В наступившем году наконец-то появилась надежда предать земле прах 9 авиаторов-комсомольчан, погибших 09.08.2011 в катастрофе на севере Магаданской области. Намедни следственный орган передал родным результаты генотипоскопической экспертизы биологических частиц 8 членов экипажа АН-12 для торжественного погребения под общим мемориальным комплексом. Но вдовы летчиков намерены ждать свидетельство о смерти их девятого товарища - штурмана Вячеслава Фирсова. Факт его гибели эксперты смогли констатировать на основе обнаруженных фрагментов тела лишь с вероятностью 50 процентов.
Крест на месте крушения |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Командир Александр Филатов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Пилот-инструктор Виктор Немытьков |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Второй пилот Роман Шадрин |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Штурман-инструктор Вячеслав Фирсов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Бортинженер-инструктор Игорь Александров |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Бортрадист Александр Любимов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Бортоператор Николай Красиков |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Инженер Сергей Познанский |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Авиатехник Евгений Гуров |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
ПОЛГОДА МОЛЧАНИЯ
Расследование по факту гибели 11 людей, доставлявших рейсом Ли-9209 очередной груз в аэропорт Кепервеем у поселка Билибино, длится почти полгода. Впрочем, это, конечно, не абсолютный временной рекорд для одних из самых зашифрованных в нашей стране специалистов Международного Авиационного Комитета (МАК), многозначительных представителей СК РФ и многоопытных судмедэкспертов, не привыкших в «особых случаях» спешить с официозами по резонансным инцидентам без специальных указаний от невидимого дальневосточникам московского начальства.
По-прежнему широкие круги общественности не знают итогового заключения - какая же из выдвинутых версий крушения нашла подтверждение в ходе многомесячных следственных трудов? Некачественное обслуживание судна наземными службами аэропортов или нарушение регламента ремонтных работ на авиапредприятии Ростова-на-Дону для продления самолету срока действия Сертификата летной годности? Ошибка экипажа или отказ бортового оборудования вследствие форс-мажорных обстоятельств? «Человеческий фактор», спровоцированный метеоусловиями или перегруз воздушного грузовика-трудяги, построенного Ташкентским заводом имени Чкалова в 1963 году?
Однако за 5,5 месяцев в распоряжении редакции накопился буквально чемодан официальных документов, аудиофайлов и видеозаписей, сполна обосновывающих жалобы пострадавших семей на сверхзатяжное расследование уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ - «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации …воздушного транспорта».
А в конце лета и осенью, поддаваясь предостережениям некоторых ответственных лиц, якобы, свято оберегающих тайну следствия, родственники погибших летчиков не стали «сливать никаких текущих данных журналистам». Но молчащие в своем невыносимом горе вдовы напрасно ждали исчерпывающей правды о причинах явно неудовлетворительной работы полевой комиссии с последующим затягиванием генотипоскопической и криминальной экспертиз, а также волокиты со стороны летной, инженерно-технической и административной подкомиссий.
Сегодня семьи летчиков, лишенные адекватной материальной и моральной поддержки со стороны местных властей, государства и бизнес-эксплуатантов старейшего АН-12 (принадлежащего КнААПО и переданного в лизинг ОАО «Авис-Амур»), уже сожалеют, что еще в конце лета не обратились за информационной поддержкой к авторитетным краевым и федеральным СМИ. Но лучше поздно, чем никогда…
МАГАДАНСКАЯ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ»
Родные членов экипажа, заинструктированные различными чинами, оставались в полном неведении о дате окончания расследования, ежемесячно выслушивая сообщения о его очередном продлении. Все это время они пребывали в унизительном статусе абсолютно бесправных представителей родственников, «пропавших без вести». Впрочем, уже с первых часов после катастрофы операторы так называемой «горячей линии» в Магадане (как оказалось, вовсе не «бесплатной и открытой») всевозможными лингвистическими уловками просто отбивались от женщин-комсомольчанок, переключая их на психологов. И в трубке звучали совершенно бесполезные успокоительные фразы.
В иных случаях чиновники КЧС областного центра, как свидетельствуют близкие погибших при исполнении служебного долга, просто бросали трубку или откровенно хамили. Кстати, и собкора «Приамурских Ведомостей» один из уполномоченных штабистов КЧС зам губернатора Владимир Чуфенев, вместо ответа на вопрос о конкретной дате начала поисков, просто послал подальше. Но дело теперь уж вовсе не в отсутствии элементарной культуры и компетенции у магаданских управленцев…
Пока вся страна во весь голос и в реальном режиме анализировала в телестудиях и на страницах газет многочисленные воздушные и водные инциденты 2011 года, упорное молчание всех ведомственных пресс-служб о катастрофе, зафиксированной на азимуте 40 градусов в 311километрах от Магадана, побудило некоторых беспредельных репортеров на особо циничные уловки. Кое-кто из самых проворных СМИшников добывал номера домашних телефонов семей погибших, напрямую задавая их малолетним детям вопрос: «А ты, случайно, не знаешь, мальчик, как умер твой папа»?
То, что выдавали сразу по «горячим следам» без всякой проверки торопливые СМИ в эфир по поводу пропавшего с радаров объекта на северо-востоке России, породило в мировой сети самые невероятные массовые слухи и ворох «желтых» сюжетов. Например, о «причастности к катастрофе военных частей, проводивших в этот день пуски ракет с камчатских позиций», о «чудовищном перегрузе самолета, затаренного сверх нормы взрывчаткой», о «доставке неучтенного драгметалла под выборы», «опасном радиационном грузе для АЭС» и пр.
По докладу экипажа на борту самолета возникла течь топлива и в дальнейшем пожар. Командир принял решение о возврате в Магадан, приступив к экстренному снижению. Вплоть до столкновения с землей штурман Фирсов поддерживал связь с диспетчером. Все, что было после - покрылось мраком неизвестности, обросло гирляндами догадок. Многие комсомольчане и сегодня обсуждают возможность сгорания людей заживо и предполагают, во что может превратиться человек при резкой разгерметизации кабины. Этот и прочий народный вымысел был порожден, кроме прочего, и молчанкой напыщенных пресс-служб Колымы и Москвы.
Но вся уводящая от реалий дезинформация, судя по нынешним откровениям некоторых членов поисково-спасательной группы, а также по рассказу охотоведа Елены Красиковой, инициировавшей нелегальную экспедицию в район крушения, была, возможно, выгодна как раз тем, кто до сих пор скрывает истинную хронологию экстренных мероприятий в конце лета на далекой дальневосточной сопке. Но тайное, как говорил один честный персонаж, всегда становится явным.
Искусственное замалчивание промежуточных результатов неудовлетворительной по многим показателям поисково-спасательной операции оборачивается не в пользу экспертов, чересчур быстро покинувших труднопроходимую и чересчур промозглую местность, не дождавшись просветления небес, и явно грозит служебным несоответствием некоторым региональным организаторам технического обеспечения непростой поисковой операции в горной тундре.
Гигантскую рытвину от рухнувшего и взорвавшегося самолета уже после того, как ее с 12 по 17 августа с горем пополам обследовали 36 членов следственной группы СК и МАК и сотрудников областной структуры МЧС, буквально накануне большого снега успели осмотреть несколько добровольных искателей. Именно они в середине сентября за несколько часов нашли и передали следствию важнейшие вещественные доказательства, которые не удалось обнаружить десяткам профессиональных экспертов.
РЕШЕНИЕ КРАСИКОВОЙ
Если бы на месте крушения не побывала охотовед с 20-летним стажем Елена Красикова, сегодня без вести пропавшим считался бы не только штурман-инструктор 1-го класса Вячеслав Фирсов. В этом же страшном списке до середины сентября числился и бортоператор Николай Красиков, известный в Приамурье и как классный спец, налетавший более 10 тысяч часов, и как руководитель детских турпоходов в Саяны и Приморье, а также лидер пяти дальних ледовых переходов по Амуру.
Именно женщина - биолог, рискнув побывать на месте гибели родного брата, добралась с Зеи на Колыму. После прилета в Магадан она предприняла рискованный поход в район падения самолета при сопровождении двух местных ребят, лично обнаружив на месте катастрофы, кроме других немаловажных предметов, крупный фрагмент человеческих останков. Елена доставила бесценную для православного человека находку в Омсукчанское РОВД. Вскоре эксперты официально установили: данный биологический материал действительно соответствует ДНК 56-летнего Николая Константиновича Красикова. В итоге, благодаря гражданке Красиковой, заторможенное следствие продвинулось еще на один важный шаг.
14 января Елена, согласившись на телефонное интервью, сообщила из Благовещенска нашему Комсомольскому собкору подробности своей экспедиции по безымянным трактам и нехоженой тундре Колымы:
- Когда пришло известие о катастрофе, я не поверила, что моего любимого брата нет в живых. Траура наша семья не объявляла, но дикая тревога не давала покоя. Сначала стала звонить в экстренные службы Магаданской области, чтобы согласовать свой выезд на место крушения, но мне отвечали, что добраться туда никак невозможно. Однако решение искать Николая было бесповоротным, тем более и профессия у меня мужская, напрямую связавшая судьбу с дикой природой. Самостоятельно по крохам собрала информацию о единственном реальном маршруте в точку падения самолета, вышла на местных коллег, выславших подробную карту местности. Со мной обязательно бы отправилась на поиски и жена Николая - Татьяна Красикова. Она ведь участник многих туристических акций. У нее, действительно, есть опыт выживания в тайге, но операция на головном мозге и последние события буквально подкосили ее здоровье.
Жители Омсукчана Иван Титченко и Владимир Беленко, прагматично обсудив с Еленой Константиновной все детали рискованной экспедиции, рассчитанной вопреки представленным аргументам на поиск живых членов экипажа, согласились выступить проводниками и обеспечить экспедицию самой необходимой амуницией и охотничьим оружием. Стрелять потом не пришлось, но по мнению старожилов, медведь превращается в людоеда, попробовав однажды даже неживого человеческого мяса, которое вместе с раскуроченными агрегатами и обломками фюзеляжа, перетертого каменистым грунтом, лежало на склоне сопки более 3 суток, пока туда 12 августа не добралась вертолетом первая группа следователей.
Сотрудникам МЧС, готовивших палаточный штаб к прибытию сотрудников МАК и СК, «строго рекомендовали» не касаться «биоматериала». Он гнил почти 80 часов при 100-процентной влажности воздуха среди россыпей денег и документов, товаров народного потребления и продуктов питания, школьных принадлежностей и автомобильных рам, которые так и не долетели до заказчиков Кепервеема.
ПУТЬ К БРАТУ
…Добравшись 7 сентября поездом из Зеи в Хабаровск, Елена сразу вылетела в Магадан, где наняла такси до Верхнего Балыгычана, расположенного в сотнях километрах от областного аэропорта. Все за свой счет. Денег в таких случаях не жалеют. В вымирающем населенном пункте осталось всего несколько жителей, но женщину с материка тепло приняли на ночлег совершенно незнакомые люди. Тетя Таня по-колымски, без лишних вопросов, проводила на рассвете гостью в дальнюю дорогу.
Затем Елена уже с Иваном Титченко и Владимиром Беленко преодолели на бывалом советском джипе километры бездорожья, по которому до этого ходили лишь гусеничные вездеходы. Потом исчезли и следы траков. Люди с ружьями, минимумом снаряжения и спутниковым телефоном, одолженным без лишних вопросов у сотрудника Минприроды в Хабаровске, выйдя из машины на старт пешего маршрута, полтора суток пути не снимали болотных сапог. Под ногами чавкала оттаявшая мерзлота, вода среди бурелома и стланика - по колено, в воздухе сплошная холодная морось.
- После первого ночлега на полпути до цели мы обсушили одежду у костра, укрывшись под целлофановым экраном, а с рассветом ускорили движение, опасаясь приближения снежного циклона. - вспоминает Елена Константиновна. – До полудня начался затяжной подъем. Тогда осознала, что правильно сделала, что не взяла в этот путь никого из жен членов экипажа. Даже если снабдить их современной экипировкой и болотниками, это восхождение все равно за пределом женских физических возможностей. Вскоре на склоне среди валунов и растительности стали попадаться скрученные от влаги школьные тетрадки, учебники и горы разбухших памперсов.
Примерно в 600 метрах от крайней линии разброса фрагментов крушения искатели увидели два шалаша с примитивными очагами из камней и укрытиями из веток. Здесь пытались обсыхать после дневной работы среди постоянной водяной взвеси члены следственных групп. Уже широко известно, что нескольких настоящих палаток с настилами, установленных магаданскими спасателями, не хватало для отдыха всех сотрудников МАК и СК. Снаряжение, которое дальневосточное руководство МЧС демонстрирует на показных учениях, здесь, увы, не наблюдалось.
Много энергии, как вспоминают очевидцы поисков, тратилось и на нервные перепалки московских экспертов с местным персоналом, не обеспечившим нормальные условия работы экспертам. Может быть, из-за этих трудностей территория разброса фрагментов крушения представилась некоторым участникам поисковой операции «диаметром до 2,5 километров»? Именно такую цифру выдавали СМИ официальные пресс-релизы сразу нескольких ведомств. На самом деле обозначенная постфактум реальная зона поисковых работ вокруг непосредственного места столкновения самолета с землей не превышала в радиусе и 500 метров.
- Особо активных поисков с нашей стороны на месте ЧС не предпринималось, сил после сложного перехода почти не оставалось, лично у меня начали проявляться травмы, полученные в пути, - говорит Елена Красикова. – Я молча стояла у большого православного креста, который был изготовлен в Омсукчане, а установил его здесь в память о своих погибших товарищах командир сменного экипажа Ан-12 Сергей Кондрашов. Потом смотрела на горный грунт, выбитый многотонной машиной, интуитивно ходила по склону, обнаружив там личные вещи брата. Подумала, что при взрыве, о котором сообщалось, наверное, многое должно быть покрыто копотью. Однако отметила, что явных следов гари на отломках фюзеляжа нет. Перед самым ночлегом, когда мы собрались искать дрова для костра и воду в распадке, я наткнулась на фрагмент, ставший в последствие главным доказательством смерти моего брата.
ГОРОД ЖДЕТ
Группа добровольцев побывала там не зря и вовремя. Когда Красикова, Беленко и Титченко, добираясь в Омсукчан, спустились в долину речки Нябол, пошел снег, растворяя картинки с разбросанных букварей и укрывая слоем страшную мозаику оставшихся позади непригодных, судя по всему, для экспертизы вещдоков. Лоскут человеческого тела, упакованный в пакет, Елена Константиновка передала сотрудникам местного РОВД, приобщивших находку к утихающему для общественности уголовному делу.
Затем снова сотни километров на такси, Магаданский аэропорт, рейс до Хабаровска, где ее встретил у трапа следователь Дмитрий Кутиков и проводил на автобус до Комсомольска. В городе, где проживает большинство родственников погибших летчиков, обессиленная экстремальной экспедицией женщина нашла в себе силы встретиться с семьями членов экипажа и подробно рассказать об итогах своего марш-броска на Колыму. Вернувшись домой в Зею, Лена Красикова первым делом увидела старшего брата Владимира, который не один десяток лет летал на вертолетах и повидал немало. Но только в середине сентября его волосы вдруг побелели сплошняком.
Гибель экипажа АН-12 переживали на Дальнем Востоке, а, возможно, и за его пределами очень многие люди, знавшие и уважавшие команду воздушного грузовика, только проявлялось переживание по-разному. Например, первыми собрали все, что могли (по пять тысяч для каждой пострадавшей семьи) простые, не очень богатые, но дружные жители Кепервеема, где борт под номером RA-11125, летающий сюда с 1997 года, ждали всегда как огромное крылатое чудо, доставлявшее с материка все необходимое для зимнего выживания в северо-восточной глубинке.
Затем решением Правительства Хабаровского края каждой пострадавшей семье в середине прошлой осени была выделена сумма в размере 200 тысяч рублей. По десять тысяч вдовам выдал предприниматель с Чукотки Владимир Шехов, он же обещал подкошенным горем женщинам организовать следующим летом поездку на место гибели летчиков. По некоторым данным, совсем иная поддержка ожидалась и от компании, эксплуатировавшей самолет после ремонта в Ростове, где, возможно, по одной из версий, так и не заменили все резиновые шланги (дюриты) в топливной системе.
Зато в Комсомольске через пару недель после гибели земляков по полной программе весело отмечали День Авиации, забыв даже словом помянуть ушедших навсегда авиаторов. И местная власть ничем не поддержала родственников до сих пор. Заместитель градоначальника С. Н. Семенов в письме от 29.12.11 обещал рассмотреть решение о соответствующей материальной помощи в 2012 году. Разные регионы – разные мерила... Семьям погибших посетителей итальянского ресторана в Москве, где во время застолья рванули кухонные баллоны, распорядители столичного бюджета буквально на следующий день оформили компенсацию по 1 миллиону рублей.
Также известно, что большую помощь по проектированию мемориального комплекса экипажу борта RA-11125 оказало КнААПО, где в обозримом прошлом летчики долгое время трудились во славу завода имени Гагарина. Осталось дождаться объявления даты похорон. А для этого, судя по всему, придется ждать решения суда о признании погибшим штурмана-инструктора 1-го класса Фирсова Вячеслава Александровича.
Тем временем, в Комсомольске-на-Амуре, где многие родные, близкие и коллеги ушедшей из жизни команды уже устали ждать официальных вердиктов свыше, сегодня никто не отрицает народной версии причины гибели экипажа: жертвуя собой, он решил уводить горящую машину от ближайшего аэропорта, вокруг которого живут люди. Хотя Ан-12 мог приземлиться на грунтовой взлетно-посадочной полосе в Омсукчане. В городе уже достаточно хорошо известен стих местного поэта Юрия Белова, также налетавшего в свое время немало часов на разных типах самолетов. Он знает, о чем пишет.
«Последний» говорить у нас не принято –
Они считали «крайним» этот рейс,
Свой АН-12 подготовив к вылету,
Такой знакомый и надёжный весь.
Как будто вижу: вот и шасси сложены…
Над столиком плывёт кофейный пар…
Вдруг – голос бортмеханика встревоженный –
«Движок четвёртый…лампочка «пожар».
Пожарный кран и кнопка на тушение,
Давили, да оно не помогло…
Единственно возможное решение -
Садиться. Но и тут не повезло.
Сесть некуда, огонь не унимается -
Представлю, так мурашки вдоль спины,
И парашюты нам не полагаются.
А значит - все! Гореть обречены.
И грянул взрыв от пытки избавлением
В двух километрах над глухой тайгой,
Где, слава Богу, нету населения,
Одно зверьё гуляет над рекой.
Вот так и собирали их разбросанных.
Шанс на успех не очень был высок,
В особенности, связанный с вопросами,
А как определить, где, чей кусок.
«Жестко, но правда», - единодушно прокомментировали эти строки вдовы 9 летчиков, каждая из которых в ожидании достойной траурной церемонии бережно хранит мешочек с колымским грунтом, впитавшим прах их любимых мужчин.
Юрий Ковалев
«Приамурские ведомости», 25.01.12
P.S. Когда номер готовился к печати, дальневосточный представитель СК РФ сообщил СМИ официальную причину крушения: техническая неисправность.
.