Михаил Водопьянов
Михаил Водопьянов

18 ноября 1899 года родился Михаил Васильевич Водопьянов – один из первых Героев Советского Союза. Столь высокую награду он получил за спасение экипажа и пассажиров парохода «Челюскин» в Чукотском море в 1934-м. А за четыре года до этого подвига молодой полярный летчик открыл первую воздушную пассажирскую линию по маршруту Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Сахалин.

Внучка легендарного авиатора и семейный биограф Мария Водопьянова дала эксклюзивное интервью нашему изданию.

– Мария Юрьевна, вы до 7 лет жили в одном доме вместе с дедом. Расскажите, каким он вам запомнился? Что это был за человек?

– Дедушка был очень добрым и отзывчивым. Ему писали письма со всех уголков нашей огромной Родины, и он всегда находил время, несмотря на свою занятость, на них отвечать. А содержание было разным. Кто-то просил устроить сына в летное училище, другие – решить бытовые вопросы или посодействовать с квартирой. Он, конечно же, помогал.

Я родилась на Новом Арбате (в 1963–1990 годах это была часть проспекта Калинина), недалеко от Кремля. И меня из роддома принесли в удивительный Дом на набережной, или, как его тогда называли, Дом правительства, на ул. Серафимовича, 2. В огромную пятикомнатную квартиру. Семья ведь была большая: пятеро детей.

Биография Михаила Васильевича Водопьянова (1899–1980) исключительно богата на факты. В феврале 1918 года он добровольно вступил в Красную армию, служил обозным в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». В 1928-м окончил летную школу «Добролета», а год спустя – Московскую летно-техническую школу. С 1929-го работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» Всероссийского акционерного общества «Добролет» в Хабаровске.

10 января 1930 года на самолете «Юнкерс» Ф-13 с бортовым номером СССР-127 он проложил воздушный маршрут Хабаровск – Нижняя Тамбовка – Николаевск-на-Амуре – Оха – Александровск-на-Сахалине. А 9 января (дата начала полета) стало официально Днем рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке.

Во время перелета по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский 12 февраля 1933 года Михаил Водопьянов потерпел аварию над Байкалом. Но остался жив.

В конце марта 1934-го вылетел из Хабаровска на самолете Р-5 на спасение челюскинцев вместе с Виктором Галышевым (командир звена) и Иваном Дорониным. 12 апреля спас 10 человек. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза (Звезда №6).

Михаил Водопьянов – участник высокоширотной секретной экспедиции «Север-1», имевшей место в 1937 году. 21 мая 1937 года на самолете Н-170 (флагман) АНТ-6-4М-34Р «АвиаАрктика» (доставлял участников экспедиции «СП-1» и оборудование к Северному полюсу) он впервые применил тормозной парашют, чтобы уменьшить пробег по льдине (парашют, правда, оторвало). Это было его изобретение и первое использование воздушного тормоза на самолете.

В 1938 году стал одним из организаторов поиска самолета «Родина» Гризодубовой, Расковой и Осипенко (в районе между Читой и Хабаровском было занято до 50 военных и гражданских самолетов).

Михаил Водопьянов – фронтовик, участник Великой Отечественной войны. Он бомбил Берлин в 1941-м...

– В прошлый раз мы говорили с вами об участии Михаила Водопьянова в Великой Отечественной войне [см. «Он спасал челюскинцев, он бомбил Берлин…», «ПВ» №16 от 29.04.2020, стр. 6–7]. В этот раз давайте сделаем акцент на спасении челюскинцев. Им ведь в этом году исполнилось 90 лет. Причем в прямом смысле слова, ведь ту дату они отмечали как второй день рождения. Что об операции вам рассказывал дед? Как их встречали по дороге домой? Какой прием был в Москве?

– «Большое счастье выпало на мою долю – спасать челюскинцев», – так дедушка оценивал ту героическую эпопею. В тяжелых зимних условиях он пролетел 7,5 тыс. км из Хабаровска на Чукотку, в село Ванкарем, а оттуда уже в ледовый лагерь Шмидта, за 150 км от берега.

Из его воспоминаний: «Летишь по неизведанному району, не знаешь, что впереди, а спросить-то не у кого... Говорили, что на горизонте должен быть виден черный дым. Это челюскинцы жгли костер – лили масло и бросали в него свои вещи... Я искал черный дым!.. И вот он – поднимается ввысь... Не знаю, кто больше тогда обрадовался – я или они...»

Встречала челюскинцев буквально вся страна! Сначала 104 человека – команда и пассажиры «Челюскина» на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» прибыли с Чукотки во Владивосток. Это было 7 июня 1934 года. И оттуда уже отправились на специальном литерном поезде (пассажирский состав состоял из вагонов повышенной комфортности и купейных) в Москву. Да, были они и в Хабаровске. 10 июня 1934 года с их участием в городе прошел митинг и шествие.

Дедушка говорил, что ему запомнилось море цветов. Ведь на всех станциях и полустанках их встречали толпы людей с букетами и угощениями. А маршрут был рассчитан так, что везде, где можно, паровоз останавливался для дозаправки водой и углем. Михаил Водопьянов в своих записях назвал Транссиб дорогой цветов. Он также вспоминал, как мимо одной из станций поезд прошел без остановки. И там за составом все бежала женщина и кричала: «Детки, что же вы не остановились?! Я вам пирогов напекла!..»

19 июня 1934 года в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с дождем листовок и проездом в открытых машинах по главным улицам столицы. Состоялась беседа с руководителями партии и советского государства. На Красной площади прошел военный парад и выступление физкультурников. А затем – 24 июня челюскинцев встречал Ленинград.

– С кем из челюскинцев дед дружил или поддерживал отношения? Кто приходил домой?

– Экипаж и пассажиры долгие годы дружили семьями, поддерживали связи. Были традиционные встречи – 13 февраля в ресторане «Прага» в Москве. Эта та дата, о которой вы говорили выше. Челюскинцы действительно отмечали ее как свой второй день рождения. Именно тогда в 1934 году затонул пароход «Челюскин», сдавленный льдами в Чукотском море. А шел он, прокладывая Северный морской путь за одну навигацию, из Ленинграда во Владивосток.

Я знаю, что к нам в гости приходил Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин (он жил в том же Доме правительства). Дедушка даже был крестным у его сына. Михаил Водопьянов также дружил с Героем Советского Союза Василием Сергеевичем Молоковым.

И ведь была история, когда Молоков, Громов и Водопьянов спасли от ареста отца Всеволода Шиловского (нашего известного актера) – Николая Владимировича, директора авиационного завода. Они договорились о назначении его начальником станции Северного морского пути в Тикси. Так что дружба у авиаторов была крепкая, проверенная временем и делами.

– В этом году 90 лет званию «Герой Советского Союза» и 85 лет с начала вручения, помимо грамот, Золотых звезд. Как это происходило? И где хранится награда теперь?

– Это известный исторический факт. Сначала в 1934-м первым Героям вручили лишь грамоты от ЦИК СССР. 14 апреля того года на первых страницах центральных газет был опубликован текст открытой телеграммы от руководителей советского государства (Сталина, Молотова, Ворошилова, Куйбышева и Жданова) к семи полярным летчикам, участвовавшим в спасении терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». Там говорилось об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением подвига, – звания «Герой Советского Союза» и о присвоении его летчикам Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову и Доронину, а также о награждении их орденом Ленина и о выдаче им единовременной денежной премии в размере годового жалования.

В 1939 году для тех, кто удостоился высшей награды, был введен особый отличительный знак – Золотая медаль «Герой Советского Союза». Первым семи Героям-летчикам ее вручил в Кремле лично Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин. Эта традиция продолжилась и потом.

Звезда Героя Советского Союза Михаила Водопьянова с номером 6 и грамота хранятся в семье его младшей дочери Натальи Михайловны Рузайкиной. Сейчас – у ее сына.

– Как и чем Михаил Водопьянов обычно писал свои заметки, которые потом использовались в книгах? Ведь он был членом Союза писателей СССР!

– Он писал свои воспоминания сначала карандашом. (Потому что им можно работать и в жару, и в холод, и не бояться высоты, давления, того, что чернила прольются или застынут. Ведь авторучек еще не было, а если сломается грифель, есть возможность быстро заточить.) Делал наброски о своих авиационных историях в тетрадках и блокнотах. А потом уже набирал на печатной машинке.

Он писал очень хорошо: доступным, понятным языком. Одна из его самых удачных книг – «Полярный летчик». Это настоящая энциклопедия жизни!

Михаил Водопьянов писал, как служил обозным в воздушном дивизионе «Илья Муромец», летал на самолете «Конек-горбунок», учился в летной школе общества «Добролет».

О войне он рассказывать не любил. Но однажды, будучи маленькой, я спросила: «Дедушка, тебе не было страшно лететь на Берлин?» А он ответил: «Было страшно. Но это затмевало нечто иное – бесконечная любовь к Родине».

Его единственная книга о войне – «Штурман Фрося». К 75-летию Победы издательство «Детская литература» переиздала ее. Когда дедушку спросили: «Когда же вы все это успели написать?» – он ответил: «Я просто работал...»

Был такой известный поэт – Феликс Чуев. Он сочинял про многих авиаторов. Есть у него и про Михаила Водопьянова: «Штучный летчик Водопьянов, / богатырь всея Руси...»

Всего дедушка написал 32 книги и, как я недавно выяснила, не три, а пять пьес!

Старшее поколение – они такие молодцы: по крупицам сохраняли и собирали газетные вырезки, фотографии, поздравительные адреса, блокноты, черновики. Недавно мой двоюродный брат отдал мне генеральскую шинель Водопьянова. А я дорожу книгой моего дедушки с дарственной надписью. Такой презент он сделал в 1968 году – мне тогда исполнилось 5 лет.

– До какого года Михаил Водопьянов поднимался в небо?

– Он летал до 1954 года. Ему было 55 лет – рекорд в то время. Но последние годы работы Михаила Водопьянова в небе нам не очень известны. Видимо, это были секретные полеты. Мы предполагаем, что он оказывался и на Южном полюсе. Подробностей, к сожалению, не знаем. Они нигде не афишируются.

Есть факт, что в 1948–1950 годах дедушка участвовал в военных высокоширотных экспедициях, в которых он руководил авиационной частью. Михаил Водопьянов осуществил несколько уникальных посадок стратегического бомбардировщика Ту-4 на ледовые аэродромы. Самолеты были оснащены системой дозаправки топливом в воздухе и способны были нанести ответные ядерные удары по передовым базам США в Западной Европе, в том числе в Великобритании.

Беседовал Константин ПРОНЯКИН, фото из архива семьи М.В. Водопьянова

«Приамурские ведомости», №45