Шхуна «Success» (на заднем плане) затонула
Шхуна «Success» (на заднем плане) затонула

О том, что в Татарском проливе под Новый год, 25 декабря были спасены моряки с тонущего судна «Success», телевидение, можно сказать, почти промолчало. Это если сравнивать с тем, как все телеканалы обычно вопят о  трагедиях. Словом, о спасении сообщили очень скромно.  У нас что, добрые дела не в почете?

 

О хороших новостях и мужественных поступках мы сейчас и поговорим. К тому же, мне очень повезло: наконец, удалось встретиться с экипажем теплохода «Челябинск» - с тем самым, что спас погибающих моряков. Не со всеми, конечно, потому что это весьма сложно - у одних вахта, другие отдыхают, но с капитаном и двумя его помощниками, да. Времени на разговор у нас в обрез, поэтому все лаконично «вопрос - ответ». Главное, из первых уст.

 

Вот что о случившемся сообщал Интернет: «В 14.20 т/х «Челябинск» подошел к месту бедствия и обнаружил т/х Success на плаву, но имеющим значительный крен на левый борт. Рядом с судном находились два спасательных плота с людьми. Несмотря на штормовые условия: сильный ветер до 24 м/с и волнение 4-5 м, удалось поднять на борт т/х  «Челябинск» всех 13 членов экипажа т/х  «Success»

 

А вот что о спасательной операции рассказывает экипаж «Челябинска».

 

Капитан теплохода «Челябинск» Анатолий Клементьев ходит в моря уже 27 лет
Капитан теплохода «Челябинск» Анатолий Клементьев ходит в моря уже 27 лет

Капитан теплохода «Челябинск» Анатолий Львович  Клементьев ходит в моря уже 27 лет, но в  спасательных операциях прежде ему участвовать не приходилось, как впрочем, и другим членам его экипажа. О том, как на «Челябинске» узнали о трагедии, капитан рассказывает так:

 

- Сигнал SOS получили 25 декабря в 13.05. На вахте был второй помощник капитана Руслан Шамильевич Идрисов, по УКВ   он получил сигнал и позвонил мне. Я сразу поднялся на мостик. Взяли координаты, определили на карте место.  До терпящего бедствие судна было где-то 10 миль - это, примерно, час хода. Пока шли постоянно поддерживали связь, но где-то минут за 20 до места  нам вдруг перестали отвечать.  Это был самый нехороший момент, такое предчувствие, что может, пока придем, и спасать уже будет некого.  Ведь моряки могли просто не успеть спрыгнуть на плоты, судно могло перевернуться…

 

- А когда вы с ними разговаривали, они объясняли, что происходит?

 

- Да, пока контакт поддерживали, узнавали информацию, что у них есть плоты, гидрокостюмы…  Капитан сказал, что у них затопление машинного отделения, пытаются откачивать воду, но насосы не справляются, вода прибывает. Поэтому, просили: «Ребята, поторопитесь, побыстрей…».

 

Подошли, зацепили плоты...
Подошли, зацепили плоты...

- А почему связь пропала?

 

- Они забыли взять с собой УКВ-радиостанции. Попрыгали в плоты и в суматохе их забыли. Поэтому, во время самой спасательной операции мы с ними связи не имели…

 

- Когда подошли, сразу увидели, в чем сложность или потребовалось время, чтобы сориентироваться?

 

- Очень мешала непогода. Первоначально было неудобно: ветер сильный с севера, а так как мы могли подойти только с одной стороны, теплоход большой, еще в балласте, дрейф сильный, то была  опасность навалиться на судно. Подошли, зацепили плоты, а нас тащит на него. Но все равно, плоты успели поймать и даже одного моряка подняли, а в это время нас опять потащило. Моряки на плотах, видимо, испугались, что плоты могут между теплоходами попасть и отцепились. Ну и я тоже, чтобы на судно не навалить, сразу дал полный вперед, право на борт…

 

- А по сколько человек было на плотах?

 

- На одном десять, на другом - три.

 

- Что же дальше?

 

- Главное было их «поймать», то есть подойти, удачно сбросить конец, чтобы они его поймали.  Зацепили с первого раза, в этом плане все удачно. По очереди все поднялись, последним - капитан.

 

- Были сложности во время подъема, ведь поднимались по шторм-трапу?

 

- Обошлось без проблем, но было нелегко. Во-первых, люди замерзли, ведь они были без гидрокостюмов. И высота борта, все-таки, большая - метров 10.

 

- Всех подняли, а дальше спасенные попали в руки судового врача?

 

- Врача у нас нет, а хороший лазарет есть.  Дальше уже людьми занимался старший помощник капитана Евгений Викторович Левченко…

 

Cтарший помощник капитана Евгений Левченко показывает лазарет
Cтарший помощник капитана Евгений Левченко показывает лазарет

Евгений Викторович Левченко показал мне лазарет и объяснил все коротко и быстро:

 

- В экипаже есть повар, буфетчик, дневальный и они конкретно занимались нуждающимися в помощи людьми: кому согревающие натирания, чай горячий, кому простейшие препараты…  Самочувствие только у одного моряка, у самого старшего по возрасту, было похуже - подскочило давление. Но на следующий день уже все чувствовали себя нормально. Пароход у нас большой, всех разместили по каютам...

 

С Русланом Шамильевичем Идрисовым говорим на  капитанском мостике, на том самом месте, где он принимал сигнал SOS:

 

- Когда звучит сигнализация - это резкий громкий звук, который не услышать невозможно. В данном случае, видимо, настолько была стрессовая ситуация, что они вышли на УКВ-диапазоне «вживую».

 

Сигнал SOS получил второй помощник капитана Руслан Идрисов
Сигнал SOS получил второй помощник капитана Руслан Идрисов

Раздался  очень встревоженный голос, который сообщил, что на судне течь. Человек не представился, но я так понимаю, это был вахтенный. Он был очень сильно возбужден: «Терпим бедствие, машину сильно заливает водой, не успеем откатывать». Я сообщил о поступившем сигнале капитану, он поднялся на мостик. Мы постоянно пытались поддерживать связь, пока экипаж не покинул тонущее судно. Но, видимо, такая уже создалась аварийная ситуация, что им пришлось покидать судно спешно, побыстрее высадились на плоты и забыли и аварийные рации, и часть документов, всего два человека успели надеть гидрокостюмы, не взяли ответчик - радиолокационный прибор, который помог бы их обнаружить в плохую видимость…

 

Побросали всё. Им просто очень повезло, что,  несмотря на плохую видимость, мы чудом подошли к ним стремительно. Весь экипаж «Челябинска» действовал очень профессионально».

 

Тут Руслан Шамильевич  с улыбкой напомнил и о том, как называлась тонувшая шхуна - «Success» в переводе означает «Успех».

 

Татьяна Седых.

Фото экипажа Т.Седых.

Фотографировали спасательную операцию третий помощник капитана Д. Васильев и старший помощник Е. Левченко.

 

«Московский Комсомолец» в Хабаровске», 10.01.12

http://hab.mk.ru/article/2012/01/09/658795-kapitan-rasskazal-kak-spasali-v-tatarskom-prolive-shhunu-success.html

 

P.S.

Напомним, 28.12.2011 г. теплоход «Челябинск» (Россия), благодаря которому был спасен экипаж рыболовной шхуны «Саксес», зашел в порт Ванино. В этот же день 5 членов экипажа – жители Сахалинской области (в том числе капитан) отправлены на пароме в порт Холмск, 6 человек доставлены до места жительства в Советскую Гавань, двое жителей Приморского края отправили домой железнодорожным транспортом.

 

По факту происшествия Ванинская транспортная прокуратура проводит проверку соблюдения требований законодательства о безопасности мореплавания. Поскольку установлено, что 16.08.2011 г. шхуна вышла в плавание из порта Невельск Сахалинской области, проверка дополнительно поручена Сахалинской транспортной прокуратуре. Проверка по факту происшествия с рыболовной шхуной «Саксес» продолжается.

.