано, что по договору в 2010 г. ежеквартально на счет предпринимателя перечислялись денежные средства, далее следует текст: «редакция не готовила сама и не ставила материалов, направленных на принижение имиджа столичной администрации. К сожалению, по непонятным для редакции причинам, в начале года договор заключен не был, хотя мы были заинтересованы и в дальнейшем работать по отлаженной схеме…. Последствия вам известны. Это привело к тому, что редакция была вынуждена предоставить трибуну авторам, которые скажем мягко, имеют определенный взгляд («зуб») на работу городского руководства. Их число будет только расти…. После выхода тех материалов на редакцию стали выходить граждане (имеющие определенный интерес к скандальным материалам)… Нам все же не хотелось бы оказаться в числе недружественных городскому руководству СМИ. В связи с чем мы и выражаем определенную надежду, что вы не оставите… без внимания и дадите соответствующее указание по заключению договора… Польза которого очевидна и полезна: как и для редакции «МК» в Якутии, так и для окружной администрации».
О каких «зубах», «отлаженной схеме» и «недружественных СМИ» идет речь? Оставлю без комментариев. Добавлю только то, что таких писем разным адресатам было несколько. Результат тоже – заключенные договора. Когда же Верховный суд решил все в законном порядке, оказалось, что это была провокация. Общественность видимо желает, чтобы бюджетные средства расходовались на «повышение имиджа» госуструктур в виде не опубликования «скандальных материалов».
Никто не задумался, что, осуждая отдельных представителей судебной власти, судили всю систему и не только судебную. Выбрав мишенью судейский корпус республики, утверждая о его некомпетентности, Г.Мохначевская привлекает внимание общественности, действуя на эмоции. Что мешает автору обратиться в компетентные органы, например в Верховный Суд России для получения ответа на все вопросы и, в конечном счете, для восстановления справедливости? Ответ прост: все изложенные ею факты и обстоятельства уже являлись причиной многих и многих проверок и ни один приведенный довод не подтвердился.
Опровергать детально все изложенное в публикациях Г.Мохначевской не хватит ни места, ни времени. Потому что придется попросту переписывать ее материалы, так как в каждом предложении, в каждом абзаце – клевета и оскорбления. В силу своих обязанностей я должна отреагировать, при этом прекрасно понимая, что за этим вновь последует публикация, неважно какая, неважно о чем, ведь очевидно, что Г.Мохначевской главное создать образ борца за справедливость, возмутить общественное спокойствие.
Я также не хочу обсуждать опубликованную клевету в отношении Л.Т.Горевой и ее сына, П.И.Пронина, Р.С.Александровой, администратора суда А.Л. Стрежнева и других. Хочу сказать в отношении себя: ни я, ни мои близкие никогда не были судимы.
Оскорбительный тон всех статей Г.Мохначевской, позволяющей себе выражения «прохиндейка», «смотрящая ей в рот», «подставные кандидаты» тоже не заслуживает обсуждения, подобные выражения, по моему мнению отражает уровень профессионализма журналиста, его внутренней этики.
В заключение хотелось бы сказать, что в соответствии со ст.49 федерального закона «О средствах массовой информации» №2124 от 27.12.1991г. журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации; получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. Кроме этого, указанным законом установлено требование о том, что журналист при осуществлении профессиональной деятельности обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Однако данные нормы закона, видимо, не писаны для Г.Мохначевской. Вот и строчит она все, что взбредет в голову, получив «мандат неприкосновенности» от героев своих же статей, измышляя новые «разоблачения», переходя на личности.
Руководитель пресс-службы ВС РС(Я) Радмила Сюн-Цин-Фан.
ИА SakhaLife, 06.12.12