В. Михалев |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
О ликвидации очередной школы в канун 60-летия со дня ее основания объявил мэр Комсомольска-на-Амуре Владимир Михалев. Население сразу четырех населенных пунктов, расположенных в самых дальних окрестностях города Юности, вышло на центральный проспект Комсомольска с транспарантами, чтобы во время шествия официально продемонстрировать свое несогласие с властью и пресечь многолюдным митингом чиновничий беспредел.
МЭРСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ
За школу в поселке им. Попова. Протест учителей в Комсомольске-на-Амуре |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Городские реформаторы, выполняя свой же утвержденный план до 2011 года, уже успели упразднить два вечерних учебных заведения, ликвидируют коррекционный спец.интернат и готовят аналогичный приговор еще двум школам. Например, обитатели поселков имени Попова, Старт, Хальгасо и «Северный городок» оказались «виновны» в том, что их школу, заложенную в 1951 году для работников крупнейшего в регионе радиоцентра, посещает сегодня только 73 школьника. Пошептавшись втайне от населения, как принято у хозяев Комсомольска уже «третий выборный срок», ревностные исполнители финансовых директив Фурсенко решили отыграться в первую очередь на «городских провинциалах», наиболее отдаленных от городской администрации.
- Мы здесь не передовики, а отстающие, …в Хабаровске около 10 школ одномоментно закрыли, - цинично подводит в местном телеэфире итоги краевых «соревнований по закрытию учебных учреждений» глава Комсомольска Владимир Михалев, и тут же пеняет на вышестоящее руководство, сетуя на безвыходность ситуации. - В прошлом году приезжал министр образования и говорит: «Я вам даю деньги, а вы что делаете? Вы их направляете совсем не туда, вы содержите очень большое количество школ, вы вкладываете в здания-сооружения огромное количество денег».
Заученные, наполненные массой цифр фразы о субвенциях, дотациях и оптимизациях твердят нынче через местные СМИ и заместитель мэра Юлия Мацко, и куратор горообразования Тамара Овсейко. Вторят им о «наполняемости школ» и, якобы, неминуемых издержках подушевого финансирования все преданные мэру советники и помощники. Но при этом ни слова о судьбе самих сельских детей. Зато начальник Центрального Округа города Виктор Рулев, прибывший в сопровождении высокопоставленных чиновниц на встречу с сельчанами, юристами, депутатами и журналистами в «обреченную» поселковую школу, напрямую заявил: «Вопрос вашего учреждения уже решен. Приступим к обсуждению доставки школьников в город».
ЧЕМОДАН С ДВОЙНЫМ ДНОМ
Когда спешащего выполнить важное административное задание управленца Рулева буквально засвистал сельский сход, далеко небезграмотные представители приамурского радиоцентра и их правозащитники сразу прояснили главное. Адепты школьной модернизации, как оказалось, забыли совместить свое служебное рвение с федеральным, а заодно и краевым законодательством. Запамятовали они и такой факт: 11-летка поселка имени Попова – единственная школа Комсомольска, которой Постановлением № 43 от 21.02.2011 года краевое Минобрнауки официально присвоило особый статус «малокомплектной школы».
Согласно действующему российскому законодательству, именно для таких школ «…при определении норматива финансирования должны учитываться затраты, не зависящие от количества обучающихся», а наполняемость их классов «определяется исходя из потребностей населения».
- Невзирая на это, мэр Михалев вместе со своими подчиненными продолжает настаивать на том, что именно наша школа «забирает финансирование других образовательных учреждений», – констатирует житель поселка имени Попова Сергей Колесников. – Неужели управленцы такого уровня положения о малокомплектных школах не знают? А ведь Владимиру Путину, судя по всему, уже довели шокирующую информацию о самых ретивых региональных реализаторах программы «Наша новая школа».
Премьер, отчитываясь 20 апреля о работе Правительства РФ в Госдуме, призвал всех чиновников страны избегать непродуманных решений при реформировании системы образования и не случайно напомнил установку: «Даже при создании в стране крупных образовательных центров и их филиалов, …возможно обоснованное сохранение малокомплектных школ». «Эти преобразования должны быть абсолютно понятны и приняты обществом», - добавил Путин. Но чиновники Комсомольска, как видно, по своему понимают правительственную политику, которая на поверку, как «чемодан с двойным дном» для восточных окраин страны.
- Вы одно лечите, другое калечите, - прямо заявляет главным муниципальным чиновникам молодой отец Антон Шкаран. – Если не справляетесь с новым механизмом финансирования муниципального образования, значит, закрывайте невостребованные школы где-нибудь в черте города. Там дети могут хотя бы на трамвае или автобусе доехать пару остановок до ближайшего учебного учреждения. Но почему-то в жертву реформам вы решили принести наш последний и самый отдаленный от Комсомольска очаг культуры и образования. Необоснованная «оптимизация» шокирует не только семьи нынешних школьников, но и родителей будущих первоклашек. В поселках, где власти пытаются прервать нормальный процесс обучения, сейчас проживает более 100 малышей в возрасте до 7 лет. Что уготовано поколению, насильно оторванному в преддверии 1 сентября от родной школы, рассчитанной на 300 школьников?
ШКОЛА, ЗАГНАННАЯ В АВТОБУС?
- Наших ребят мэрия намеревается ежедневно доставлять в одну из городских школ, но каким образом?! – вопрошает реформаторов Комсомольска Юрий Абросименко, экс-командир развернутой воинской части, дислоцированной в поселке Старт. – Сейчас мы возим школьников в поселок имени Попова по утвержденному маршруту длиной в 10 километров на специальном автобусе, полученном в рамках федерального нацпроекта «Образование». Чиновники, видимо в непродуманном порыве, предложили преодолевать нашим детям и учителям 20-километровую дистанцию несколькими дополнительными автобусами или несколькими рейсами по пустынным трассам и пригородным промзонам.
В погожий весенний день представители родительского комитета в присутствии журналиста провели эксперимент, проехав, как положено, со скоростью 40 километров в час до школы, куда хотят перебросить учеников. Совершив лабораторный рейс, полковник Абросименко доложил итог лично мэру Михалеву: с учетом всех остановок получилось ровно 1 час 18 минут только в одну сторону. В лютые холода и пургу, как отметил офицер, возможен и другой результат. А случись поломка транспорта в 40-градусный мороз, обычный для этих мест?
Протестующие сельчане вполне допускают, что муниципалитет таки изыщет каким-то образом в своем или краевом бюджете миллионы рублей, потратив колоссальные по местным меркам средства в угоду реформам - на закупку и переделку просторных корейских автоэкспрессов под перевозку детей. Но неужели специалисты администрации Комсомольска не подсказали своему мэру жесткий норматив СанПиН, ограничивающий впредь время доставки детей к школе до 30 минут?
Впрочем, у жителей поселков накопилось этой весной масса риторических вопросов. Но все надзорные органы хранят гробовую тишину. Молчит и городской прокурор Пахомов, и руководитель местного подразделения Роспотребнадзора Мясоедов, в адрес которого родители направили письмо с просьбой в силу служебного долга защитить детей. Зря искали избиратели поддержки и у своего депутата Алексея Петрова. Работник металлургического предприятия честно признался, что в связи с напряженным графиком работы не имел пока возможности вникнуть в неоднозначную ситуацию и, тем более, не намерен перечить муниципалитету, который, по стойкому убеждению малоизвестного в своем округе парламентера, «наверняка заранее все взвесил и тщательно продумал».
«Можно ли так легко позволить власти Комсомольска увеличить на 2,5 часа учебный день тех же первоклашек, лишая загнанных переездами школьников дополнительных занятий во второй половине»? – восклицает по телефону член родительского комитета Инна Толстова, дозвонившись до министерского аппарата Хабаровского края. «Со своими детьми взрослые так не поступают», - подводит главный итог апрельской встречи с городскими чиновниками ученица 4 класса Настенька Шкаран….
СТРАШИЛКИ РЕФОРМАТОРОВ
73-летняя Капитолина Григорьевна Кулагина, проживающая в поселке имени Попова с 1952 года, напоминает журналистам хронологию уничтожения социально-культурной инфраструктуры родного «Радиоцентра» после развала СССР:
- Когда наши ясли и детсад поочередно закрывали, тоже ведь власти обещали автобус для малышей. Стали телефонные станции в Комсомольске модернизировать, мы вообще без стационарной связи остались. Теперь только на выборах, как на фронте, провод к избирательному участку кидают. А в остальные дни о нас вообще муниципалитет не помнит. Хоть бы раз мэр заехал поглядеть как мы тут живем, с народом на месте пообщался. Руин-то все больше. Кругом одни «памятники перестройке», хотя советская власть даже в самые трудные послевоенные годы находила средства строить для жителей микрорайона просторную школу, уютные сад и ясли, шикарный по тем временам клуб. Зато сейчас большинство наших жителей зависят от расписания муниципального автобуса, который ходит до восьми вечера между городом и так называемым городским микрорайоном с интервалом в два часа.
Парадокс, но даже на этом фоне в городском микрорайоне «Поселок имени Попова» живет немало молодежи. Здесь в последние годы, вопреки демографическим тенденциям, появляются десятки новых семей, намеренных обживаться и рожать в экологически чистой зоне, отдаленной от чадящего города солидным таежным массивом. А добротное и ухоженное здание школы для них – не только форпост образования, с которым молодожены связывают будущее своих детей, но и последний местный очаг культуры и социальной жизни. В окрестных поселках больше негде проводить спортивные соревнования, праздничные мероприятия, турслеты, выездные семинары, встречи с ветеранами, а также голосовать за власть, решившую вдруг перечеркнуть последние надежды жителей обременительной муниципальной периферии.
- Зато подконтрольные городские СМИ предоставляют эфир и обширные газетные площади в первую очередь главным идеологам ликвидации школ Комсомольска, - говорит городской правозащитник Олег Паньков, тщетно пытавшийся не раз высказать мнение большинства земляков в местной прессе. – Сейчас, например, начальник отдела образования Тамара Овсейко пытается погасить протестные настроения местного населения крайне циничным аргументом: «Восполнения детского населения Комсомольска … ожидать не приходится. Десятилетний демографический провал обернулся ямой, восполнение которой невозможно в ближайшие 20 лет». При этом чиновница, настаивая на консервации и ликвидации школ, явно не видит или не желает видеть иного способа повышения зарплаты учителям. Другой управленец Юлия Мацко, также умалчивая об особом режиме финансирования малокомплектной школы, просто пугает сельских педагогов: «Когда у вас в этой школе зарплата учителей будет на уровне пяти тысяч рублей, вы сами отсюда разбежитесь».
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУКАВСТВА
- Зарплата при трудоустройстве в городских школах вряд ли нас порадует, – не без оснований прогнозирует завуч малокомплектной поселковой школы Ирина Лиходиенко. - Во что обойдется учителю проезд от поселка до города плюс скромный обед в Комсомольске мы уже хорошо посчитали. Ежемесячно 2,5 тысячи, как минимум. Явно не решит реорганизация путем слияния школ и проблемы полноценного финансирования городского образования. Кроме того, неизбежен конфликт при аттестации учителей, претендующих на одну должность. Кому-то из наших коллег, так или иначе, придется пополнить списки безработных педагогов. Мы не собираемся таким способом занимать места преподавателей городских учебных учреждений, хотя квалификация учителей нашей школы достаточно высокая.
Реальные результаты отдаленной от города одиннадцатилетки сполна обличают лукавство муниципальных реорганизаторов, уверенно говорящих о низком качестве образования в малокомплектной школы поселка имени Попова. Директор Ольга Пак документально демонстрирует достижения опытного педагогического коллектива и талантливых детей. Среди выпускников школы 18 медалистов, многие ученики прошлых лет стали известными учеными, руководителями предприятий.
Впечатляет и свежая статистика поступлений молодежи из окрестных поселков в престижные вузы страны. Не обходится без их участия ни региональные спортивные соревнования, ни краевые и всероссийские олимпиады. Ухоженное просторное здание этой малокомплектной школы, в отличие от многих учебных заведений Приамурья, не вызывает сомнений у пожарной инспекции, а здешний спортзал признан одним из лучших среди муниципальных общеобразовательных учреждений.
- И все же дело не только в хорошем состоянии здания, - считает бывший директор школы, а нынче пенсионер Юрий Носов. – Можно предположить, что ожидает сельских детей в коллективе городской молодежи. При мне несколько лет назад проводился капитальный ремонт нашей школы. В этот период весь школьный коллектив был вынужден перебазироваться на несколько месяцев в городскую школу. Сразу упала успеваемость, не раз назревали острые конфликты между «местными» и «чужими», хотя детям из поселков отвели для занятий отдельное помещение-пристройку. Надо учесть, что школа и район, куда администрация собирается внедрить более 70 детей с периферии, не самые благополучные в криминальном отношении. Только за два прошедших года там зарегистрировано 5 серьезных преступлений, совершенных школьниками. В то время как в школе поселка имени Попова детская преступность сведена в 2010 году к нолю.
Опасения бывшего директора школы подтверждают в один голос и ученики младших классов. Катя Гатаулина и Ксюша Кузнецова вспоминают свои летние каникулы, вынужденно проведенные на базе городской школы, как сериал «Свои среди чужих». Однако малышня, придавленная недобрыми перспективами и реформаторским напором городских чиновников, все же не теряет надежды продолжить учебу в своих родных классах. Эту надежду, к счастью, пока еще поддерживает действующее законодательство РФ.
МИНИ-ЛИКБЕЗ ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ
- Хотелось бы напомнить всем реформаторам образования некоторые положения ФЗ, - пытается местная учительница Наталья Савченко открыть глаза городским управленцам, слепо и бездушно исполняющим указания Фурсенко по поводу подушевого финансирования. – Это касается не только попытки сэкономить на сельских детях, наладив учебный процесс на автобусных колесах. Согласно статье 50 ФЗ «Об образовании», перевод школьников в другие образовательные учреждения возможен только с согласия родителей. Ликвидация школ и детсадов, как гласит статья 34, допускается только с одобрения схода жителей населенных пунктов. А на основании ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» решение органа местного самоуправления о реконструкции, модернизации или ликвидации признается недействительным в случае отсутствия всесторонне экспертной оценки.
КОММЕНТАРИЙ ДЕПУТАТА КРАЕВОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ
- Ситуация такова, увы, не только в поселке имени Попова, - информирует лидер городских коммунистов Вадим Воеводин. - Мне часто приходится ездить по районам Хабаровского края. Складывается впечатление, что 27 регион России постепенно опускается до уровня Колумбии. Многие поселки губернии власть превращает в убогие резервации. Правительство «реформаторов», вещая ежедневно о модернизации и нана-технологиях, обязано еще и честно сказать людям, что на самом деле ожидает население моногородов, сельских поселений при такой социально-экономической политике. А жителям края надо сегодня в первую очередь консолидироваться и поддержать стремление жителей четырех протестующих поселков сохранить свою школу.
Юрий Ковалев
«Советская Россия», № 45 (13551), 26.04.11.
(по материалам «СР», автор).
P.S. Когда материал готовился к печати, компетентный правительственный источник сообщил нашему корреспонденту о решении власти сохранить школу в поселке им. Попова. Также стало известно о лишении 0,5 ставки завуча Ирины Лиходиенко буквально на следующий день после митинга, на котором педагог выступала за сохранение школы. Коллеги расценивает данный приказ, как начало репрессий против учителей, отстоявших учреждение образования согласно Закону, но против воли муниципалитета.
.