В нынешнем году заканчивается следствие по одному из подобных дел — т. н. заводской бригады. Группу граждан, на данный момент обвиняемых, помимо прочего, в создании организованного преступного сообщества и бандитизме, арестовывали на протяжении не одного месяца, отлавливая по всему Приморскому краю и даже в столице. Затем «кололи» на признания, добывали подкрепляющие доказательства и косвенные улики, разыскивали свидетелей, чтобы в итоге раскрыть около двух десятков эпизодов убийств и покушений, в т. ч. и совершенных по найму, то есть «заказных». И это не считая разбойных нападений, грабежей, похищения людей, незаконного хранения оружия, боеприпасов и взрывчатки, а также менее тяжких преступлений.
* * *
Организаторами и лидерами банды считают Алексея Рыжих (позднее, однако, сменившего фамилию на Горбачев) и его сводного младшего брата Евгения Горбачева. Уроженец Октябрьского района Приморского края, Алексей Рыжих-Горбачев проживал большей частью в поселке Заводском под Артемом, но и родной район не забывал — в том числе и по части криминального промысла. Именно с одного из таких эпизодов в Октябрьском районе в мае 2007 года, за который Алексей Рыжих-Горбачев был приговорен к 10 годам колонии, и началось нынешнее расследование.
По версии Рыжих и его подельников — Сергея Колецкого и Льва Гапонова, — ранним утром 18 мая 2007-го они отправились в Октябрьский район рыбачить и отдыхать. Накладную бороду и шапку явно не по сезону Колецкий, как он позже пояснял, взял с собой, так как хотел загримироваться под пожилого человека и снизить риск быть остановленным инспекторами ДПС, поскольку вел машину нетрезвым. А в районе села Заречного у них, мол, сломалась машина и они пошли за помощью.
Пришли прямо к местной школе, где располагался и детский сад. Как раз к тому времени туда подъехала Татьяна Бурмистрова, супруга предпринимателя из Покровки, занимавшегося грузоперевозками из Китая, — женщина на джипе «Тойота Лэнд Круизер Цигнус» привезла в детсад малолетнего ребенка. А «рыбаки», решившие попросить ее о помощи в ремонте своей машины, заперли за нею ворота, чтобы она не смогла выехать со двора, и, дождавшись ее на выходе из школы, попытались силком затащить в ее же собственную машину. Но Татьяна Бурмистрова оказала сопротивление похитителям и сумела, вырвавшись, убежать обратно в школу, где завидевшие происходящее женщины подняли крик и стали звонить в милицию. Тогда незадачливые «рыбаки» со «сломанной машиной» спешно запрыгнули в ее джип и уехали на нем…
Впрочем, уехали они недалеко. Новенький джип ценой под два миллиона рублей, как оказалось, мало интересовал Рыжих с подельниками, и машину они бросили в лесу. Но тут, на беду, их красную «Мазду», ранее уже мелькавшую у подворья Бурмистровых, заметил местный участковый. И подъехал поинтересоваться, что за люди тут и по каким делам. Следует отдать должное «гуманизму» бандитов: убивать участкового не стали, только связали и разоружили, отобрав табельный «ПМ». После чего сами разделились и уже поодиночке выбирались из района, оцепленного милицией. В частности, на наличные деньги, что были в сумочке Татьяны Бурмистровой, похищенной вместе с джипом, купили в одном из сел старый мотоцикл с коляской и на нем выехали проселками, минуя милицейские посты.
* * *
Скрываться этой троице удавалось довольно долго. Что и неудивительно, если знать, что, например, табельный «макаров» участкового был каким-то образом подброшен одному из руководителей бывшего УБОПа при УВД ПК и, к всеобщему облегчению, снят с розыска. К облегчению — потому что сбежавший бандит или даже трое бандитов — дело нормальное, а вот утрата табельного оружия сотрудником — целое ЧП, за него спрашивают на уровне министерства. И потому оружие ищут активнее, чем самих бандитов.
Хотя, возможно, секрет в другом. Тот же Сергей Колецкий, профессиональный угонщик автомобилей, которому, как в голливудском боевике, «угнать за 60 секунд» что раз плюнуть, на следствии и суде показывал, что их целью тогда был не угон джипа, а похищение жены бизнесмена и что за этим похищением стоят столь влиятельные люди, что называть имена он попросту боится. И вполне вероятно, что именно благодаря этим самым «влиятельным людям» бандитам так долго удавалось скрываться, что Лев Гапонов, самый молодой из этой троицы, успел… попасть в тюрьму по другому делу! И за эпизод в Октябрьском районе получил 12 лет, а с учетом имевшегося срока — все 16 лет лишения свободы.
Когда же за решеткой оказался Алексей Рыжих-Горбачев, тоже долго ухитрявшийся скрываться от розыска, находясь преимущественно в Приморском крае и непосредственно в поселке Заводском, за него стал хлопотать его младший брат Евгений. Которого первым, как говорят неофициальные источники (а официальные не говорят ничего вообще!), «покололи» на признание в совершении нескольких «заказных» убийств и покушений, включая покушение на убийство бизнесмена Прокопенко (партнера по бизнесу Владимира Бурмистрова), которому в сентябре 2006-го взорвали машину.
Тот же Евгений Горбачев стал первой ласточкой в судебном рассмотрении этого дела: три недели тому назад он был осужден по целому набору тяжких статей УК РФ, включая убийство двух и более лиц общеопасным способом, покушение на убийство, три эпизода разбойных нападений, незаконное хранение оружия и взрывчатых веществ и участие в банде. По совокупности доказанных обвинений приговорен к 15 годам лишения свободы и, возможно, будет выступать свидетелем на предстоящем процессе своих подельников.
* * *
Всего же по данному делу проходят, по неофициальной информации из неофициальных же источников, до десяти человек. Не считая тех, кто все же смог скрыться и находится в розыске (к таковым, в частности, относили Александра Уса, бывшего замначальника отдела милиции в поселке Заводском и давнего знакомого Алексея Рыжих-Горбачева, который якобы успел скрыться после первого же допроса в качестве свидетеля, еще до предъявления ему обвинений). Скольким еще фигурантам дела удалось скрыться — опять же тайна следствия. Но зато известно, что двое из четверых участников «разборки» со стрельбой, случившейся в Заводском в марте 2009 года, тоже проходят по делу банды и дела в отношении них были выделены из производства по тому делу. В тот раз были убиты — буквально расстреляны — двое юношей из Заводского, имевших неосторожность повздорить в кафе с матерыми бандитами. Другие участники этого инцидента уже осуждены, но основными виновниками считаются именно «выделенные» фигуранты, имена которых не разглашаются.
Кроме того, если верить слухам (а больше верить-то и нечему!), участникам «заводской банды» вменяют ряд тяжких преступлений, убийств, покушений на убийства, разбойных нападений, совершенных в течение последних десяти лет, но долгое время остававшихся нераскрытыми «глухарями». Это взрывы автомашин в Приморском и Хабаровском краях, расстрелы бизнесменов (в том числе и «авторитетных»), совершенные в Приморье и даже в Москве. В частности, одному из нынешних обвиняемых, известному в прошлом спортсмену-каратисту Сергею Авилову, вменяют соучастие в убийстве граждан Фишмана, Поплавского и Никитченко, которые были расстреляны в январе 2001 года у дома № 3 на ул. Михайловской в Заводском, где проживал Поплавский, около полуночи 29 января из пистолета «ПМ». Также участников банды во главе с Рыжих-Горбачевым подозревали в причастности к расстрелу на трассе джипа «Тойта Ленд Круизер Прадо», в котором ехали «авторитетный бизнесмен» Александр Малащенко с женой, — их обстреляли из автоматов, Малащенко погиб на месте.
Это лишь те эпизоды деятельности банды, сведения о которых попадали в местные СМИ в результате утечки информации следствия, в том числе и от самих обвиняемых, сумевших позвонить из СИЗО «на волю». Кроме того, милиционер Александр Ус в прошлом году сам обращался в прессу с жалобами на «милицейский беспредел» и пытки в отношении своих земляков из Заводского — Алексея Якупова и Владимира Тараненко (родственника Алексея Рыжих-Горбачева), но вскоре после этого, говорят, Ус скрылся. И если выстроить список обвиняемых по этим крупицам информации, то в составе банды кроме братьев Алексея и Евгения Горбачевых как минимум должны присутствовать Сергей Авилов и Владимир Тараненко (Якупов был допрошен и отпущен, аресту не подвергался). Другие имена остаются «тайной следствия» — не говоря уже об именах тех, кто выступал в этих преступлениях «заказчиками» и кто на протяжении многих лет обеспечивал неуязвимость и неуловимость банде.
* * *
В течение последних двух лет Следственный комитет совместно с ОРЧ-4 УУР УВД ПК и отделом ГУ МВД по ДВФО, а также при участии оперативников УФСБ по ПК достиг заметных успехов в раскрытии как старых дел, так и относительно «свежих». Таких как похищение и убийство Нелли Горячих, директора ресторана «Зеркальный», похищенной и убитой год тому назад (по данному делу выявлена целая банда, ряд фигурантов арестованы, включая двоих сотрудников транспортной милиции, супруги Дмитрий и Ирина Вдовины объявлены в розыск); таких как группа «черных риэлторов-убийц» Владимира Басманова (бывшего сотрудника УБЭП) и Сергея Власенко-Мошникова (бандиты почему-то любят менять фамилии) и других.
Но приходится признать, что накануне пресловутого саммита АТЭС-2012 до обеспечения безопасности во Владивостоке и Приморском крае еще далеко: людей продолжают похищать, убивать и грабить порой среди бела дня! И нынешней полиции пока не удается с этим справиться: несмотря на то что на улицах краевого центра звучат выстрелы, подозреваемые оказываются на свободе, даже будучи не раз задержанными ранее, что наглядно свидетельствует о наличии «покровителей» и связей, позволяющих избегать наказания и оставаться «неуловимыми».
И сколько бы ни поставили на раскуроченных улицах новых фонарей, полицейского под каждым фонарем не поставишь. А следовательно, говорить о безопасности будущих гостей, среди которых ведь будут не одни ВИП-персоны на лимузинах и под охраной, но и статусом попроще, те же иностранные корреспонденты, участники делегаций, обслуживающий персонал, — не приходится, как минимум пока. Бандиты вряд ли проявят чудеса гостеприимства, и саммит может обернуться скандалами такого масштаба, что их уже не удастся укрыть от посторонних глаз привычной завесой «тайны следствия».
Булавинцев Виктор,
«Новая газета во Владивостоке», № 99, 25.08.11