Следствие считает, что действия и бездействие Дмитрия Лаврентьева и Дмитрия Гробова привели к аварийному происшествию на АПЛ с гибелью людей. Фото: Владимир Павлов / Коммерсантъ
Следствие считает, что действия и бездействие Дмитрия Лаврентьева и Дмитрия Гробова привели к аварийному происшествию на АПЛ с гибелью людей. Фото: Владимир Павлов / Коммерсантъ

Завершено расследование уголовного дела об аварии на атомной подводной лодке К-152 «Нерпа», в результате которой погибли 20 человек. По версии следствия, виновными в чрезвычайном происшествии являются двое — командир субмарины гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист этой же лодки старшина 2 статьи Дмитрий Гробов. Офицер настаивает на своей невиновности, а его адвокат заявил, что истинной причиной аварии является «бессовестное воровство государственных средств при строительстве АПЛ».

 

Военным прокурором Тихоокеанского флота утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по факту аварии на атомной подводной лодке К-152, сообщил вчера помощник прокурора Роман Колбанов. Обвинение предъявлено командиру АПЛ Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту Дмитрию Гробову. «Следствие пришло к выводу, что именно их действия и бездействие повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести еще 38 членам экипажа»,— сообщил господин Колбанов. Гвардии капитану первого ранга инкриминируется превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий — смерти по неосторожности двух и более лиц (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Старшина второй статьи обвиняется в причинении по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ), а также в причинении, вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей, тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды (ч. 2 ст. 118 УК РФ). От предоставления более подробной информации Роман Колбанов уклонился, добавив только, что материалы дела направлены для рассмотрения по существу в Тихоокеанский флотский военный суд. Замруководителя военного следственного управления ТОФ Юрий Сазонов был краток: «Лаврентьев не обеспечил должный уровень подготовки личного состава К-152, что привело к тяжким последствиям». От более подробных комментариев представитель следствия отказался.

---------

 

АПЛ К-152 «Нерпа» проекта 971У «Щука-Б» строилась на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. После завершения государственных испытаний была включена в состав ВМФ России 28 декабря 2009 года. Предполагается, что лодка должна быть до октября текущего года передана в аренду Индии сроком на десять лет за $650 млн. Пока АПЛ проходит подготовку к передаче индийской стороне на одном из подразделений АСЗ судоремонтном заводе «Восток» в Большом Камне (Приморский край).  

-------

 

Командир АПЛ К-152 Дмитрий Лаврентьев стал фигурантом уголовного дела в 2009 году. Ему, а также бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок капитану 1 ранга Сергею Захарченко было предъявлено обвинение в совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст. 293 УК РФ (халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Максимальное наказание по этой статье — до 7 лет лишения свободы. В итоге у следствия претензии остались только к господину Лаврентьеву, но обвинение ему было переквалифицировано на более тяжкую статью, предусматривающую наказание уже до 10 лет лишения свободы.

 

В штабе Тихоокеанского флота информацию о завершении расследования по факту аварии на АПЛ «Нерпа» официально не комментируют. «Действия следствия не подлежат обсуждению», — сказал пресс-секретарь командующего ТОФ Роман Мартов. Неофициально офицеры штаба флота не скрывают возмущения выводами следствия. По их словам, причиной аварии стало техническое несовершенство лодки, сбои в программном обеспечении компьютерных систем АПЛ. «Именно по этой причине АПЛ никак не удается довести до ума и сдать индийской стороне. А Лаврентьев в ситуации 8 ноября действовал грамотно, благодаря его командам удалось избежать самого худшего, не потерять лодку», — сказал один из офицеров, добавив, что командование флота по-прежнему доверяет гвардии капитану 1 ранга командование лодкой К-152. В штабе ТОФ информацию о том, что господин Лаврентьев остается командиром экипажа «Нерпы» официально подтвердили.

 

Дмитрий Лаврентьев от общения с прессой пока отказывается. Его адвокат Александр Кулаков сообщил „Ъ“, что сторона защиты будет настаивать на рассмотрении материалов дела с участием коллегии присяжных заседателей и рассчитывает на полное оправдание. «Истинной причиной гибели людей является нарушение своих служебных обязанностей рядом должностных лиц промышленности, бессовестное воровство государственных средств при строительстве лодки»,— заявил адвокат Кулаков. Он добавил, что материалы следствия позволяют назвать всех истинных виновников аварии на АПЛ. «Но следствие не желает даже установить, кто является виновником того, что в систему пожаротушения вместо необходимой дорогой, но относительно безопасной смеси, был закачан дешевый ядовитый тетрахлорэтилен»,— сказал адвокат. Более подробно свою позицию сторона защиты намерена обнародовать уже в ходе судебного процесса. Что касается Дмитрия Гробова, то ранее представители следствия заявляли, что он полностью признает свою вину. Его адвокат Валерий Портнов от комментариев отказывается.

 

Алексей Чернышев, Владивосток,

Коммерсантъ(Хабаровск), №56 (4594), 01.04.2011

http://www.kommersant.ru/Doc/1611873

.