И. Матвеев
И. Матвеев

Вероятно, уже в пятницу будет оглашен приговор по скандальному делу майора Внутренних войск МВД Игоря Матвеева из Владивостока. 10 мая он в своем видеообращении к президенту России предал гласности ряд различных нарушений и злоупотреблений в приморских частях ВВ. После этого Матвеева уволили и обвинили в избиении двоих военнослужащих, произошедшем 24 февраля 2011 года. Сам Матвеев считает увольнение и уголовное дело местью командиров. Командование, в свою очередь, утверждает, что Матвеев выступил с видеокомпроматом только для того, чтобы избежать своего увольнения и привлечения к ответственности, о чем он будто бы знал заранее.

 

Дело об избиении прапорщика Луканина и сержанта Чернакова из в/ч 6890 рассматривалось владивостокским военным гарнизонным судом с середины июля. На днях гособвинитель потребовал назначить Матвееву наказание в виде лишения свободы на срок четыре года и три месяца, а также лишить его воинского звания «майор». Адвокат Матвеева Маргарита Люденко, со своей стороны, указала на «обвинительный уклон» процесса. Она находит собранные доказательства противоречивыми и считает необходимым оправдать Матвеева.

 

Вчера Игорь Матвеев выступил с последним словом. «Я долго думал: какой наглости нужно набраться лжепотерпевшему и командованию воинской части, чтобы вменять мне события, которые вообще не имели места!» — заявил Матвеев. По его словам, он действительно «воспитывал» прапорщика Луканина, накануне пойманного на продаже наркотиков, и в сердцах использовал нецензурную брань, чего и раньше не отрицал. Затем у КПП части Матвеев «сделал замечание» сержанту Чернакову (это майор тоже признавал раньше). Однако никого из них, в очередной раз заявил Матвеев, он не бил.

 

По словам подсудимого, «легенда» о том, что он приказал Луканину принять упор лежа, после чего нанес удар ногой, была придумана командованием части в столь детализированном виде для убедительности: «Такое вроде бы не придумаешь. Если бы просто подошел и ударил — было бы наивно…» Что до инцидента у КПП, то, по словам Матвеева, можно было взять запись с видеокамеры и убедиться, что он никого не бил. «Полковник юстиции Макаренко сказал мне, что через 40 дней запись автоматически стирается, но мы живем в XXI веке. Эту запись легко восстановить — там один магнитный носитель, такую процедуру неоднократно проводили наши офицеры», — говорит Матвеев. Он пообещал через полгода представить дополнительных свидетелей защиты, которые сейчас, проходя службу в бригаде, боятся давать правдивые показания. По словам Матвеева, если бы он в самом деле хотел избежать заслуженного наказания за избиение, он вел бы себя совсем другим образом и мог бы «с миром» уволиться в запас, получив при этом обещанное жилье.

 

— У меня вопрос: если врет генерал, если врет командующий войсками, как не будет врать солдат, либо сержант, либо прапорщик? Здесь, вот в этом зале, командующий войсками (имеется в виду командующий Восточным региональным командованием ВВ МВД РФ генерал-лейтенант Виктор Стригунов из Хабаровска. — Прим. ред.) неоднократно излагал ложную информацию! Он говорил, что у меня больше 20 взысканий, но в материалах дела имеется моя служебная карточка. Говорил, что якобы я на офицерском собрании, на суде чести, встал и заявил: пил, пью и буду пить… Но я доказал, что я отсутствовал на этом собрании вообще, оно проходило за моей спиной! — говорит Матвеев.    

 

Подсудимый заявил, что он «морально готов отбыть срок наказания».

 

— Но я обязательно вернусь. И уже тогда я буду своими силами и возможностями устанавливать истину по этому делу, — пообещал Игорь Матвеев. — Главный свидетель для меня — я сам.

 

По поводу возможного лишения звания «майор» Матвеев заявил, что он, участник трех локальных войн, отдавший службе почти 20 лет, при любом исходе никогда не будет считать себя «бывшим майором».

 

— Единственное, о чем жалею, — что командованию воинской части удалось добиться своего. Фабрикацией этого дела они отвели все вопросы, связанные со злоупотреблениями… Теперь объектом внимания номер один является Матвеев, а не полковник Султанбеков (командир 107-й бригады ВВ. — Прим. ред.), не подполковник Маков (начальник штаба бригады. — Прим. ред.), не генерал Стригунов… То, что вменено мне так показательно и топорно, — оно напрочь отсекает желание у других офицеров воспрепятствовать происходящему. Неоднократно от самого командующего и от генерала Горбача, его первого заместителя, звучали слова о том, что процесс будет показательным, чтобы другим неповадно было… Возникает вопрос: каким способом тогда еще можно воспрепятствовать противоправным действиям органов военного управления, которые называют себя системой? Это не система. Это пиявки на этой системе! Я неоднократно проходил психиатрические экспертизы, и один врач в Хабаровске мне сказала: Игорь Владимирович, у вас нет заболеваний, но есть одна проблема — вы не можете адаптироваться в социуме. Я спросил ее: если все воруют, я тоже должен воровать?

 

И. Горбач
И. Горбач

Упомянутый Матвеевым генерал-майор Игорь Горбач — первый замкомандующего ВРК ВВ МВД, командированный из Хабаровска, хотя и не участвовал в процессе прямо, но с самого начала, что называется, не оставался в стороне. Он чуть ли не постоянно дежурил у здания гарнизонного суда, знакомил журналистов с отрицательными характеристиками Матвеева, беседовал то со свидетелями, то с представителями гособвинения. Матвеев предполагал, что задача Горбача — «работа» со свидетелями обвинения.

 

Сам генерал, что естественно, это опровергает и утверждает, что никак не может влиять ни на свидетелей, ни тем более на суд. На вопрос о том, зачем он второй месяц является к зданию суда в служебное время, хотя его-то в суд как раз не вызывают, Игорь Горбач вчера ответил уже с заметным раздражением: «Я защищаю честь Внутренних войск!» И начал выдвигать свои претензии уже к журналистам, освещающим процесс: мол, публикуют «необъективные материалы», защищающие «подонка, который избивает военнослужащих», и тем самым давят на правосудие.

 

Кстати, о чести Внутренних войск. Строго говоря, она защищалась (или должна была защищаться) совсем в другом суде — Советского района Владивостока. После матвеевских разоблачений в этот суд на майора поступило целых три иска — со стороны в/ч 6890 (штаб 107-й бригады ВВ во Владивостоке), в/ч 3411 (часть ВВ в Чугуевке, прославившаяся «собачьими консервами») и лично от комбрига Султанбекова, потребовавшего извинений и полмиллиона в компенсацию морального ущерба. 29 июля суд Советского района отклонил иск в/ч 6890 к Матвееву. Дальше представители в/ч 3411 на суд по своему иску вообще не явились, а после стало известно, что истец отказался от иска. Остался без рассмотрения и иск Султанбекова в связи с неявкой последнего. Очень странное поведение истцов; Матвеев, естественно, заявил: «Они просто поняли, что проиграют все дела». РИА PrimaMedia привело комментарий полковника Султанбекова: «Мы просто решили… не распыляться сразу на несколько дел. Сперва дождемся окончания уголовного дела, которое уже приближается к финишу, а затем снова подадим иски в гражданский суд».

 

Уже завтра, по словам судьи Виктора Француза, может быть оглашен приговор первой инстанции по уголовному делу об избиении прапорщика и сержанта. Каким он будет, мы, конечно, не можем знать, но, судя по настроению подсудимого и его адвоката, надежды на оправдание весьма слабые. С другой стороны, избиение военнослужащих формально никак не связано с теми или иными нарушениями в воинских частях, о которых говорил Матвеев в своем майском обращении. И даже признание майора виновным не будет означать, что Матвеев в своем обращении был не прав и что в приморских частях ВВ дела обстоят наилучшим образом.

 

Авченко Василий,

«Новая газета» во Владивостоке», № 101, 08.09.11

http://novayagazeta-vlad.ru/101/Protsess/NeposledneeslovomayoraMatveeva

 

см. также: Внутренние бои во Внутренних войсках

Гуманный Советский суд

.