Многочисленные утечки информации свидетельствуют, что влиятельные лица предлагают вычеркнуть из устава КПК упоминание об идеях Мао Цзэдуна как о теоретической основе деятельности партии. И, соответственно, всего Китая.
Сейчас в Уставе Компартии в качестве идейных основ указывается на марксизм-ленинизм, на вышеупомянутые идеи товарища Мао, на теоретические разработки отца китайского «коммунистического капитализма» Дэн Сяопина, а также его преемника — теперь уже бывшего генсека ЦК Цзян Цзэминя. Поговаривали, что такой же чести хотел удостоиться и нынешний лидер партии и государства Ху Цзиньтао, который возглавляет внутри КПК фракцию реформаторов-рыночников, ненавидящих левацкие уравнительные идеи маоистов. На предстоящем съезде Ху Цзиньтао должен уйти на покой, но, как сообщается, хотел бы сохранить за собой хотя бы на время роль серого кардинала. Фиксация его теоретического вклада в идейную копилку партии этому бы сильно помогла.
Честолюбивые поползновения такого рода натолкнулись, судя по всему, на сопротивление левой фракции в КПК. Ее основу составляют партийные боссы во втором поколении, дети функционеров из окружения Мао Цзэдуна. К ним примыкают сторонники бывшего генсека и председателя КНР Цзян Цзэминя. И, как сообщается, в ходе дискуссии реформаторы ловко воспользовались выступлениями против чрезмерного расширения почетного списка отцов-теоретиков. Они согласились с предложениями его резко сократить, оставив в качестве идейной основы партии только «марксизм». Под нож должны пойти и ленинизм, и упоминание о Мао Цзэдуне.
Вынос тела
Если новая редакция Устава будет утверждена, это станет колоссальной победой реформаторов. Вычеркивание его имени лишит основателя КНР сакральности, а левых — возможности апеллировать к его наследию как к священному писанию партии. Однако гарантировать, что Устав будет обязательно пересмотрен, пока никто не может — в Компартии Китая накануне съезда бушует острая и запутанная борьба между реформаторами-ревизионистами и левыми консерваторами.
До недавнего времени в этих маневрах вроде бы побеждали реформаторы — им очень помог вовремя возникший фантасмагорический скандал вокруг одного из лидеров левых Бо Силая — теперь уже бывшего члена Политбюро ЦК и экс-руководителя парторганизации 30-миллионного мегаполиса Чунцин. Он был признанным идеологом и практиком маоизма: на вверенной ему территории жестоко и непреклонно боролся с дельцами, сросшимися с мафией, предпринял ряд эффектных шагов по улучшению жизни самых бедных слоев населения. Именно он, говорят, придумал лозунг «Богатство — для всех», который сейчас чертят на листах ватмана и поднимают над головами участники демонстраций протеста против неравенства и произвола властей. Уже было решено, что на предстоящем съезде лидер левых станет одним из носителей высшей власти — членом постоянного комитета Политбюро, в который сейчас входят всего 9 человек.
Письмо к съезду
Однако, как уже сообщала «Новая», судьба сделала подножку перспективному товарищу из Чунцина: его ближайший помощник попытался попросить политическое убежище в генконсульстве США, где получил от ворот поворот и был тут же арестован. Неудачливый перебежчик рассказал массу интересного: например, о том, что жена Бо Силая организовала убийство своего английского компаньона. Всплыла информация о взятках, поборах с бизнесменов и прочих злоупотреблениях самого владыки Чунцина, о том, что он приказал прикрыть преступление своей супруги, организовывал прослушку высших чинов партии и т.п.
Бо Силай был взят под стражу, лишен партийных и государственных постов, исключен из КПК. На днях китайский парламент проголосовал за то, чтобы лишить его и депутатского мандата вместе с неприкосновенностью. Верховная народная прокуратура КНР тут же начала следствие по делу о «предполагаемых уголовных преступлениях» бывшего члена Политбюро. Эксперты теперь спорят лишь о том, удастся ли торжествующим реформаторам провести суд над Бо Силаем до начала съезда. Спорят и о приговоре: 20 лет тюрьмы или смертная казнь?
Получившие мощный удар левые сопротивлялись — на площади Тяньаньмэнь в центре Пекина они даже попытались устроить немногочисленную демонстрацию, которую тут же разогнали. На сайте маоистов появилось Письмо к съезду: в нем делегатов просят разобраться с делом товарища Бо. Документ подписали более тысячи достаточно известных деятелей, но доступ к интернет-страничке был заблокирован. И тут разразился новый скандал.
Бизнес 90-летней старушки
«Нью-Йорк таймс» в минувшую пятницу опубликовала результаты длительного расследования имущественного положения одного из предводителей китайских реформаторов — премьера госсовета КНР Вэнь Цзябао. Газета утверждает, что с 1998 года его жена, мать и прочие члены семьи собрали совокупное состояние в размере 2,7 млрд долларов, мошенническим путем получили огромный массив акций процветающей страховой группы «Пин Ань», которые после листинга резко выросли в цене. Особенно умиляют сведения о крайне успешных операциях с акциями 90-летней мамы товарища Вэня.
«Нью-Йорк таймс» обнародовала необыкновенно подробный материал — копии финансовых документов, номера паспортов и т.д. Большинство экспертов убеждено, что этому явно поспособствовали левые в руководстве КПК: им очень выгодно прямо перед съездом опорочить Вэнь Цзябао — открытого врага Бо Силая.
Доступ к сайтам газеты на английском и китайском языках в КНР был тут же перекрыт. Адвокаты Вэнь Цзябао по пунктам опровергают публикации в «Нью-Йорк таймс» — по их словам, никаких акций у его 90-летней матушки, как и у других родственников, нет.
Короче говоря, накануне судьбоносного съезда страсти накаляются все больше. Тем не менее загадочное молчание хранит товарищ Си Цзиньпин, который, как уже решено, вскоре станет новым генсеком ЦК КПК, а потом и председателем КНР. Он принадлежит к фракции левых консерваторов, но злые языки уверяют, что крах Бо Силая ему на руку, поскольку вывел из игры мощного соперника. Что касается скандала с Вэнь Цзябао, то он, возможно, вызывает у товарища Си лишь сочувствие — в минувшем июне агентство «Блумберг» распространило очень похожие материалы о немалом богатстве семьи будущего первого лица в КНР.
Головнин Василий,
завбюро ИТАР-ТАСС в Японии
«Новая газета», №124, 31.11.12